Влияние миграции на рынок труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы – рассмотреть следующие вопросы:
1. Анализ особенностей рынка рабочей силы и рыночного механизма;
2. Особенности формирования рынка труда в России;
3. Виды и причины трудовой миграции;
4. Положительные и отрицательные стороны трудовой миграции;
5. Государственное урегулирование процессов трудовой миграции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….. 2
I. Рынок труда в национальной экономике

1.1. Особенности рынка рабочей силы и рыночный механизм………………..… 4

1.2. Конкурентные модели и равновесие на рынке рабочей силы…………….…. 9

1.3. Особенности формирования рынка труда в России ………………………..…15

II. Влияние миграции на рынок труда в России

2.1 Виды трудовой миграции…………………...……………………………...…… 22
2.2. Экономические эффекты для национальной экономики от привлечения иностранной рабочей силы………………………………………………………….. 25
2.3. Современное направление урегулирования миграционных процессов и миграционное законодательство………………………………………………..…. 33
Заключение …………………………………………………………………………. 52

Список литературы ………………………………………………………………… 56

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Экономическая теория.doc

— 312.00 Кб (Скачать документ)

Важным шагом на пути развития современной системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации является разработка и одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р).

В Концепции дан анализ современной миграционной ситуации в Российской Федерации, сформулированы цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, изложены основные направления деятельности органов власти по регулированию миграционных процессов и механизмы их реализации.

В частности, выделены следующие основные направления регулирования миграции:

- обеспечение контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации;

- создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;

- содействие привлечению мигрантов на работу в Российскую Федерацию с учетом потребности экономики страны в трудовых ресурсах;

- создание условий для возвращения внутриперемещенных лиц, покинувших места постоянного проживания;

- поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;

- оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;

- создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных районах Российской Федерации;

- содействие добровольному переселению соотечественников из стран СНГ и Балтии.

В качестве механизмов реализации Концепции предложены меры по совершенствованию законодательства, разработка федеральных и региональных целевых программ, разработка балансов трудовых ресурсов, создание баз данных по мигрантам, кадровое, информационное и научное обеспечение миграционной политики.

Сегодня наше государство признало миграцию массовым явлением, поистине государственной проблемой и начало принимать серьезные меры для изменения ситуации.

Призванная решать эти проблемы ФМС (федеральная миграционная служба) руководствуется целым рядом законодательных актов и законом о  трудовой миграции. Этим же целям призвана служить и принятая специальная государственная программа.

Вот только часть вопросов, которых касается эта программа, утвержденная 26.01.2007 Указом («О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом») Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N637: объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов, стимулирование рождаемости, снижение смертности и регулирование миграции, социально-экономическое развитие России.

В программе сказано: «Миграционные потоки в настоящее время носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии.

Выход из этой ситуации – в обеспечении осознанного выбора соотечественниками места своего будущего проживания и работы с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации. Необходимость комплексного подхода к проблеме содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию и межотраслевой координации определяет целесообразность принятия Государственной программы».

Основными принципами оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников являются: финансовая обеспеченность мероприятий, сочетание безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки – переселенцев, обеспечение баланса интересов переселенцев, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, предпринимателей, принимающего сообщества; приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса; адресность социально-экономической поддержки и обусловленность ее предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками территорий, предлагаемых для переселения; взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов – и т.д.
Такая же работа проводится и по легализации гастрабайтерского труда временных трудовых мигрантов - жителей стран СНГ и бывших республик СССР.

Итак, трудовая миграция сегодня - довольно распространенное явление не только на просторах бывшего Советского Союза, но и во всем цивилизованном мире. Стабильное развитие экономики России требует кадрового подкрепления, поэтому трудовая миграция в значительной степени способствует решению экономических задач, как конкретных предприятий, так и государства в целом. Однако, для того, чтобы пригласить специалиста из-за границы, необходимо убедиться в отсутствии таковых на Родине, дабы не ущемлять права собственных граждан.

