Ценовая политика предприятия. Эластичность спроса. Этапы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 14:02, лекция

Описание

Цена представляет собой количество денег, запрашиваемых за товар или услугу , либо сумму благ или ценностей, которыми готов пожертвовать покупатель в обмен на приобретение определенного товара или услуги

Работа состоит из  1 файл

Лекция_12._Ценовая_политика_предприятия.Эластичность_спроса.Этапы_ценообразования..doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Лекция 12. Ценовая политика предприятия.

Понятие цены в маркетинге. Факторы ценообразования. Взаимосвязь цены и спроса. Степень ценовой эластичности спроса (эластичный и неэластичный спрос). Этапы установления цены на товар.  

Цена  представляет собой количество денег, запрашиваемых за товар или услугу , либо сумму благ или ценностей, которыми готов пожертвовать покупатель в обмен на приобретение определенного товара или услуги. Цена- денежное выражение стоимости товара. Правильное определение цены позволяет предприятию:

  • Повысить рентабельность (производства, торговли)
  • Поднять конкурентоспособность фирмы и ее товара на рынке
  • Освоить новые сегменты рынка
  • Повысить уровень устойчивости и стабильности функционирования на рынке

Факторы ценообразования.

Ценовая политика предприятия будет зависеть от действующих конкретных рыночных факторов:

  1. Потребительская ценность товара или услуги.
  2. Текущее состояние спроса и предложения.
  3. Доступность товара.
  4. Издержки предприятия (себестоимость, степень загрузки мощностей, нижний предел цен, изменение в области расходов).
  5. Потребители (-кто они, -за какую цену они готовы покупать продукцию, -эластичность покупательского спроса)
  6. Конкуренты (их цены, стратегии  и методы ценообразования конкурентов)
  7. Государственное регулирование в правовом поле (законодательная база по ценовой политике, запреты на цены, дискриминирующие отдельных участников каналов сбыта, возможности регулирования фиксированных цен).
  8. Участники канала сбыта.
  9. Темпы инфляции.
  10. Степень монополизации рынка.
 

Установление цен на товары: задачи и политика ценообразования

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена выступает во множестве разных ипостасей.

Нас со всех сторон окружают цены. За жилье вы вносите квартплату, за учебу - плату за обучение, врачу или дантисту выплачиваете вознаграждение. Авиалинии, железные дороги, такси и автобусы взимают с вас плату за проезд. Местные коммунальные службы называют свои расценки тарифами на коммунальные услуги, а местный банк взимает за полученную вами ссуду проценты. За проезд на собственном автомобиле по флоридской автостраде "Саншайн паркуэй" вы платите дорожную пошлину. Компания, застраховавшая ваш автомобиль, получает с вас страховые взносы.  
Заезжий докладчик получает
гонорар за рассказ о правительственном чиновнике, получившем взятку за помощь жулику, укравшему членские взносы, собранные профессиональной ассоциацией. Клубы и общества, членом которых вы являетесь, для покрытия непредвиденных расходов проводят дополнительные сборы. Адвокат может запросить с вас за свои услуги задаток. "Ценой" руководящего работника является его жалованье. Ценой продавца может быть получаемая им комиссия. Цена рабочего - его заработная плата. И, наконец, хотя экономисты с этим и не согласятся, многие из нас чувствуют, что подоходный налог - это цена, которую мы платим за право делать деньги.

Ниже мы обратимся к проблеме назначения цен на товары. Мы подробно познакомимся с процедурой установления фирмой исходной цены на товар. Мы расскажем обо всех шести этапах этой процедуры: постановке задач ценообразования, определении спроса, оценке издержек, анализе цен конкурентов, выборе метода ценообразования и установлении окончательной цены. Следом за тем мы рассмотрим конкретные методики ценообразования, с помощью которых происходит приспособление исходной цены к важным факторам окружающей обстановки. Среди этих методик - установление цены по географическому принципу, установление цен со скидками, установление цен для стимулирования сбыта, установление дискриминационных цен, установление цен на товары-новинки, ценообразование в рамках товарной номенклатуры. Одновременно мы рассмотрим проблемы снижения цен и ответных реакций фирмы на изменение цен конкурентами.

Методика расчета исходной цены

1.Постановка задач ценообразования

Прежде всего фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. Примерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара.

Обеспечение выживаемости

В тех  случаях, когда на рынке царит  острая конкуренция или резко  меняются потребности клиентов, основной целью фирмы становится обеспечение выживаемости. Примером такой ситуации может служить кризис российской экономики. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены. Выживание важнее прибыли. Его можно обеспечить, пока цены покрывают издержки, хотя бы переменные.

