Демографическая среда в России: тенденции развития, влияние на маркетинг фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание

Демографическая среда – это комплексная количественная характеристика и качественная оценка демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, брачности, разводимости), протекающих на определенной территории: их тенденций, итогов к определенному периоду и последствий. Основная цель расчета показателей статистики населения — оценка демографической ситуации, сложившейся на конкретной территории в конкретных условиях места и времени, ее прогноз на будущее.

Содержание

Введение
1 Сущность демографии
1.1 Объект демографии
1.2 Факторы, влияющие на демографическую ситуацию
2 Демографическая ситуация в РФ
2.1 Анализ современной демографической ситуации в РФ
2.2 Перспективы демографического развития России
3 Демография как фактор маркетинга фирмы
3.1 Определение и сущность демографического фактора
3.2 Влияние демографической ситуации на маркетинг фирмы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1 28
Приложение 2 30
Приложение 3 33

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)


14. Демографическая среда в России: тенденции развития, влияние на маркетинг фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

1 Сущность демографии

1.1 Объект демографии

1.2 Факторы, влияющие на демографическую ситуацию

2 Демографическая ситуация в РФ

2.1 Анализ современной демографической ситуации в РФ

2.2 Перспективы демографического развития России

3 Демография как фактор маркетинга фирмы

3.1 Определение и сущность демографического фактора

3.2 Влияние демографической ситуации на маркетинг фирмы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1              28

Приложение 2              30

Приложение 3              33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Демографическая среда – это комплексная количественная характеристика и качественная оценка демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, брачности, разводимости), протекающих на определенной территории: их тенденций, итогов к определенному периоду и последствий. Основная цель расчета показателей статистики населения — оценка демографической ситуации, сложившейся на конкретной территории в конкретных условиях места и времени, ее прогноз на будущее.

В соответствии с таким пониманием, характеристика демографической ситуации включает 3 группы элементов: статическую оценку численности, сложившейся возрастно-половой структуры населения и параметров его воспроизводства; анализ динамики демографических процессов, формирующих численность и структуры населения; прогноз тенденций и оценку их демографических последствий. Каждая из этих групп элементов описывается соответствующей системой показателей.

Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни признана всеми государствами, осознавшими опасность быстрого роста мирового населения, особенно в развивающихся странах, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития. Становится очевидным, что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных факторов, каковыми они являются по своей сути, превращаются в негативные; что повышение социального статуса женщин, образовательного и культурного уровней населения являются, пожалуй, самыми эффективными в плане контроля над рождаемостью; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к колоссальным материальным затратам, значительно ухудшая не только возможности экономического и социального развития, но и решение проблем народонаселения.

Целью курсовой работы является взаимосвязь маркетинга и демографической среды. Для достижения цели решим задачи:Е

1.      Определим сущность демографической среды, тенденции ее развития.

2.      Дадим определение маркетинговой среды

3.      Покажем необходимость учета демографической ситуации при составлении маркетинга фирмы.

При анализировании данного вопроса были использованы материалы сайтов: эксперт. ру http://expert.ru, материалы векипедии, данные Росстата, работы Медкова, Волгина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность демографии

1.1 Объект демографии

Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности.[9, с.8]

Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей, воспроизводства населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений. Демография имеет своим объектом определенную область действительности, которую не изучает никакая другая наука, - возобновление поколений людей, т. е. процессы взаимодействия рождаемости, смертности, а также брачности, прекращения брака и воспроизводства населения в целом.

Под населением обычно понимают совокупность людей, проживающих на какой-либо территории. Такого понимания, выделяющего в качестве атрибутивного два основных признака – количественный (то, что население – это совокупность) и территориальный (то, что население связано с определенной территорией), вполне достаточно для большинства наук, для которых население – объект исследования.

Однако для демографии такое понимание является недостаточным. Оно отражает важный, но лишь поверхностный слой определения населения как понятия демографической науки, то, с чего, собственно, начинается его изучение, что является исходным пунктом демографической анализа. Важно и необходимо знать, какова численность населения страны, в каком направлении и с какой скоростью эта численность изменяется, какова численность мужчин и женщин, как население распределяется между основными возрастными группами и т. д. И это знание является частью демографической статистики, или статистики населения.

И, прежде всего, демографа будет интересовать под влиянием чего эта численность и этот состав населения изменяются. Иными словами, население интересует демографа с точки зрения его воспроизводства, т.е. того социального процесса, который является собственным и исключительным предметом демографии.

Для демографа основным, существенным, атрибутивным признаком является не количественный признак и не территориальный и не любой иной, а исключительно способность населения к воспроизводству, к постоянному возобновлению через процессы смены поколений, т. е. через рождаемость и смертность. Поэтому можно сказать, что население для демографа – это самовоспроизводящаяся совокупность людей. [9, с.12]

 

1.2 Факторы, влияющие на демографическую ситуацию

Существует несколько основных факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию. [4, с. 49]

1) Фактор политики государства. Абсолютно ясно, что политика, проводимая государством влияет и на экономическую ситуацию в стране, и на уровень социальной защищенности, и на законодательную поддержку семьи и брака.

Направление же демографической политики зависит от цели, преследуемой той или иной страной. Например, в Китае и Японии, где на сравнительно небольших площадях проживает огромное количество людей, политика государства направлена на снижение рождаемости. Основной лозунг этих стран: «Одна семья – один ребенок». Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

2) Экономический фактор. Этот фактор оказывает влияние на все демографические структуры и процессы. По мнению доктора медицинских наук профессора В. Овчаровой, доля трудных условий жизни, ухудшение материального комфорта составляет в общей картине снижения рождаемости примерно 30%. А падение уровня благосостояния и как следствие ухудшение питания, рост цен на лекарства и медицинское обслуживание напрямую ведет к увеличению смертности.