Эта задача также возложена на государственные органы, среди которых Федеральная миграционная служба (ФМС) и ее управление (УФМС) играют ключевую роль. В компетенцию ФМС и УФМС входит выдача разрешения на работу в Москве, которое является обязательным для всех желающих трудится в столице России. При этом производится регистрация иностранных граждан и другие необходимые процедуры. Стоит отметить, что разрешение на работу в городах России, тем более в Москве получить по-прежнему непросто. Важно не это, а то, что сегодня государство готово решать вопросы с соблюдением не только своих интересов, но и с предоставлением прав и гарантий трудовым мигрантам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Актуальность темы заключается в том, что в условиях экономических преобразований трудовая миграция стала важнейшим фактором формирования численности трудоспособного населения, оказывая существенное  влияние на предложение рабочей силы на региональном рынке труда. Массовая и неконтролируемая миграция трудовых ресурсов приводит к множеству социально-экономических проблем и последствий.

Таким образом, анализ текущей миграционной ситуации и вероятностный прогноз ее дальнейшего развития показывает, что необходимо качественное улучшение законодательных механизмов регулирования миграционной активности: не на уровне концепций, а на уровне федерального законодательства. При этом следует учесть, что различные категории мигрантов по-разному идентифицируют себя, по-разному воздействуют на экономическую, социальную, культурную ситуацию в России и нуждаются в дифференцированном подходе к себе со стороны государства, в правовом закреплении их различного статуса.

С другой стороны, необходимо уделить больше внимания законодательному закреплению конкретных механизмов и институтов, снижающих остроту проблемы взаимной адаптации мигрантов и местного населения. Особую актуальность данная проблема приобретает там, где она тесно переплетается с межэтническими и межконфессиональными взаимоотношениями.

Только гибкая, продуманная, всесторонняя миграционная политика способна дать положительные экономические, политические и социальные результаты для России.

Необходимо более активное использование международного правового опыта для регулирования особо острых аспектов миграционной проблемы с учетом специфической ситуации в России.

При заключении двусторонних международных соглашений и соглашений внутри СНГ по проблемам миграции их положения должны быть увязаны с потребностями России в трудовых ресурсах. Особого внимания требует координация и сближение правовых основ по проблемам миграции России с теми странами, которые являются для нее основными миграционными донорами. Соблюдение баланса интересов сторон должно минимизировать и исключить ситуацию, при которой решение экономических проблем одного государства происходит за счет миграционной активности населения другого государства.

Текущая острота миграционной проблемы и перспективы ее развития делают целесообразным экспертизу всего законодательства с точки зрения степени его воздействия на миграционные процессы. Целью подобной экспертизы могло бы стать максимальное исключение норм и решений, способных усугубить остроту миграционной проблемы. Например, надо исключить случаи приравнивания соотечественников к иностранцам, предпочтения в отношении отдельных иностранных хозяйствующих субъектов и юридических лиц в ущерб российским, если такой порядок не предусмотрен международными договорами.

Представляется актуальной и политически значимой потребность в более активном участии государства (в том числе и законодателей) в защите законных интересов российских мигрантов за рубежом. Фактически каждый случай незаконного ущемления прав и интересов соотечественников граждан должен стать основанием для автоматического реагирования государственных структур на подобные случаи и внесения конкретных изменений и дополнений в национальное законодательство, в международные соглашения, которые бы исключали саму возможность повторения аналогичных случаев.

Назрел также вопрос об обобщении и тиражировании регионального опыта и региональных инициатив по смягчению и улучшению миграционной ситуации.

Борьба с нелегальной миграцией требует качественного упрощения и облегчения легального использования иностранной рабочей силы в сочетании с ужесточением санкций за действия должностных лиц, хозяйствующих субъектов, государственных служащих, прямо или косвенно стимулирующих нелегальную миграцию.

