Влияние издержек на прибыль и пути их снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы: сопоставление затрат и результатов деятельности – суть экономики предприятия. Результаты деятельности организации включают производственные, экономические (финансовые), социальные и др. результаты. Эффективность работы предприятия можно оценить только путем соизмерения затрат и результатов.
Целью курсовой работы является исследование вопроса издержек производства, а также их влияние на результативность деятельности фирм.
Задачи работы: исследование теоретических основ анализа затрат; проанализировать виды и сущность издержек производства; исследование путей управления и снижения издержек производства.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Экономическая природа и содержание издержек производства 5
1.1 Понятие издержек 5
1.2 Классификация издержек производства 8
1.3 Издержки производства в краткосрочном периоде 15
1.4 Издержки производства в долгосрочном периоде 19
Глава 2. Влияние издержек на прибыль и пути их снижения 25
2.1 Анализ соотношения «затраты - объем производства - прибыль» 25
2.2 Основные пути снижения издержек производства 31
2.3 Влияние издержек производства на прибыль 35
Заключение 41
Список литературы 43

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 383.33 Кб (Скачать документ)

Для ее вычисления можно  использовать три метода: уравнения, маржинальной прибыли и графического изображения.

  1. Метод уравнения

В качестве исходного уравнения  для анализа принимают следующее  соотношение выручки, издержек и  прибыли:

Выручка — переменные затраты  — постоянные затраты = прибыль.

Если выручку представить  как произведение цены продажи единицы  изделия и количества проданных  единиц, а затраты пересчитать  на единицу изделия, то в точке  критического объема производства будем  иметь:

Исходя из этого определяем количество единиц продукции, которое  необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки:

где Qкр — объем производства продукции в критической точке (количество единиц);

Р — цена единицы продукции;

VС — удельные переменные  затраты на единицу продукции;

FС — постоянные расходы.

При этом также допускают, что цена реализации и расходы  на единицу продукции - величины неизменные и прибыль от реализации продукции  меняется в зависимости от произведенного объема. Это допущение касается цены производимой продукции и переменных издержек, но важно помнить, что постоянные расходы не изменяются с изменением объемов производства, а являются постоянной величиной и могут  изменяться при изменении объемов  производства в расчете на единицу  продукции.

Пример 1 - постоянные расходы  предприятия равны 10 000 руб., тогда  при объеме производства в 1000 единиц продукции постоянные расходы составят 10 руб. за единицу продукции. Если объем  производства вырастет до 2000 единиц продукции, постоянные расходы составят 5 руб. на единицу, т.е. прибыль в расчете  на единицу продукции не будет  при разных объемах производства величиной постоянной, значит, при  изучении зависимости прибыли, объемов  и себестоимости правильнее будет  принимать во внимание постоянные расходы  полностью, а не в расчете на единицу  продукции.

Пример 2 - организация имеет следующие показатели (в руб.):

1)постоянные расходы за  год - 50 000 руб.;

2)цена реализации единицы  продукции - 100 руб.;

3)переменные расходы на  единицу продукции - 50 руб. Точка  безубыточности рассчитывается  в единицах продукции:

100х = (50 000 + 50х);

100х - 50х = 50 000;

50х = 50 000;

х = 1000 единиц.

Таким образом, для достижения предприятием уровня безубыточности при  заданных показателях достаточно изготовить и реализовать 1000 единиц продукции, каждая следующая проданная единица  товара принесет прибыль. Предложенная формула позволяет провести анализ зависимости между прибылью, объемом  реализации и издержками предприятия.

Допустим, руководство предприятия  из примера решило уменьшить постоянные расходы на 10 000 руб. при сохранении прежних условий. Тогда точка  безубыточности рассчитывается:

40 000 = 50х;

х = 800 единиц.

Вывод: снижение постоянных расходов предприятия на 20% приводит к снижению на 20% объема продаж в  точке безубыточности.

