Виды и сущность мотиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие мотивации и мотивационного процесса………………...6
Понятие и сущность мотивации………………………………….6
Виды мотивации и их характеристика………………………….14
Глава 2. Анализ мотивации ОАО «Телен»………………………………..22
2.1 Общая характеристика ОАО «Телен»………………………….22
2.2 Оценка мотивационного климата ОАО «Телен»……………...24
2.2 Повышение эффективности работы с помощью мотивации
ОАО «Телен»…………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………..35
Список использованных источников и литературы………………………38

Работа состоит из  1 файл

курс работа.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

       Морально-психологические методы мотивации направлены на удовлетворение социальных потребностей личности: профессиональная гордость; возможность самовыражения в труде; признание; достижение цели; атмосфера уважения и доверия в коллективе и другие. Система реализации данной группы управленческих воздействий должна основываться на четких знаниях потребностей персонала и соответствовать им.

       Применительно к исследуемой организации можно  предложить разработку основ и направлений корпоративной культуры (системы общих для всего персонала ценностных ориентаций и норм, миссия, философия и традиции организации и т.п.). Также могут применяться такие формы работы как создание музея истории организации или оформление стендов, на которых помещаются материалы об истории создания и деятельности ОАО «Телен», в том числе и оформление стендов с фотографиями лучших работников организации (доски почета), занесение работников в книгу истории организации, награждение Почетной грамотой организации. Может быть установлен определенный порядок подготовки и проведения корпоративных праздников, празднования юбилеев сотрудников и т.п.

       Целью применения на практике данных методов является создание и поддержание корпоративного духа, благоприятного социально-психологического климата. Удовлетворенность социально-психологическим климатом значительно влияет на общую удовлетворенность работой, создает устойчивость мотива к этой работе. Также большое влияние имеют моральные стимулы, общественное влияние. Даже минимальные проявления внимания и заботы к нуждам работников повышают производительность труда, но особенно повышается мотивация, когда человек знает, что его труд нужен обществу. Неудивительно, что выбор профессии во многих случаях определяется ее престижностью; человеку важно, как к этой профессии относятся в обществе7. Метод убеждения основывается на стремлении руководителей удовлетворить потребности работников в самовыражении, самореализации, укрепить в них уверенность в сопричастности к общей цели. Средством мотивации могут служить не только деньги, но и все, что способствует укреплению у человека чувства самоуважения. Очень важным условием успешности стимулирования служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации, складывающейся на предприятии, об изменениях в соответствующих секторах рынка, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации8.

       К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофициальных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом и т. п. Все эти факторы накладывают своеобразный отпечаток на психологическую атмосферу коллектива, на характер и формы межличностных отношений, коллективные мнения, настроения, на целеустремленность, направленность, сплоченность, требовательность, дисциплинированность, самостоятельность, социальную активность, устойчивость поведения в сложной обстановке и т. д. Частые конфликты отнимают слишком много моральных и физических сил, которые могли бы быть использованы в труде.

       Для поддержания работоспособности персонала руководитель должен проводить регулярный мониторинг ситуации в организации. Для этого важно разработать системы оценки эффективности труда, оценки и аттестации персонала. Управление человеческими ресурсами организации базируется на результатах анализа деятельности подразделений и конкретных работников. Анализ деятельности позволяет четко определить положение каждого рабочего места в структуре организации, уровень компетенции, объемы выполняемых работ, функциональные обязанности сотрудников, уровень требуемой квалификации, особенности взаимодействия с коллегами и т.п.  
В целях упорядочения применения различных оценочных процедур в работе с персоналом в организации разрабатывается Положение об оценке персонала.

       Основной  задачей оценки деятельности персонала является определение уровня квалификации работников, степени развития их деловых и личностных качеств, профессионального и управленческого потенциала. Применение и совершенствование различных форм и технологий оценки, отражение реального положения дел в организации, выявление «сильных и слабых сторон» работников, применение результатов оценки при решении конкретных вопросов деятельности способствует укреплению мотивирующего влияния оценки на поведение и деятельность объекта оценки.

       Критерии  оценки должны соответствовать целям организации, содержанию работы и стремлению сотрудников быть успешными. При этом необходимо обеспечить единый подход к оценке во всех подразделениях, выработать у руководителей единое представление в отношении реализации процедур оценки. Можно предложить провести разработку критериев оценки руководителям совместно с работниками их структурных подразделений. В этом случае процедура оценки не будет расцениваться сотрудниками как что-то навязанное сверху. Оценка должна «работать» на определенные кадровые программы: повышение в должности работника, направление на учебу, зачисление в резерв кадров на руководящие должности и т.п. Работники, в отношении которых проводится оценка, должны быть ознакомлены с ее результатами (обратная связь). В целях повышения эффективности проведения оценки она должна проводиться менеджером по персоналу совместно с линейными руководителями. Для этого необходимо «прописать» методику процедуры оценки, в которой подробно отразить методы и параметры оценки.

