Взаимодействие России и ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:37, реферат

Описание

После двухлетнего периода переговоров о вступлении России в ВТО, они практически остановились. Навязывание России неприемлемых, а местами просто кабальных условий членства в международном торговом клубе оказалось тупиковой стратегией.
Теперь самое главное – с толком воспользоваться полученной передышкой и сосредоточиться на выработке разумного участия России в ВТО. Появляется время и возможность про инвентаризировать состояние и перспективы развития ключевых отраслей хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность Всемирной Торговой Организации и её роль в международной торговле………………………………………………………..5
Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации………………………………………………………………...5
Сущность ГАТТ и ВТО…………………………………………………..12
Глава 2. Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО………………………………………..16
2.1. Перспективы отечественной промышленности при вступлении России в ВТО……………………………………………………………………………..16
2.2. Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли…………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.docx

— 52.61 Кб (Скачать документ)

   При установившихся высоких ценах на нефть нефтяные компании, за редким исключением, с целью поддержания высокого уровня добычи нефти и обеспечения всевозрастающих объемов ее экспорта широко используют форсированный отбор нефти из ограниченного количества эксплуатационных скважин. Необходимо изменить сложившийся подход к разработке месторождений – надо обеспечить поддержание оптимального отбора нефти из продуктивных пластов, обеспечивающий максимальный объем её извлечения. Что касается газовой промышленности, то общеизвестно, что по запасам газа Россия занимает первое место в мире. Суммарные разведанные запасы газа составляют 47,8 трлн. куб. м, из них «Газпрому» принадлежит 29,8 трлн. куб. м. Остальное находится в ведении нефтяных компаний, независимых производителей и нераспределенном фонде.

   Несмотря на огромные запасы газа, в последние годы наметились серьёзные проблемы с наращиванием его добычи. Прежде всего, это относится к «Газпрому»: за 2004 г. прирост добычи составил 4,8%, а за 2007 – всего 0,1%. Как и в добычи нефти, такое резкое снижение темпов связано с отставанием прироста запасов от объемов добычи. Но основной причиной является то, что до последнего времени почти 80% добычи газа обеспечивали 4 гигантских месторождения в Западной Сибири – Уренгойское, Медвежье, Ямбургское и Вынгапурское. А они ныне находятся в стадии падающей добычи – ежегодное её сокращение составляет более 20 млрд. куб. м.

   В планах «Газпрома» - ввод в разработку газовых месторождений Ямала, Баренцева моря, а также освоение газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Однако потребуются годы и огромные капиталовложения на обустройство и ввод в разработку этих месторождений, расположенных в труднодоступных регионах.

   Перед отраслями ТЭК России стоит стратегическая задача – воспользоваться в предстоящее десятилетие установившимися ценами на нефть и газ и притоком дополнительной валюты. Поэтому основные капиталовложения необходимо направлять на ускоренное развитие перерабатывающих отраслей ТЭК (нефте-газопереработка и нефтехимия), а также нефтехимической промышленности. Только развитие перерабатывающих отраслей будет способствовать повышению эффективности развития экономики РФ в целом и соответственно наращиванию экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

   Естественно, что отечественная нефтегазовая промышленность, т.е. сырьевой рынок, в силу сложившихся условий после вступления России в ВТО будет её главным козырем, которым страна сможет манипулировать в подписании различных договоренностей со странами-участницами ВТО. Поэтому правительство России должно учитывать этот факт и определять все плюсы и минусы для этих отраслей после вступления.

   Российские компании-экспортёры энергетического сырья после вступления в ВТО продолжат действовать на основе имеющихся двусторонних торговых соглашений с основными импортёрами. По имеющимся данным, в соответствии с обязательствами, взятыми Россией на переговорах о присоединении к ВТО, экспортные пошлины на нефть и газ будут заморожены после вступления в ВТО, по истечении определённого срока часть пошлин будет снижена, часть - ликвидирована. Положениями Энергетической стратегии России до 2020 года предусматривается, что цена на газ для промышленных потребителей должна покрывать издержки, прибыль и инвестиции, необходимые для эксплуатации новых месторождений. В результате чего планируется, что уже к 2010 году реальные отпускные цены на газ будут удвоены. Удорожание энергоресурсов послужит компенсацией отрасли от возможных убытков.