Максимизация текущей прибыли

Некоторые фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль, считая текущие финансовые показатели важнее долговременных. В таких случаях фирмы определяют спрос при разных ценах и выбирают цену, которая обеспечит максимальные текущие прибыли.

Завоевание лидерства по показателям доли рынка

Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. Скажем, в течение одного года фирма хочет увеличить свою долю рынка с 10 до 15%. С учетом этой цели она будет формировать и цену, и свой комплекс маркетинга.

Завоевание лидерства по показателям качества товара

  Фирма может поставить такую цель — добиться, чтобы ее товары были уникальными или самыми высококачественными на рынке. Это требует установления высоких цен, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение НИОКР. Наглядными примерами лидеров по качеству продукции являются фирма «Интел» и шинная компания «Мишлен». Они придают своей продукции качественно новые свойства и запрашивают высокую цену.

Установление  ценовых барьеров для новых конкурентов.

2.Определение спроса

Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена известной всем кривой спроса. Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках данного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Подняв цену, фирма продаст меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими.

Два возможных варианта кривой спроса

Большинство кривых спроса стремится вниз по прямой или изогнутой линии. Однако в случаях с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон. Парфюмерная фирма обнаружила, что, повысив цену, она продала духов не меньше, а больше! Потребители посчитали более высокую цену показателем более высокого качества или большей желательности этих духов. Однако при слишком высокой цене уровень спроса оказывается ниже.

Методы оценки кривых спроса

Большинство фирм так или иначе стремятся проводить замеры изменений спроса. Различия в подходах к замерам диктуются типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснован ценой, которую фирма за него запрашивает. Однако с появлением одного или более конкурентов кривая спроса будет меняться в зависимости от того, остаются ли цены конкурентов постоянными или меняются.

Экономисты установили, что под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса, а не изменение ее формы. Предположим, что начальный уровень спроса представлен кривой C1. Продавец запрашивает цену и продает К1 штук  
товара. Предположим также, что положение экономики неожиданно улучшилось или продавец удвоил свой рекламный бюджет. Повысившийся в связи с этим уровень спроса отражается в виде сдвига вверх кривой спроса из положения С1 в положение С2. Не меняя цены, продавец стал теперь продавать К2 штук товара.

Сдвиг кривой спроса под влиянием мероприятий по стимулированию сбыта и прочих неценовых факторов

Такая ситуация может быть объяснена следующими обстоятельствами:

У товара существуют товары-заменители или взаимозаменяемые товары

  • Изменение в доходах покупателей моментально  отражается на  изменении спроса на товары и услуги
  • Использование товара требует дополняющих товаров
  • Изменение предпочтений и вкусов покупателей
  • Проведение более активной политики продвижения товаров
  • Приобретение покупателями товаров в праздничные или предпраздничные дни

Эластичность спроса по ценам

Деятелю рынка необходимо знать, насколько чувствителен спрос к изменению цены.  
Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется, мы говорим, что он неэластичен. Если же спрос претерпевает значительные изменения, мы говорим, что он эластичен.

Неэластичный и эластичный спрос

Степень ценовой эластичности измеряют при помощи коэффициента эластичности по формуле:

К = К2 -  К1    :  Ц 2– Ц1       К1- объем продаж по первоначальной цене, К2-по новой цене

      К2 + К1       Ц2 + Ц1        Ц1- первоначальная цена, Ц2- новая цена

Спрос эластичен, если небольшое изменение цены приводит к значительному изменению объема продаж. К>1.

Спрос неэластичен, если изменение цены сопровождается незначительным изменением количества продаж. К<1.

Спрос называется унитарным, если изменение цены сопровождается пропорциональным изменением спроса. К=1

Товарами неэластичного спроса являются:

  • Товары первой необходимости(хлеб, электроэнергия)
  • Товары, которым нет или почти нет замены (соль, лекарства)
  • Относительно недорогие товары (молоко, мука)
  • Товары, приобретаемые покупателями при отсутствии альтернативного выбора.

Что определяет эластичность спроса по ценам? Спрос, вероятнее всего, будет менее эластичным при следующих обстоятельствах:  
1) покупатели считают, что повышение цен может быть вызвано естественным ростом инфляции  
2) покупатели не сразу замечают повышение цен,  
3) покупатели медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары,  
4) покупатели считают, что повышенная цена оправдана повышением качества товара, естественным ростом инфляции и т. п.  
Если спрос можно назвать эластичным, продавцам стоит задуматься о снижении цены. Сниженная цена принесет больший объем общего дохода. И такой подход имеет смысл до тех пор, пока нет непропорционального роста издержек по производству и сбыту товара.

3.Оценка издержек

Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар. Ну а минимальная цена определяется издержками фирмы. Компания стремится назначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.

