Внутренний и внешний ввп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание

Номинальные показатели не позволяют проводить как межстрановые сравнения, так и сравнения уровня экономического развития одной и той же страны в различные периоды времени. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей (показателей реального объема производства и реального уровня дохода), которые выражены в неизменных (сопоставимых) ценах. Поэтому важно различать номинальные и реальные (очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели.

Работа состоит из  1 файл

контролтьная катя эконом.теория.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

В целях достижения не только внешнего (равновесие торгового либо платежного баланса), но и внутреннего равновесия (когда поддерживается полная занятость, а также равновесие между совокупным спросом и предложением) необходимо применять смешанную фискально-денежную политику, чтобы не решать одних проблем за счет других. Хотя распространенным среди современных экономистов является мнение о том, что денежно-кредитная политика является эффективным средством для устранения внешнего равновесия, а фискальная – при решении проблем внутреннего дисбаланса (рис. 5.8).

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь является неотъемлемой частью экономической политики государства, осуществляется Национальным Банком Республики Беларусь (НБ РБ), который с 1992 г. проводит независимую политику денежного и валютного регулирования и контроля на территории страны. Основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам. Достижение и поддержание устойчивости белорусского рубля является основным вкладом денежно-кредитной политики в создание условий для стабильного развития национальной экономики в долгосрочной перспективе. В связи с этим денежно-кредитная политика в 2005 году, как и в предыдущие годы, будет направлена, прежде всего, на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране, что количественно будет характеризоваться ограничением темпов инфляции до уровня 8-10 %. Денежно-кредитная политика будет также направлена на развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы [3,с.152].

Одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Национального банка РБ в 2005 году будут являться операции на открытом рынке, проводимые на аукционной основе. Ставка рефинансирования НБ РБ будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности банкам и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям изъятия ликвидности у банков. Таким образом, изменение уровня ставки рефинансирования буде оказывать непосредственное влияние на уровень процентных ставок на межбанковском кредитном рынке и во всем финансовом секторе. Национальный банк будет проводить снижение ставки рефинансирования и ставок по операциям НБ РБ. Ставка рефинансирования к концу 2005 года может быть снижена до 9–12 процентов годовых.

Норма и механизм обязательного резервирования будут использоваться для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков. В 2005 году будет постепенно снижаться норматив отчислений в фонд обязательного резервирования, а также значимость данного инструмента во всем спектре денежно-кредитных инструментов. Что приведет к улучшению условий привлечения банками депозитов, повышению доступности кредитов и будут способствовать повышению конкурентоспособности белорусских банков.

Основные выводы

1.      Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Существуют конечные цели денежно-кредитной политики: высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентных ставок, стабильность финансовых рынков и стабильность валютного рынка.

2.      Пользуясь промежуточными и операционными целями, центральный банк может быстрее делать выводы о правильности выбранного направления политики, а также вносить коррективы  в денежно-кредитную политику по ходу ее реализации, не дожидаясь, пока станет виден ее окончательный результат: высокий уровень занятости или стабильность цен. Инструменты денежно-кредитной политики непосредственно влияют на операционные цели, которые в свою очередь воздействуют на промежуточные цели, позволяющие достичь конечной цели. Ввиду того, что денежные агрегаты и процентные ставки как промежуточные цели несовместимы, центральный банк вынужден выбирать между ними, основываясь на трех критериях: измеримость, управляемость, предсказуемость влияния на целевые переменные. Однако, эти критерии не позволяют установить, какой из наборов переменных предпочтительнее других.

3.      Центральный банк воздействует на величину денежного предложения путем изменения денежной базы (наличные деньги в обращении и резервы), которые составляют основу денежных пассивов Центрального банка. В активы Центробанка включаются государственные ценные бумаги и кредиты, предоставляемые коммерческим банкам. Центральный банк увеличивает резервы банковской системы, приобретая облигации или предоставляя коммерческим банкам кредиты. Отдельно взятый банк может предоставить дополнительные ссуды на сумму своих избыточных резервов, тем самым создавая депозиты на ту же сумму. Банковская система может произвести многократное расширение депозитов. В простой модели многократного расширения депозитов, в рамках которой банки не держат избыточных резервов, а население не держит наличных денег, кратность увеличения объема чековых депозитов, т.е. банковский мультипликатор равен величине, обратной норме обязательного резервирования [3,с.153].