 

2.2.   Сельское хозяйство:  оценка современного состояния  и перспективы развития отрасли

   Общеизвестно, что, несмотря на почти 10-летний катастрофический экономический упадок, который поразил сельскохозяйственный сектор России, роль его в российской экономике остается значительной. Сопоставление с развитыми зарубежными странами показывает, что в них относительная роль сельскохозяйственного сектора значительно меньше, чем в России. В этих условиях основной вопрос с точки зрения процесса присоединения России к ВТО заключается в том, каким образом можно будет преодолеть отставание отечественного сельскохозяйственного производства в условиях открытия продовольственного рынка зарубежной конкуренции.

   В июле 2007 г. постановлением правительства была утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. В ней устанавливались масштабы финансовой поддержки аграрного сектора, механизмы защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей, а также параметры налоговой политики государства. Цели программы - устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, а также конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе модернизации производства, ускоренного роста ряда подотраслей сельского хозяйства, стабильное воспроизводство земельных и других природных ресурсов земледелия.

   Объем финансирования программы из федерального бюджета составлял 551,3 млрд. рублей, из бюджетов субъектов РФ – 544,3 млрд. Кроме того, предусматривается привлечь 311 млрд. руб. из внебюджетных источников. К 2012 г. производство продукции в хозяйствах всех категорий в сопоставимой оценке должно вырасти на 24,1% против 2006 г. Несколько настораживает исчезновение из окончательного текста Программы мер таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, направленности на импортзамещение, а также отсутствие упоминания о защите интересов отечественных сельхозпроизводителей.

   На сегодняшний день сектор уже демонстрирует заметные признаки выхода из длительного адаптационного кризиса и продвижения по пути интенсификации. Производство растет уже 8 лет подряд. В 2007 г. наблюдался рост АПК на 2,8%, рост производства скота и птицы на убой в живом весе (по всем категориям хозяйств) - на 4,8%. Наиболее высокие темпы прироста достигнуты в производстве птицы - около 15% и свиней – 8,7%. Производство молока выросло на 0,8%, в то время как в 2006 г. наблюдалось падение более чем на 3%. Но самым ободряющим результатом стало повышение на 8,5% продуктивности в молочном животноводстве. Средний надой молока составил 3600 кг в год, тогда как самые высокие показатели в советские годы не превышали 2800 кг. Обнадеживающим является снижение темпов сокращения поголовья крупного рогатого скота - более чем в 5 раз за год.

   Следует, однако, отметить, что возможности ускоренного развития сельского хозяйства значительно снижаются под действием ряда неблагоприятных факторов. Опережающий рост цен на энергоносители (и промышленную продукцию в целом) по сравнению с движением цен на сельскохозяйственные товары подрывает рентабельность производства. А это консервирует техническую и технологическую отсталость земледелия, препятствует обновлению основных фондов, в первую очередь машинного парка. Относительно низкая заработная плата ведет к оттоку квалифицированной рабочей силы в города.

   Далее, как известно, за последние шесть лет Россия превратилась из импортера зерна в его экспортера. Однако, несмотря на зерновую специализацию сельского хозяйства, Россия, как и раньше, производит мало зерна в расчете на душу населения – 463 кг в год. Значительная, если не преобладающая, часть зерна направляется на потребление населения, излишек экспортируется. Дефицит мясомолочных продуктов покрывается не за счет собственного производства, а за счет ввоза, прежде всего из США, Аргентины, Бразилии и стран ЕС.

   Также очень важно отметить следующее, при вступлении в ВТО от России требуют сокращения поддержки сельского хозяйства. Экс-министр сельского хозяйства России А. Гордеев возражал: по его мнению, без государственной поддержки даже сельское хозяйство Европы было бы неконкурентоспособным. Объем прямой поддержки этого сектора достигает там 40 млрд. евро в год. В России он не превышает 1,5 млрд. долл. Поэтому стремление стран Евросоюза диктовать России условия по уровню поддержки АПК, по мнению А. Гордеева, звучит как издевательство. Кроме того, Евросоюз жестко ограничивает ввоз продовольствия, тогда как в России он постоянно возрастает. Около 60% его объема поступает из ЕС, США и Канады, где уровень поддержки сельского хозяйства в расчете на 1 га пашни в 20-40 раз выше, чем в России. Вывод, к которому приходит А. Гордеев, звучит категорически: рынок надо освобождать от импорта, который принял почти угрожающие масштабы. В 2007 г. он составил 21 млрд. долл., почти сравнявшись с объемом внутреннего производства - 23 млрд. долл.

   Россия все еще недостаточно богата для соответствующей поддержки своих сельхозпроизводителей, но по мере роста ВВП помощь будет увеличиваться вплоть до договорного предела, предусматриваемого готовящимися соглашениями о вступлении в ВТО в размере 8,5 млрд. долл.

