Взаимодействие спроса и предложения на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:54, реферат

Описание

Рынок автоматически  способствует формированию равновесных  цен. Превышение цены спроса над ценой  предложения способствует перераспределению  ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей  к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

Содержание

1. Введение……………………………………………..3
2. Спрос. Функция спроса……………………………..5
3. Предложение. Функция предложения……………..8
4. Взаимодействие спроса и предложения…………...11
5. Заключение…………………………………………..14
6. Список используемой литературы………………....15

Работа состоит из  1 файл

Экономич.теория реферат.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители  готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения.

Она иллюстрирует, какую  цену нужно заплатить за единицу  предложенного блага для каждого  количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т.е. предложено на рынок.

Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.

Для большинства благ кривая предложения имеет "восходящее" и "вогнутое" очертание.

 Восходящая кривая  предложения выражает сущность  закона предложения, который заключается  в том, что для значительного  объема благ, чем выше цена  на них, тем больший объем  этих благ предлагается производителями  на рынке.

"Вогнутость" кривой  предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется, перенасыщен ими, и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.

Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются:

  • издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом;
  • технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции;
  • цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ;
  • цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго;
  • количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага;
  • количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага;
  • налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства;
  • государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения;
  • особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Взаимодействие спроса  и предложения.

Взаимодействие спроса и предложения  - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей  и продавцов на рынке полностью  совпадают, а объем благ, который  намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена – это единственная цена из всех возможных, при которой отсутствуют как избыточное предложение, так и избыточный спрос. Любая другая цена нарушает соответствие, и поэтому кто-то из участников обмена будет стремиться ее изменить, постепенно направляя к цене равновесия. Достижение последней будет означать, что все, кто хотел бы и в состоянии приобрести продукцию по такой цене, смогут удовлетворить свои потребности. Точно так же все продавцы, кого удовлетворяет сложившаяся цена, продадут свои товары.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют  факторы, как для повышения, так  и для понижения цены до тех  пор, пока все прочие условия сохраняются  равными.

Графическое изображение  взаимодействия спроса и предложения:

 

  Рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.

Цена, по которой благо  продается или покупается, может  не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным  объемом. Дело в том, что равновесное  состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

Равновесная цена определяется положением спроса и предложения. Поэтому  все факторы, которые могут сместить кривые, изменяют и цену равновесия. При любой цене, превышающей цену равновесия, величина предложения окажется больше величины спроса. Избыток товара вызовет конкурентное снижение цены продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка. Любая цена ниже равновесной цены, влечет за собой возникновение нехватки продукта, т.е. при этом величина спроса превышает величину предложения.

При одновременном изменении  спроса и предложения все будет  зависеть от эластичности реагирования на эти факторы потребителей и  производителей. При увеличении предложения и сокращения спроса снижение цены окажется большим, чем, если бы оно явилось результатом каждого из этих факторов, взятого в отдельности. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.

При одновременном сокращении предложения и увеличении спроса увеличение равновесной цены окажется большим, чем, если бы оно было вызвано любым из этих факторов в отдельности. Воздействие на равновесное количество продукта в данном случае разнонаправлено и зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Но если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет.

Если предложение и  спрос увеличиваются, при этом увеличение предложения больше, чем увеличение спроса, то равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, то равновесная цена увеличивается. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения и спроса ведет к увеличению количества продукта.

Уменьшение предложения  и спроса ведет к уменьшению количества продукта. Если масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная  цена возрастет. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать  цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.

Осуществляя координацию  спроса и предложения, рыночный механизм обеспечивает согласование интересов продавца и покупателя путем достижения равновесной цены и равновесного количества. Равновесная цена может изменяться  вследствие изменения спроса и предложения, сдвигающего кривые на графике и перемещающие точку их пересечения. Рынок обеспечивает доведение  готового товара до потребителя, снабжение производства ресурсами, установления соответствия произведенного продукта и затрат на него общественным потребностям, распределение ресурсов и конечных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение.

 

Таким образом, в результате взаимодействия рыночного спроса    с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни  излишка продукта, ни его нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить  предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворительный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.

При характеристике рынка  как экономической категории  следует учитывать конкретные формы рыночных отношений, проявляющиеся в количественных и качественных соотношениях элементов рынка – спроса, предложения, цены.  Эти главные элементы характеризуют конкретные формы взаимосвязи и количественные пропорции между производством и потребителем.

Рыночный механизм обладает существенным потенциалом самонастройки, т.е. стремлением к оптимальному состоянию, рыночному равновесию. Повышение цен на некоторые товары при значительном росте спроса на них – явление довольно обычное для рыночной экономики. Но также обычным является и последующее наращивание предложения этих товаров. В нормально функционирующей экономике рост цены товара устанавливает равновесие между спросом и предложением лишь в краткосрочном периоде, а в более длительном – оно достигается путем роста производства (предложения) подорожавшего товара. Увеличение предложения – основной способ достижения рыночного равновесия. Поэтому в развитом рыночном хозяйстве рост цен на товары не   может быть постоянным, что обеспечивает минимальные темпы инфляции, социальную направленность экономики.

При любом отклонении от равновесия    рынок стремиться к нему возвратиться.  И в ситуации неудовлетворенного спроса, и в ситуации избыточного предложения, взаимодействуя друг с другом, приводят к равновесию.

 

 

 

 

 

6. Список использованной  литературы.

 

  1. Емцов P.V.. Лукин МЮ Микроэкономика. М. 1999
  2. Курс экономической теории (под редакцией Сидоровича) М. МГУ, 1997.
  3. Сажина М.А.. Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. М. 1997.
  4. Экономика: учебник (под ред. А.С.Булатова} М., 1996.
  5. Экономика: учебник (под ред. Архипова) М., 1998.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения на рынке