Анализ состояния и изменения товарных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:38, реферат

Описание

Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, иначе говоря, «запасным» считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.
Необходимость формирования товарных запасов для предприятия, в основном, продиктована тем, что процесс обращения не должен прерываться в период между двумя завозами товаров.

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг - Анализ состояния и изменения товарных запасов.docx

— 35.49 Кб (Скачать документ)

     Товарооборачиваемость (в днях) = Средние товарные запасы (в сумме)/ однодневный товарооборот

     Как правило, оборачиваемость товаров  сложного ассортимента несколько ниже, чем оборачиваемость товаров  простого ассортимента.

     Время одного оборота (товарооборачиваемость  «в разах») характеризует число дней, в течение которых товар находился  в форме запаса с момента его  поступления в сферу товарного  обращения и до момента продажи. Этот показатель может быть рассчитан 2-мя способами. 
 

     Товарооборот:

     1. Товарооборачиваемость (в разах) = Средние товарные запасы (в сумме)/

     2. Товарооборачиваемость (в разах) = Товарооборачиваемость (в днях)/ Количество дней в периоде

     Предприятие должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, так как в результате ускорения:

     увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос, уменьшаются издержки обращения (расходы  на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается  прибыль, улучшается финансовое состояние  предприятия, так как быстрее  высвобождаются средства, вложенные  в товар, которые можно направить  на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом, увеличивается объем производства товаров.

     Оптимальный размер товарных запасов. Перед оптимизацией товарного запаса должны ставиться  две основные цели: минимизация издержек и максимизация удовлетворения спроса.

     При анализе оптимального размера товарных запасов фактические товарные запасы в днях сравниваются с нормой и  определяется отклонение в днях и  в сумме.

     Отклонение  по запасам ( в днях) = фактические  запасы (в днях) - норма запасов ( в  днях);

     отклонение  по запасам (в сумме) = однодневный  товарооборот х отклонение по запасам (в днях).

     К примеру, если норма запасов составляет 23 дня, а фактические запасы - 21 день, то отклонение составит - 2 дня.

     Подобное  отклонение со знаком «-« показывает, что товарные запасы необходимо пополнить, иначе объем товарооборота в  следующем периоде может быть уменьшен. И, напротив, отклонение со знаком «+» свидетельствует о том, что  имеются сверхнормативные товарные запасы.

     В этом случае необходимо выяснить почему они возникли. Если данные товары поступили  в последние дни месяца и их просто не успели реализовать, то из этого  следует, что они будут способствовать увеличению товарооборота в следующем  периоде. Если же эти товары не реализуются  длительное время, то они занимают торговую площадь и увеличивают издержки обращения. Тогда необходимо принять  меры для их реализации (например, установив  скидки).

     Кстати  сказать, доля неходовых и залежалых  товаров (низкокачественных, потерявших товарный вид, вышедших из моды и т.д.) в общем объеме товарных запасов  может рассчитываться отдельно для  более тщательного изучения причин возникновения такого положения.

     Вышерассмотренный анализ может проводиться только по запасам текущего хранения. Если у предприятия имеются товарные запасы сезонного накопления, их объем  необходимо вычесть из общей суммы  фактических товарных запасов.

     Следует отметить, что оценку оптимального размера товарных запасов имеет  смысл производить не по всем видам  товаров. Так, нет необходимости  прибегать к расчету данного  показателя по товарам, оборачиваемость  которых в среднем составляет один день (например, хлебу).

 
 
 
 
 
 
 
 

                             Планирование товарных  запасов

          Для оценки оптимальности и планирования товарных запасов применяются различные методы. Их общей целью является расчет величины такого товарного запаса, который бы обеспечивал бесперебойное товарообращение при заданном минимуме затрат.

     Опытно-статистический метод предусматривает обработку  статистической отчетности о товарных запасах и ее последующий анализ. Главным преимуществом данного  метода является быстрота получения  результатов.

       Однако для применения с целью  точного прогнозирования показателей,  необходимо располагать детальной  информацией об уровне, структуре,  динамике и оборачиваемости товарных  запасов. 

     Метод технико-экономических расчетов получил  более широкое распространение  на практике. В соответствии с ним, объем товарного запаса разбивается  на отдельные элементы:

     - товарный запас, необходимый для  показа покупателям и ежедневной  продажи. Размер этого запаса  зависит от количества наименований  товаров, реализуемых в магазине, средней цены одного наименования  и однодневного товарооборота. 

     - товарный запас, необходимый для  обеспечения бесперебойной продажи  между поставками. Его размер  зависит от количества наименований  товаров, поступающих в одной  партии и интервала между поставками.

     - страховой товарный запас, необходимый  на случай изменения покупательского  спроса или нарушения поставщиками  договорных обязательств. Его размер  составляет определенную часть  от суммы 1-й и 2-й части  нормы товарного запаса.

     - запас на время, необходимое  для приемки, проверки и предпродажной  подготовки товара.  
 

     Чтобы определить норму товарного запаса в днях, все эти элементы складываются:

                                З i = ai + bi + 1/2 ci + di , где

     ai - запас на время приемки и  предпродажной подготовки i-го товара,

     bi - рабочий запас i-го наименования,

     ci - частота завоза i-го товара в  днях,

     di - страховой запас i-го наименования.