Шаги, предпринятые Россией для  поддержки отечественного земледелия, все еще не отвечают требованиям  его ускоренного развития, но результаты, достигнутые в последние годы, дают определенное основание для  оптимизма. Этому способствуют рыночная рационализация производства, рост капиталовложений и активная государственная поддержка. Только так российское сельское хозяйство  сможет занять достойное место в  мировой агропродовольственной  системе, не только обеспечив внутренние потребности в продовольствии, но и наращивая свой экспортный потенциал.

   Необходимо также обратить внимание и на внешнеторговые аспекты рыбного хозяйства России. Страна при официальном объеме промысла в последние годы на уровне 3-3,3 млн. т экспортирует 1,1-1,2 млн. т (1,3 млрд. долл.) и импортирует 0,7-0,9 млн. т (0,7-0,9 млрд. долл.). В 2007 г. в экспорте рыбных товаров в натуральном выражении лишь 25% прошло через таможню – 324,8 тыс. т. Поставки непосредственно из районов морского промысла, без захода судов в российские порты и таможенного оформления создают основу для масштабного браконьерства и неконтролируемого экспорта. При этом вывозится сырье, в структуре же импорта, напротив, повышается доля готовой продукции - филе, пресервов, консервов и т.п. Наиболее весомой экспортной позицией является рыба мороженая (в натуральном выражении - 88, в стоимостном – 71,4%). Кроме того, в стоимостном выражении велик экспорт ракообразных (10,34%). В импорте лидируют рыба мороженая (соответственно в натуральном и стоимостном выражении – 65,7 и 31%), а также филе (11,8 и 15,6%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   В рамках вступления в организацию Россия согласилась снизить средневзвешенную ставку импортных пошлин до 7,1 процента с нынешних 10,3 процента, в том числе на сельхозпродукцию - до 11,3 процента с нынешних 15,6 процента, на промышленные товары - до 6,4 процента с 9,4 процента. По оценкам Минэкономразвития, только устранение барьеров для российского экспорта после присоединения к ВТО создаст в стране до 40 тысяч рабочих мест.

  Кроме того, максимальная сумма таможенных сборов за оформление товаров в России будет снижена в 3,3 раза, до 30 тысяч рублей с нынешних 100 тысяч рублей, а налогообложение российских и импортных товаров должно быть унифицировано с даты присоединения.

  Членство в ВТО даст России ряд преимуществ. Например, от применения упрощенных таможенных процедур экономические операторы ежегодно получают выгоду в $900 млрд в рамках мировой торговли, а в рамках России показатель составит $18 млрд (оценки ОЭСР). По оценке Всемирного банка, вступление в ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, а через 10 лет — за счет позитивного влияния на инвестиционный климат — до 11% ВВП (около $162 млрд). Доходы среднестатистического российского домохозяйства могут увеличиться на 7,2% в год, при этом более чем у 99% домохозяйств прирост доходов составит от 2% до 25% каждый год.

  Россия с момента присоединения к ВТО снизит только так называемые антикризисные пошлины, которые были повышены на некоторые товары с 2009 года. Например, речь идет о понижении импортных пошлин на новые легковые автомобили с 30% до 25% (и далее — постепенное снижение в течение семи лет до 15%).

  Основным исключением из правила станет сектор страхования, в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25% до 50%, а 49%-ное ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51%-ное ограничение с даты присоединения и отменяется через 5 лет, отмечает «Интерфакс».

  В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Так, например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю алкоголем.

  Обязательства в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения.

   Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять $9 млрд (что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен РФ в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года — будет «связан» на нынешнем уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995 г. - № 42. – Ст. 3923.

2. Алиева Э.Б. Проблемы вступления России в ВТО с точки зрения влияния на устойчивое экономическое развитие в стране // Финансы и кредит. – 2007. - №28. – С. 61-66.

3. Алтухов А. Российский зерновой экспорт: состояние и пути решения // АПК: экономика, управление. – 2007. - №6. – С. 2-7.

4. Андрианов В. Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО // Маркетинг. - 2004. - №2. - С. 3-16.

5. Байков Н., Гринкевич Р. Перспективы российской нефтегазовой промышленности и альтернативных источников энергии // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - №6. – С. 49-56.

6. Булашов С.Н. Правовой и экономический анализ последствий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) // Финансы и кредит. -2003. - №24 (138). - С. 96-106.

Информация о работе Взаимодействие России и ВТО