Виды издержек

Издержки фирмы бывают двух видов - постоянные и переменные. Постоянные издержки (известные также под названием "накладные расходы") - это расходы, которые остаются неизменными. Так, фирма должна ежемесячно платить за аренду помещения, теплоснабжение, выплачивать проценты, жалованье служащим и т. д. Постоянные издержки присутствуют всегда, независимо от уровня производства.  
Переменные издержки меняются в прямой зависимости от уровня производства. Каждый ручной калькулятор, выпускаемый фирмой "Тексас инструментc", несет в себе издержки на приобретение пластмассы, проводников, упаковки и т. п. В расчете на единицу продукции эти издержки обычно остаются неизменными. А переменными их называют потому, что их общая сумма меняется в зависимости от числа произведенных единиц товара.  
Валовые издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства. Руководство стремится взимать за товар такую цену, которая как минимум покрывала бы все валовые издержки производства.

4.Анализ цен и товаров конкурентов

Хотя максимальная цена  
может определяться спросом, а минимальная - издержками, на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции. Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Добиться этого можно несколькими способами. Фирма может поручить своим представителям произвести сравнительные покупки, чтобы сопоставить цены и сами товары между собой. Она может заполучить прейскуранты конкурентов, закупить их оборудование и разобрать его. Она может также попросить покупателей высказаться по поводу того, как они воспринимают цены и качество товаров конкурентов.  
Знаниями о ценах и товарах конкурентов фирма может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Если ее товар  
аналогичен товарам основного конкурента, она вынуждена будет назначить цену, близкую к цене товара этого конкурента. В противном случае она может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, фирма не сможет запросить за него цену такую же, как у конкурента. Запросить больше, чем конкурент, фирма может тогда, когда ее товар выше по качеству. По существу, фирма пользуется ценой для позиционирования своего предложения относительно предложений конкурентов.  

5.Выбор метода ценообразования

Зная график спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственного товара. Цена эта будет где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная - наличием каких-то уникальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей дают средний уровень, которого фирме и следует придерживаться при назначении цены.

Основные соображения при назначении цены

Фирмы решают проблему ценообразования, выбирая себе методику расчета цен, в которой учитывается как минимум одно из этих трех соображений. Фирма надеется, что избранный метод позволит правильно рассчитать конкретную цену. Мы с вами рассмотрим следующие методы ценообразования: "средние издержки плюс прибыль"; анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли; установление цены, исходя из ощущаемой ценности товара; установление цены на основе уровня текущих цен; установление цены на основе закрытых торгов.

6. Установление окончательной цены на товар.

Окончательное решение об установлении цены на товар торговое предприятие, как правило, принимает с учетом различного рода дополнительных соображений. Они могут касаться характерных особенностей товара(продолжительности срока хранения товара, наличия торговой марки или бренда). Также учитывается психологическое восприятие цены покупателя (чуть ниже некой круглой суммы, определенной в качестве окончательной цены-299,99).Психологи считают, что округлые цифры (0, 3, 5, 6,8,9) более привлекательны для восприятия, чем острые цифры (1, 4, 7).Также сложные числа типа 576,69 –могут восприниматься покупателями, как тщательный подход фирмы к расчету окончательной цены.

    Цель  основных подходов к ценообразованию — сузить диапазон цен, в рамках которого будет выбрана окончательная цена товара. Однако перед назначением окончательной цены фирма должна рассмотреть ряд дополнительных соображений.

    Психология  ценовосприятия. Продавец должен учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены. Многие потребители смотрят на цену как на показатель качества. Для некоторых товаров особенно эффективно установление цены с учетом престижности товара. Во флаконе, продаваемом за 500 руб., духов может быть всего на 50 руб., и, тем не менее, люди готовы заплатить 500 руб., поскольку эта цена предполагает нечто особое.

    Политика  цен фирмы. Следует проверить, соответствует ли предлагаемая цена установкам выбранной фирмой политики цен. Многие предприятия выработали установки относительно своего желательного ценового образа, предоставления скидок с цены и принятия мер в ответ на ценовую деятельность конкурентов.

    Реакция на цену других участников рынка. Помимо всего прочего руководство должно учитывать реакцию на предполагаемую цену со стороны других участников рыночной деятельности. Как отнесутся к этой цене дистрибьюторы и дилеры? Охотно ли будет торговый персонал фирмы продавать товар по данной цене или продавцы будут жаловаться, что она чересчур высока? Как отреагируют на нее конкуренты? Не поднимут ли свои цены поставщики? Не вмешаются ли государственные органы, чтобы воспрепятствовать торговле товаром по этой цене.

Информация о работе Ценовая политика предприятия. Эластичность спроса. Этапы ценообразования