     Затем рассчитывается норматив товарного  запаса в сумме (однодневный товарооборот по каждой товарной группе умножается на норму товарного запаса в днях).  

     На  следующем этапе эти нормативы  складывают, в результате чего получают нормативную величину товарного  запаса в сумме по всему предприятию. И, наконец, в завершении рассчитывают норму товарных запасов в днях по всему предприятию.

     Планирование  товарных запасов на начало предстоящего квартала можно осуществить следующим  образом. К фактическим товарным запасам на последнюю отчетную дату прибавляют ожидаемое поступление  товаров на оставшийся до конца квартала период и вычитают ожидаемый товарооборот за оставшийся до конца квартала период:

З2 = З1 + П - Р, где

     З2 - товарные запасы на 1-е число 1-го месяца предстоящего квартала (например, на 1.04)

     З1 - товарные запасы на 1-е число месяца, предшествующего будущему кварталу (например, на 1.03)

     П - поступление товаров, ожидаемое  в течение месяца, предшествующего  будущему кварталу (за март),

     Р - ожидаемый товарооборот за месяц, предшествующий будущему кварталу (за март).

     Согласно  АВС-методу товарные запасы делятся  на три категории по степени важности отдельных видов в зависимости  от их удельной стоимости.

Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые  требуют постоянного и скрупулезного  учета и контроля (возможно, даже ежедневного). Для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа.

     Категория В составлена из тех видов ТМЗ, которые в меньшей степени  важны для предприятия и которые  оцениваются и проверяются при  ежемесячной инвентаризации. Для  ТМЗ этой категории, как и для  ТМЗ категории А, приемлемы методики определения оптимального размера  заказа.

     Категория С включает широкий ассортимент  оставшихся малоценных видов ТМЗ, закупаемых обычно в большом количестве.

АВС-метод  позволяет сосредоточиться на контроле только наиболее важных видов товарных запасов (категории А и В) и  тем самым сэкономить время, ресурсы  и повысить эффективность управления.

 

                                                   Заключение

     В современных условиях для осуществления  непрерывного процесса товарного обращения  на любом торговом предприятии необходимы определённые запасы товаров. Именно товарные запасы можно рассматривать как  материальную основу розничного товарооборота, так как они представляют собой  массу товаров, поступившую на предприятие  из различных источников, которая  предназначена для последующей  продажи конечному потребителю  для личного или коллективного  потребления.

     Большое влияние на производственные результаты и финансовое состояние предприятия  оказывает качество производственных запасов. В целях нормального  хода производства и сбыта продукции  запасы должны быть оптимальными.

     Накопление  больших запасов свидетельствует  о спаде активности предприятия. Большие сверхплановые запасы приводят к замораживанию оборотного капитала, замедлению его оборачиваемости, в  результате чего ухудшается ФСП. Кроме  того, увеличивается налог на имущество, возникают проблемы с ликвидностью, увеличивается порча сырья и  материалов, растут складские расходы, что отрицательно влияет на конечные результаты деятельности.

     В то же время недостаток запасов (сырья, материалов, топлива) также отрицательно сказывается на финансовом положении  предприятия, так как растут цены за срочность поставок, сокращается  производство продукции в связи  с простоями, повышается чувствительность к росту цен на сырьевые ресурсы, уменьшается сумма прибыли. Поэтому  каждое предприятие должно стремиться к тому, чтобы производство вовремя  и в полном объеме обеспечивалось всеми необходимыми ресурсами и  в то же время чтобы они не залеживались на складах.

                            Список использованной литературы:

 
  1. Литвинов  О. Информация о товарах для потребителей в торговой сети./Стандарты и качество. – 2002 - №5. – С.70-75.
  2. Николаева М. А.  Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 283с.
  3. Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством: Учеб. для Вузов / Под ред. Акад. Н.С. Соломенко. – М.: издательство стандартов, 1990. – 342 с.
  4. Жиряева Е. В. Товароведение / Е. В. Жиряева. – СПб. : Питер, 2002. – 416 с.
  5. Захаров С.В., Павленко В.В., Сербиновский Б.А. Маркетинг: Учебник для ВУЗов. – Ростов-наДону: «Феникс», 2009. – 363 с.
  6. Коммерческое товароведение : учебник для вузов / В. И. Теплов,   М. В. Сероштан, В. А. Панасенко.  – М. : Дашков и К, 2001. – 620 с.
  7. Котлер Ф., Келлер Л. Маркетинг.Менеджмент. СПб: «Питер», 2009. –  816 с.
  8. Красюк И.Н., Парамонова В.Н. Маркетинг: Учебное пособие. М.: «Кнорус», 2007. – 192 с.
  9. Окрепилов В. В. Управление качеством / В. В. Окрепилов. – СПб.: Наука. Ленингр. отд-ние, 2000. – 210 с.
  10. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник. М.: «Дашков и К», 2006. – 648 с.
  11. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2005. – 346 с.

Информация о работе Анализ состояния и изменения товарных запасов