Анализ отрасли сахара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 19:09, реферат

Описание

В природе известно несколько сотен различных сахаров. Каждое зеленое растение образует те или иные вещества, относящиеся к этой группе. В процессе фотосинтеза из углекислого газа атмосферы и получаемой в основном из почвы воды под действием солнечной энергии сначала образуется глюкоза, а затем она превращается в другие сахара.

Работа состоит из  1 файл

маркетинг,сахар.docx

— 215.14 Кб (Скачать документ)

- производство  свекловичного сахара увеличилось  на 765 тыс. т или на 31%;

- импорт сахара-сырца  (с сентября) увеличился на 780 тыс.  т или на 83%;

- продолжается  импорт белого сахара из Белоруссии, других стран СНГ, а также  ЕС (в Калининградской обл.). 

Сегментация рынка. 

На российском рынке представлен сахар-песок  обычного качества (ГОСТ 21-94) в пропиленовом пакете по 0,8-1 кг, 0,4-0,5 кг и стикеры по 10-20 г, а также пакеты по 2-3 кг и мешки с ручкой по 5 и 10 кг. Рафинированный сахар (ГОСТ 22-94) и различные экзотические виды (тростниковый и т.п.) имеют ограниченный сбыт, хотя в последние годы отмечается рост продаж данной продукции. Из потребляемых в России 5,8-6 млн т сахара розничные продажи составляют порядка 2,5-3 млн т, а «экзотика» – не более 30 тыс. т. Кроме того, на рынке представлен кусковой сахар в кубиках (рафинад), объем этого сегмента составляет 80-100 тыс. т. 

Игроки премиального сегмента экзотических видов сахара – компании «Мистраль» (ТМ «Мистраль») и «Русагро» (ТМ «Чайковский» и другие), а также петербургские компании «Ангстрем», «Ленсахар» и «Вестов». В остальных секторах представлены либо региональные фасовщики сахара, либо СТМ розничных сетей, расфасованные компаниями «Русагро», «Продимекс», «Сюкден» и рядом других. Также на рынке представлены ТМ «Русский сахар» и «Услад». Традиционные производители сахара розничным сегментом практически не занимаются, кроме упомянутых выше компаний, да и то в незначительной степени. Исторически так сложилось, что «розничный» сахар – удел региональных оптовых и дистрибуторских компаний. 

7. Производственный  потенциал отрасли. 

Что касается производственного  потенциала отрасли, то в августе 2008 года компания «Сахароптторг» выпустила две новинки – сахар «Дорожный» (расфасован в плоские коробочки весом 85 г) и сахар для хаира «Эмирхан» (в каждой коробочке сахара вложена молитва «Аятул-курси» на трех языках). Также компания начала производство элитного тростникового сахара под торговыми марками Brown Gold и White Gold. 

Именно в сегменте прессованного сахара производители  наиболее активны в проведении маркетинговых  акций. К примеру, «Сахароптторг» выпускает сахар с вложенными в коробку щипцами и подстаканниками.

С химической точки  зрения сахаром можно назвать  любое вещество из обширной группы водорастворимых углеводов. В быту же сахаром принято называть только обычный пищевой подсластитель — сахарозу, сладкое кристаллическое вещество, выделяемое главным образом из сока сахарного тростника или сахарной свёклы. В чистом (рафинированном) виде сахар белый, а кристаллы его бесцветны. Буроватая окраска некоторых его сортов объясняется примесью мелассы — сгущенного растительного сока, обволакивающего кристаллы.

Сахарная промышленность России номинально включает 96 заводов, из них в 2004 г. работали 84. На размещение предприятий сахарной промышленности решающее воздействие оказывает  сырьевой фактор. Выход сахара-песка  из свёклы в 2000 г. составил по весу в  среднем 16%, этот показатель называется сахаристостью. Самая высокая сахаристость отмечается в Ульяновской обл. — 17,6%; в Воронежской обл. — 17,3; в Алтайском крае — 17,2%. Самая низкая — в Ставропольском крае — 13,6%, в Краснодарском крае — 14,4%. Как видно из приведенных цифр, для получения 1 т готовой продукции требуется не менее 6 т сырья. Cахарная свёкла быстро теряет в качестве при хранении и перевозках, поэтому сахарные заводы размещаются непосредственно у источников сырья.