Экономический фактор влияет также на внутреннюю и внешнюю миграцию, так как расселение населения в немалой степени зависит от факторов заработной платы и возможности трудоустройства.

3) Фактор социальной защищенности. Все слои населения должны получать от государства социальную защиту, если этого не происходит, то увеличивается масштаб внешней миграции, которая приводит к уменьшению численности населения.

Государству необходимо предоставлять населению пенсии, детские пособия, субсидии, льготы. Это не только материальная помощь, такая забота со стороны государства порождает в людях чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.

4) Фактор войн. Война является одной из главных причин неестественной убыли населения. Во время войн погибает огромное количество людей, еще больше лишаются здоровья. Два из четырех демографических кризиса в истории России были связаны с войнами разного характера. Первый кризис (1914 - 1920) происходил в годы Первой Мировой Войны, а также Гражданской войны. Третий кризис (1941 - 1945) связан с Великой Отечественной Войной, где наша страна потеряла по разным оценкам от 16 до 20 млн. человек.

5) Национальный и религиозный факторы. На сегодняшний день в России обострилась национальная обстановка. В связи с многочисленными террористическими актами у населения появилась настороженность к представителям других национальностей.

Ежедневно происходят акты мести со стороны русского населения по отношению к азербайджанцам, армянам, таджикам и др. Появилась тенденция к созданию одноконфессиональных и однонациональных семей. Такие события также приводят к снижению уровня миграции из многих государств. [6, с.34]

6) Фактор государственной и законодательной защищенности института семьи и брака. На сегодняшний день одной из главных составляющих демографического кризиса является отказ от материнства, выражающийся в абортах, отказе от детей, отречении от родительства как такового, а также тенденция к созданию малодетных семей.

Большое влияние оказывает утрата среди населения ценностей семьи и брака, выражающаяся в так называемых гражданских и гостевых браках, многочисленных разводах, внебрачном рождении детей и т. д. Это происходит потому, что государство недостаточно уделяет внимания вопросам семьи и брака. Необходимо возрождение института семьи и брака на государственном уровне, всесторонняя поддержка матерей и отцов, супругов, детей и т. д.

7) Фактор эпидемий. Отрицательное воздействие этого фактора невозможно побороть без грамотной политики государства в области здравоохранения, достойного материального снабжения медицинских учреждений, строгим наблюдением за здоровьем населения. Ведь эпидемии способны за очень короткое время существенно снизить численность населения, они очень опасны.

 

 

 

2 Демографическая ситуация в РФ

2.1 Анализ современной демографической ситуации в РФ

Для современной России характерна сложная, напряженная демографическая ситуация. К началу 2010 года численность населения Российской Федерации составила 141,9 млн. человек. До 2010 года естественная убыль населения находилась на стабильно высоком уровне (0,7 - 0,9 млн. человек в год). Этот показатель позволят говорить о происходящем в России процессе депопуляции. Депопуляция – систематическое уменьшение численности населения – затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы.

За одну минуту в России сегодня рождается три человека и умирает четыре. В то же время в Китае за ту же минуту рождается 38, умирает 16, в США, соответственно, 8 и 4, в Африке 8 и 3. В Индии в минуту фиксируется 48 рождений и 17 смертей, в Пакистане — 10 и 3. В Европе и Японии прирост населения примерно нулевой (рождается столько же, сколько и умирает), но в четырёх из семи самых развитых стран мира всё–таки наблюдается пусть и небольшой, но прирост населения.

До 2010 года в России воспроизводилась сверхсмертность: умирало 2,3 млн. человек в год, в пересчете на 100 тыс. населения — в 2 раза больше, чем в Европе и США. В 3 раза больше в России, чем в среднем по миру, самоубийц (40 на 100 тыс. населения) и по этому показателю мы занимаем первое место в мире. Продолжительность жизни мужчины в России — составляет неполные 59 лет — ниже, чем в Египте (Африка) и Боливии (Латинская Америка). В то же время в Японии — 77 лет и 4 месяца, в Швеции — 77 лет, в Великобритании — 75, во Франции — 74,5, в Германии — 74,4, в США — 74. При этом надо учитывать то, что в конце 1960–х годов в СССР благодаря развитию советской медицины продолжительность жизни достигла уровня ведущих западных стран.

В итоге, по словам одного из ведущих демографов страны Л.Л. Рыбаковского, «сложившийся режим воспроизводства населения» сочетает в себе «европейскую рождаемость и африканскую смертность»

Российская Федерация занимает сегодня 7–е место в мире по количеству населения (после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана), располагая при этом самой большой, более 17 млн. квадратных километров, территорией в мире. В условиях бескомпромиссной борьбы за природные ресурсы (до 42% которых от всех мировых запасов сосредоточено в Российской Федерации), долговременное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением не представляется возможным.

Особенно ненормальным, с точки зрения современных условий и геостратегической ситуации, является положение в азиатской части России, которой принадлежит большая часть территории страны и где проживает лишь пятая часть населения. Поразительно слабо заселены районы Крайнего Севера и приравненные к ним по климатическим условиям. На эти районы, которые приравниваются к Крайнему Северу, у нас приходится до 70 % территории. И на этих 70 % проживают 11,5 млн. человек. 1 человек на 1 квадратный километр. Но даже эта крайне незначительная численность населения в азиатской и северной части Российской Федерации с 1992 года неуклонно уменьшается в абсолютном и относительном выражении по общим причинам и за счёт эмиграции.

Изменения происходят не только в количественных характеристиках населения, но и в самой его структуре:

Информация о работе Демографическая среда в России: тенденции развития, влияние на маркетинг фирмы