4.      На процесс увеличения объема банковских депозитов оказывают влияние решения вкладчиков об увеличения количества наличных денег на руках, а также решение банков держать избыточные резервы, а не отдавать их в кредит, т.е. все участники процесса изменения предложения денег играют в нем важную роль. Для более точного управления величиной денежного предложения Центральный банк пользуется мультипликатором денежной базы или денежным мультипликатором, который связывает денежную базу с денежным агрегатом, например, М1. Денежный мультипликатор – это отношение предложения денег к денежной базе, он показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение денежной базы, обусловленное исключительно приростом наличных денег в обращении, не инициирует процесс мультипликации депозитов, в то время как увеличение ее за счет прироста резервов, обслуживающих депозиты, порождает мультипликативный эффект.

5.      Инструменты денежно-кредитной политики, они же методы воздействия Центрального банка на объем и структуру денежного предложения, позволяют изменять денежную базу путем управления объемами рефинансирования и регулирования резервных требований. Объем операций на открытом рынке определяется объемом динамических операций, направленных на изменение денежной базы, и объемом защитных операций, проводимых для компенсации влияния других факторов, воздействующих на денежную базу. Операции на открытом рынке – главный инструмент денежно-кредитной политики, поскольку они гибки, легко обратимы и могут осуществляться быстро. Объем рефинансирования определяется учетной ставкой и политикой дисконтного окна. Дисконтная политика позволяет Центральному банку исполнять роль кредитора в последней инстанции, однако с помощью дисконтной политики осуществлять контроль над предложением денег сложнее, поскольку она приводит к непредвиденным колебаниям объемов рефинансирования и, следовательно, предложения денег. Манипулирование нормой обязательных резервов является слишком мощным инструментом для того, чтобы использовать его в целях контроля за предложением денег, поэтому он применяется очень редко [3,с.154].

6.      Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики представляет собой каналы ее влияния на функционирование экономики.  Эти каналы охватывают процесс от принятия решений денежными властями до конкретного механизма воздействия денежных шоков на реальный сектор экономики с учетом обратных связей, то есть реакции денежных властей на изменение ситуации в экономике после реализации мер в области денежно-кредитной политики. С точки зрения кейнсианцев, денежно-кредитная политика осуществляется через сложную систему причинно-следственных связей: решения Центрального банка воздействуют на резервы коммерческих банков – изменения резервов воздействуют на предложение денег – изменения денежного предложения изменяют процентную ставку – изменение процентной ставки воздействует на инвестиции, ВНП и уровень цен. Монетаристы считают предложение денег самым важным фактором, определяющим уровень производства в стране, и пользуются в основном сокращенным способом доказательства.

7.      Если равновесному ВНП сопутствует безработица и недоиспользование производственных мощностей, то Центральный банк прибегает к политике дешевых денег (кредит дешевый и легкодоступный). Рост денежного предложения приведет к снижению процентной ставки, вызывая рот инвестиций и ВНП. Если равновесному уровню ВНП соответствует инфляция, то Центральный банк прибегает к политике дорогих денег, которая понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Сокращение предложения денег повысит процентные ставки, в результате чего сократятся инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая рост цен.

8.      Денежно-кредитная политика сталкивается с рядом проблем, которые снижают ее эффективность - это: циклическая асимметрия, влияние скорости обращение денег на изменение предложения денег, а также ослабление результативности денежно-кредитной политики за счет действия  факторов, изменяющих положение кривых спроса на деньги и спроса на инвестиции [3,с.156].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.      Базылев Н. И., Гурко С. П., Базылева М. Н. Макроэкономика. – Минск, 2004,190с.

2.      Матвеева Т. Ю. Макроэкономика. Курс лекций для экономистов. – Минск, 2001.

3.      Новикова И.В. ,Ясинский Ю. М. Микроэкономика. – Минск, Академия управления при Президенте РБ,2006 – 389с.

4.      Плотницкий М. И. Курс экономической теории. – Минск, 2003,496с.

 



Информация о работе Внутренний и внешний ввп