При снижении переменных издержек на единицу продукции на 25% при  прежних прочих условиях:

50 000 = 100х - 37,5х;

50 000 = 62,5х;

х = 800 единиц.

Снижение уровня переменных затрат на 25% снизило объем продаж безубыточности только на 20%.

Можно проследить, как изменится  цена реализации на точке безубыточности, если цена реализации единицы продукции  повысится на 20% при прежних прочих данных:

50 000 = 120х - 50х;

50 000 = 70х;

х = 714 единиц.

Повышение цены реализации на 20% повлечет за собой снижение объема безубыточности на 28,6%.

В практической работе изменение  какого-либо показателя в выгодную сторону осложняется нюансами планирования и управления производством: расчетом плановых показателей с максимальной экономией, когда фактические затраты  превышают предполагаемые; стремлением  к снижению цен реализации по не зависящим от предприятия причинам.

Конечно, можно изменить одновременно все три показателя: постоянные расходы снизятся на 10%, переменные издержки в расчете на единицу продукции повысятся  на 5%, а цена реализации повысится  на 15%, при таких условиях точка  безубыточности снизится на 28%:

45 000 = 115х - 52,5х;

х = 720 единиц.

Формула NР = Рх - (А + Вх) поможет  рассчитать цену реализации, необходимую  для получения нужной прибыли  при заданном объеме реализации.

Например, ожидаемая прибыль 10 000 руб. при реализации 900 единиц продукции.

10 000 = Р х 900 - (50 000 + 50 х  900);

Р = 117 руб.

Появление дополнительных постоянных расходов можно покрыть, рассчитав  дополнительный объем производства. Например, при плане дополнительного  объема постоянных расходов в сумме 5000 руб. рассчитаем покрывающий дополнительный объем исходя из выручки на единицу  продукции:

5000 = 50 х 100, т.е. необходимо  реализовать дополнительно 100 единиц  продукции.

Анализ зависимости рассматривает  также соотношение прибыли и  объема реализации, выраженное процентным отношением валовой прибыли к доходу от реализации. Это соотношение называется коэффициентом валовой прибыли или коэффициентом маржинального дохода.

Метод маржинальной прибыли  представляет собой модификацию

метода уравнений.

Маржинальная прибыль  — это разность между выручкой от реализации продукции и переменными  затратами, т.е. это определенная сумма  средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и  получения прибыли предприятия. Маржинальную прибыль на единицу  изделия можно также представить  как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными  расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы  в покрытие постоянных затрат.

Преобразование формулы (2) раскрывает связь объема продукции

и относительного маржинального  дохода:

где d— относительный  уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/Р);

(1 - d) — относительная  маржинальная прибыль на единицу  объема реализации.

На базе примера можно  рассчитать соотношение прибыли  и объема реализации:

Валовая прибыль на единицу  продукции - 50 руб.

Доход от реализации единицы  продукции - 100 руб.

Соотношение - 50% (50 / 100).

Отсюда следует расчет: при известной оценке совокупного  дохода от реализации продукции, например 140 000 руб., можно вычислить совокупную валовую прибыль: 140 000 руб. х 50% = 70 000 руб. Вычитаем сумму постоянных расходов 50 000 руб. и получаем прибыль предприятия  в сумме 20 000 руб.

Значит, в совокупном валовом  доходе предприятия 140 000 руб. прибыль  составит 20 000 руб.

Графический метод дает наглядное  представление о СVР-анализе и  сводится к построению комплексного графика «затраты — объем производства — прибыль».

В прямоугольной системе  координат строится график зависимости  затрат и дохода от количества единиц произведенной продукции (см. рис.2.1.1).

По вертикали откладываются  данные об издержках и доходе, по горизонтали — количество единиц продукции. Порядок построения графика следующий:

1. Чтобы нанести на  график линию переменных расходов (VС), выбираем любой объем, предположим, 500 ед. и находим точку расходов, соответствующую этому объему:

300 • 500 =150 000 (точка А).