Возможно, есть смысл еще раз вернуться к обсуждению проблемы статуса и структурной подчиненности государственных миграционных служб. Понимая, что на современном этапе криминализация миграционных процессов еще достаточно велика, все же следует отметить, что это не единственное и не самое главное направление миграционной государственной политики, цель которой - стать эффективным инструментом повышения экономического, научного и культурного потенциала России, снижения социальной и демографической напряженности.

В дальнейшем экономическое благополучие России будет еще сильнее зависеть от ее способности привлечь в нужном количестве мигрантов и оптимизировать их качественный состав. Объективные закономерности и современный геополитический и геоэкономический контекст, определяющие развитие миграционной ситуации в регионе, — в первую очередь миграция между Россией и государствами СНГ и Юго-Восточной Азии, — пока складываются благоприятным для нее образом. Однако сама по себе эта ситуация не сохранится вечно. Есть страны, которые уже сейчас конкурируют с Россией «за мигрантов», например Казахстан. И эта конкуренция будет обостряться. В ближайшее время на пространстве СНГ в нее могут включиться и Украина, и Азербайджан. Поэтому задача «сделать нашу страну миграционно привлекательной» требует от России реальных действий, направленных на разработку сбалансированной миграционной политики, включая политику приема мигрантов, правового и институционального обеспечения их пребывания и занятости (в случае временной трудовой миграции), интеграции и натурализации (в случае постоянной миграции).

Вопросы трудовой миграции достаточно широко освещены в научной литературе.

Вопросы формирования рынка труда и занятости рассмотрены в работах Е.Г.Антосенкова, НАВолгина, Н.А.Горелова, Ю.П.Кокина, В.В.Куликова, Ю.Г.Одегова, В.И.Плакся, В.С.Половинко, Г.Э.Слезингера.

Проблеме исследования факторного механизма формирования региональных рынков труда посвящены работы М А.Винокурова, А.Т.Волкова, АА.Никифоровой, Г.Г.Руденко, Р.С.Смита.

Большой вклад в изучение трудовой миграции, выявление ее причин, особенностей формирования и влияния на экономику регионов внесли как отечественные ученые: Д.И.Валентей, Т.И.Заславская, Ж.А.Зайончковская, В.И.Переведенцев, Н.М.Римашевская, ЛЛ.Рыбаковский, С.В.Соболева, В.И.Староверов, А.В.Топилин, Б.СХорев, и др., так и зарубежные ученые: В.Б.Вуд, П.Мартин, А.Рогерс. В работах ЛЛ.Рыбаковского, А.К.Ушакова, В.Алонзо, Г.Г.Маерса рассматривалось моделирование миграции населения и трудовых ресурсов, отдельные аспекты регулирования процессов трудовой миграции нашли отражение в трудах И.Л.Марова, АЛ.Сидорова.

Несмотря на то, что в настоящее время уделяется внимание вопросам влияния притока и оттока трудовых ресурсов на рынок труда, возникает необходимость исследования влияния притока и оттока трудовых ресурсов на демографическую и социально-экономическую ситуацию в регионах, исследования причин и механизмов трудовой миграции на основе комплексного подхода. Не в достаточной степени изучены пути регулирования миграционных процессов с учетом сложившейся ситуаций в регионах.

 


    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Бабашкина А.М. «Государственное регулирование» - М.,2003;

2.                  Борисов Б.Ф. «Экономическая теория» - М.,2007;

3.                  Бункина М.К. «Национальная экономика» - М., 2003;

4.                  Гукасьян Г.М. «Экономическая теория» - СПб Питер.,2004;

5.                  Ивашковский С.Н. «Макроэкономика» - М.,2002;

6.                  «Макроэкономика. Теория и российская практика» / под ред. Грязновой  А.Г.-М.,2005;

7.                  «Национальная экономика» / под ред. Савченко П.В.-М.,2005;

8.                  Нуриев Р.М. «Курс Микроэкономики» - М.,2001;

9.                  Пикулькин А.В. «Система государственного управлении» - М.,2004;

Информация о работе Влияние миграции на рынок труда в России