В общих объемах  производства сахарной промышленности России доля сахара, вырабатываемого  из импортного сахара-сырца, в начале 2000-х годов достигала 75%. Россия активно закупает сахар-сырец у стран Латинской Америки. Главным поставщиком сахара-сырца выступает Бразилия (62% импорта в 2004 г.), второй по значению экспортер — Куба (31%), небольшие объемы продукта (по 3%) закупаются у Сальвадора и Гватемалы. Украина — прежняя база отечественной сахарной индустрии — из довольно крупного экспортера превратилась в импортера сахара. Украинские заводы с нерентабельным производством остались фактически без заказов, что привело к краху сахарной промышленности республики. В 2001 г. в порты России, СНГ и Прибалтики (в первую очередь, Новороссийск, Туапсе, Одессу, Петербург, Ригу, Вентспилс, Владивосток) для переработки на сахарных заводах России было завезено около 5,4 млн т тростникового сахара-сырца. 
 

8. Динамика рынка 

Сахар, представленный на российском рынке, вырабатывается из сахарной свеклы, а также сахарного  тростника. Для продукции отечественного производства основным сырьем выступает  сахарная свекла. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в 2005 году производство сахарной свеклы несколько сократилось по отношению к показателям 2004 года. Однако в целом в последние  годы наблюдается тенденция к  увеличению валового сбора сахарной свеклы (см. рисунок 1). Рост валового сбора происходит на фоне стабильного повышения урожайности сахарной свеклы и неустойчивости посевных площадей. 

Динамика  валового сбора сахарной свеклы в РФ.

 

Производство  сахара-песка в 2005 году увеличилось  по отношению к показателю 2004 года на 15,7% и составило по предварительным  подсчетам 5,59 млн. тонн. Рост производства был достигнут как за счет увеличения выработки сахара из отечественного сырья, так и из импортного сырья. Выработка свекловичного сахара увеличилась на 10,7%, производство сахара из импортного сахара-сырца возросло на 20%. 

 

Импорт сахара-сырца  в 2005 году вырос по отношению к 2004 году на 12% (см. рисунок 3). Эксперты Министерства сельского хозяйства РФ связывают  факт увеличения ввоза сахара в 2005 году со снижением его начальных запасов. Несмотря на показатели прошлого года, в целом за период с 2002 по 2005 год  объемы импорта сахара-сырца существенно  уменьшились. 

 

В 2010 году в январе-июле отечественными предприятиями было выпущено 2432,4 тыс. тонн сахара, что больше прошлогоднего показателя за аналогичный  период, который составил 1654,9 тыс. тонн, на 47,0%.

Объем производства сахара в России в предыдущем 2009 г. составил 5058,1 тыс. тонн.

Аналогичный показатель 2008 г. был равен 5869,8 тыс. тонн, таким  образом, в прошлом году снижение объемов производства составило 13,8%.

В целом, статистические данные показывают, что динамика объемов  производства сахара в России в 2006-2009 гг. оставалась отрицательной со средним  темпом падения в 4,7%. Эти данные также  подтверждаются динамикой объемов  производства в январе-июле 2006-2010 гг. Средний темп роста в эти периоды  составил 2,6%, что в абсолютном выражении  ниже аналогичного показателя по состоянию  на конец 2009 года. Это свидетельствует о том, что темпы падения объемов производства снижаются. 

 

9. Рентабельность отрасли 

Рентабельность  производства — острейшая проблема и для России. Уровень рентабельности получения сахара по свекловичной схеме  упал с 47% (в среднем) за 1986—1990 гг. до 0,25% в 1997—2000 гг. Оптово-отпускная цена на сахар, выработанный на российских заводах из сахарной свёклы, не выдерживает  конкуренции с ценой сахара из сырца, ввозимого по импорту. 

Имеющиеся в  России мощности позволяют переработать до 29 млн т сахарной свёклы и до 10 млн т сахара-сырца и произвести соответственно 3,6 млн т свекловичного и 9,6 млн т сырцового сахара. Фактическая загрузка мощностей имеющихся заводов в настоящее время не превышает 50%. 

На современном  сахарном рынке между крупными производителями/трейдерами и покупателями сахара заключаются долгосрочные договоры с фиксацией цены или с ее привязкой к среднему показателю цены сахара за период. Такие договоры заключаются сроком на 3—6 мес. Более мелкие потребители и региональные трейдеры заключают сделки на спот-рынке сахара. 

Рост стоимости  издержек производства сельскохозяйственной продукции (ГСМ, удобрения, рост ставок по кредитам и т. д.) ведет к снижению рентабельности сахарного производства. 

Рентабельность  у организаций  оптовой торговли первого звена. 

 Такой резкий скачок цен приводит к росту рентабельности. Из графика видно, что она составила в январе — феврале текущего года 10,67% и 24%, вместе с тем в  аналогичном периоде прошлого года рентабельность составила 1% и 5%. Вместе с этим, заводы — производители сахара показали в январе 2008 года рентабельность на уровне 11%, а в январе 2009 г. этот показатель составил 9,5 %. 
 
 
 

Динамика  цен у организаций  оптовой торговли второго звена. 