Проводим линию переменных расходов через точки 0 и A.

2. Чтобы нанести линию  постоянных расходов (ТС), отметим  на оси ординат точку, соответствующую  70 000 ед. (точка В), а от точки  А вверх отложим 70 000 ед. (точка  С). Используя точки В и С,  проводим линию постоянных расходов  параллельно линии переменных  расходов. Линия ВС показывает  общую сумму затрат.

Рис.2.1.1 График поведения затрат, прибыли и объема продаж

3. Чтобы нанести на  график линию выручки (ТR), возьмем  тот же условный объем продаж (500 ед.). Отметим точку Д, полученную  от умножения цены единицы  продукции на объем (500 • 500 = 250 000 ден. ед.). Проводим линию  выручки через точки 0 и Д.

Критическая точка (точка  перелома) образуется в месте пересечения  линии выручки ОД и линии валовых (совокупных) издержек ВС. В точке  критического объема производства К  нет прибыли и нет убытка.

Слева от критической точки  заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных издержек над величиной маржинальной прибыли. Справа от нее заштрихована область  чистых прибылей. Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинальной прибыли  и постоянных издержек.

Проекция точки К на ось абсцисс дает критический  объем производства в физических единицах измерения (шт. м, кг). Проекция точки К на ось ординат дает критический объем производства в стоимостном измерении.

TC=VC+FC (4), где:

TC-общие (валовые) издержки;

FC-постоянные издержки;

VC-переменные издержки.

При проведении CVP-анализа  условно принимается целый ряд  допусков, которые ограничивают точность и надежность результатов анализа: объем производства равен объему продаж; цена за единицу продаваемого товара, а также доли переменных и постоянных издержек остаются неизменными; производится единственный вид изделия.

В заключении подведём итог, что же такое CVP-анализ (анализ критической точки). Итак, СVP-анализ – взаимосвязь затрат, объёма производства и прибыли, позволяющая сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли. Так же анализ критической точки может быть использован для определения объёма реализации, необходимого для получения нужной величины прибыли. Так же нужно отметить, что CVP-анализ будет нагляден если построить комплексный график «затраты - объём производства - прибыль»

2.2 Основные пути снижения издержек производства

 

Для любого бизнеса основная цель - максимизации прибыли, увеличения рыночной стоимости предприятия  в интересах их владельцев. Приспособление предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых  функций, так и внутренней организационной  перестройки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы  распределения прав, полномочий и  ответственности.

Оценка реальных потребностей рынка и собственных (наличных и  потенциальных) возможностей, ориентация на рыночный спрос - краеугольный камень выработки стратегии предприятия  и создания обеспечивающих ее организационных  механизмов. Менеджеры компании должны постоянно изыскивать пути снижения издержек производства без уменьшения полезности товара.

Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта  программа должна носить комплексный  характер, т.е. должна учитывать все  факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализации продукции.

Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики  предприятия, текущего состояния и  перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:

Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация  и автоматизация производственных процессов; улучшение использования  и применение новых видов сырья  и материалов; изменение конструкции  и технических характеристик  изделий; прочие факторы, повышающие технический  уровень производства. По данной группе также анализируется влияние  на себестоимость научно-технических  достижений и передового опыта.

Снижение себестоимости  может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании  и модернизации существующей техники  и технологии. Уменьшаются затраты  и в результате комплексного использования  сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов  в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с  массово-поточным производством себестоимость  продукции значительно ниже, чем  на предприятиях, вырабатывающих эту  же продукцию в небольших количествах.

Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования  обслуживания основного производства, например, развития поточного производства, упорядочения подсобно-технологических  работ, улучшения инструментального  хозяйства, совершенствования организации  контроля за качеством работ и  продукции. Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти  при сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих  норм выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании  структуры управления предприятия  в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

Информация о работе Влияние издержек на прибыль и пути их снижения