 

Из графика  видно, что закупочная цена сахара в  январе — феврале  текущего года составила 16,62 — 17,68 рублей при себестоимости 16,69 — 17,69 рублей соответственно. Вместе с тем, отпускная цена сахара составила  в январе — феврале 2009 г. 16,78 и 17,79 рублей соответственно.

      Необходимо  отметить, что при относительно высокой  первоначальной цене сахара, которая  составила в январе — феврале 16,62 и 17,79 рублей за килограмм  по отношению  к организациям оптовой продажи  сахара первого звена 14 и 15 рублей соответственно, надбавка к цене у организаций  оптовиков второго звена составила  в среднем 40 копеек, а у компаний оптовиков первого звена - 2,5 рубля.  

Рентабельность  у организаций  оптовой торговли второго звена. 

Учитывая небольшую надбавку к  цене на сахар организаций оптовой  торговли второго звена, а также  жесткую конкуренцию на рынке, они  не смогли пока саммортизировать свои затраты, что ярко отражено на графике рентабельности. Так, в январе — феврале прошлого года их рентабельность составляла 0,57% и 0,74%, а аналогичном периоде текущего года  - 0,51% и 0,59% соответственно. 

10. Основные конкурентные  силы, тип рыночной  структуры 

Хотя Россия отличается от европейских стран, особенно западноевропейских, все еще значительной долей прямого потребления сахара – 50-60% – в России и 20-30% – в  среднем по Европе – и низкой долей промышленного, а также  относительно высоким уровнем подушевого потребления сахара, в то же время мы стремительно приближаемся к европейскому потреблению. «Уходит поколение «многопотребляющих» и «соблюдающих традиции», а ритм городской жизни приводит к европейскому типу потребления сахара в готовых продуктах», – отмечает ведущий эксперт ИКАР Евгений Иванов. К российским традициям потребления сахара можно отнести летние домашние заготовки, выпечку/готовку, а также такие специфические особенности потребления сахара, как самогоноварение, натуроплата в регионах производства сахара, в том числе бартер.

На российском рынке представлен сахар-песок  обычного качества (ГОСТ 21-94) в пропиленовом пакете по 0,8-1 кг, 0,4-0,5 кг и стикеры по 10-20 г, а также пакеты по 2-3 кг и мешки с ручкой по 5 и 10 кг. Рафинированный сахар (ГОСТ 22-94) и различные экзотические виды (тростниковый и т.п.) имеют ограниченный сбыт, хотя в последние годы отмечается рост продаж данной продукции. Из потребляемых в России 5,8-6 млн т сахара розничные продажи составляют порядка 2,5-3 млн т, а «экзотика» – не более 30 тыс. т. Кроме того, на рынке представлен кусковой сахар в кубиках (рафинад), объем этого сегмента составляет 80-100 тыс. т.

Игроки премиального сегмента экзотических видов сахара – компании «Мистраль» (ТМ «Мистраль») и «Русагро» (ТМ «Чайковский» и другие), а также петербургские компании «Ангстрем», «Ленсахар» и «Вестов». В остальных секторах представлены либо региональные фасовщики сахара, либо СТМ розничных сетей, расфасованные компаниями «Русагро», «Продимекс», «Сюкден» и рядом других. Также на рынке представлены ТМ «Русский сахар» и «Услад». Традиционные производители сахара розничным сегментом практически не занимаются, кроме упомянутых выше компаний, да и то в незначительной степени. Исторически так сложилось, что «розничный» сахар – удел региональных оптовых и дистрибуторских компаний.

Основные  участники рынка 

Признанными лидерами отрасли  являются компании Продимекс, Русагро, Разгуляй, Евросервис, Доминант и Сюкден и контролирующие не менее 55% рынка на протяжении уже нескольких лет.  

 

Экспорт дешевого сахара из СНГ парализовал практически  всю сахарную промышленность нашей  страны. По оперативным сводкам "Союзроссахара", из 96 отечественных сахарных заводов в первой декаде мая 2006 года работало лишь 13 предприятий. Большинство сахарных трейдеров отказались от сырцовых операций и переключились на свеклу и другие сельхозпродукты. В результате количество импортеров сырца сократилось почти вдвое - с 20 до 11 компаний. Огромные поставки сахара из бывших братских республик спровоцировали в отечественной сахарной индустрии новый передел собственности. Сразу три крупнейших сахарных холдинга России - "Русагро", "Разгуляй-УКРРОС" и "Продимекс" - заявили о намерении начать массовую скупку сахарных заводов и проинвестировать модернизацию уже существующих производств. "Русагро", владеющая семью сахарными заводами, намерена купить еще как минимум пять производств. По мнению специалистов, новые приобретения необходимы этой компании для того, чтобы увеличить свою долю сахарного рынка вдвое - с 12,5 до 25%.

Информация о работе Анализ отрасли сахара