       С развитием личности расширяются возможности и потребности в самореализации и самовыражении. Потребности людей постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая «сработала» один раз, окажется такой же эффективной и в дальнейшем. Процесс мотивации может быть бесконечен. В целях повышения эффективности работы необходимо проводить мероприятия по обучению и профподготовке уже работающих сотрудников с целью выявления их способностей и возможностей в организации. В этих целях эффективно проводить стажировку работников в других структурных подразделениях организации или в других организациях, ротацию работников. Одним из направлений работы по управлению персоналом является подготовка и формирование управленческих резервов. Для создания в коллективе атмосферы, побуждающей к повышению профессионального уровня и качественному исполнению трудовых обязанностей, можно, например, организовать проведение соревнований между подразделениями, конкурса на звание «Лучший по профессии», «Лучший работник подразделения». В зависимости от возможностей организации могут применяться и другие формы работы с персоналом, но все эти мероприятия в целях юридической обоснованности их проведения желательно подкреплять нормативной документацией.

       Для придания всем вышеперечисленным локальным нормативным актам юридической силы их необходимо вводить в действие соответствующими приказами руководителя или решением коллегиального органа организации (вышестоящей организации).

       Таким образом, системы мотивации и  стимулирования труда используются как инструмент в определении поведения работников на производстве, его ценностных установок, в конечном итоге для отбора работников по личностным характеристикам.  
 

 

       Заключение

       Таким образом, в ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

       Трудовая  мотивация — это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

       Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.

       После рассмотрения основных теорий трудовой мотивации можно сделать вывод, что основные положения представленных теорий, безусловно, важны и должны быть учтены в процессе управленческой деятельности. Однако ни одна из них не дает четких, охватывающих всю совокупность факторов и средств рекомендаций в отношении управления персоналом современной организации. В теориях мотивации нет незыблемых законов, в каждой из них есть сильные и слабые стороны, положения: они развиваются под воздействием внешних условий и являются отражением своей эпохи.

       По  мнению отечественных социологов к  добросовестному труду побуждают  следующие мотивы:

       - увлеченность профессией, своим делом;

       - ориентация на получение максимального материального вознаграждения;

       - осознание важности и нужности работы, даже не слишком материально привлекающей работника.

       С точки зрения западных специалистов (Вудкока и Фрэнсиса), мотивами эффективного трудового поведения являются:

       - Рабочая среда.

       - Вознаграждения.

       - Безопасность.

       - Личное развитие и профессиональный рост.

       - Чувство причастности.

       - Интерес и вызов.

       - Материальная заинтересованность.

       - Моральное стимулирование (льготы, поощрения и пр.)

       Идеальная работа должна:

       - иметь цель, т. е. приводить к определенному результату;

       - оцениваться сослуживцами как важная и заслуживающая быть выполненной;

       - давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения, т. е. должна быть автономия (в установленных пределах);

       - обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда;

       - приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение.

       Спроектированная  в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, который стимулирует качественное выполнение работы, а также, по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы.

       Данная  работа написана на материалах ОАО  «Телен».

       В ОАО «Телен» применяется такой метод стимулирования, как внешнее вознаграждение – выплата премии. Премия является фиксированной величиной и изменяется при пересмотре оплаты заработной платы.

       В данном случае, сотрудники считают премию по результатам работы частью своего оклада. Опросы, проведенные среди сотрудников, что на вопрос о том, сколько они получают, большинство назвали размер заработной платы с учетом переменной части, а не оклад. Это означает, что существующая система стимулирования не ориентирует работников на достижение каких-либо результатов. Премии они воспринимают не как бонус за хорошую работу, а как неотъемлемую часть своего ежемесячного дохода.

         В должностной инструкции необходимо четко определить цель деятельности сотрудника, задачи по выполнению этих целей; исходя из задач, конкретизировать обязанности; для выполнения обязанностей предоставить сотруднику определенные права; закрепить критерии оценки деятельности по выполнению поставленных задач; определить границы ответственности, порядок взаимодействия сотрудника в рамках его должности.

       Для персонала ОАО «Телен» желательно наличие связи между зарплатой и достигаемыми трудовыми результатами. Эти моменты желательно отразить в Положении о заработной плате.

       Дать возможность персоналу принимать участие в решение вопросов, связанных с их трудовой деятельностью, создание благоприятной атмосферы в коллективе, соответствие заданий квалификации работника, особенностям его характера и типу личности.

       Таким образом, системы мотивации и  стимулирования труда используются как инструмент в определении поведения работников на производстве, его ценностных установок, в конечном итоге для отбора работников по личностным характеристикам.

 

       Список использованных источников и литературы 

       
  1. Галенко В.П.,Страхова О.А., Файбушевич С.И.Управление персоналом и эффективность предприятий.-  М.: Финансы и статистика,1998.
  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2001.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
  4. Камалова В.Д. Экономика фирмы. М.: Банки и биржи, 1998.
  5. Комаров М. А.  Менеджмент, ЮНИТИ,1998.
  6. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учеб. пособие / Под ред. П.В. Шеметова. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
  7. Мескон М. Х., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.:Дело, 1999.
  8. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001, 142 с.
  9. Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.
  10. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2000.
  11. Управление персоналом: Учебник / Общ. ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2002.
  12. Управление персоналом /Под ред. СИ. Самыгина. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  13. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд. - М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
  14. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. СПб., 2000.
  15. Слинкова, О. К. Системный подход к исследованию трудовой мотивации и организационной культуры: постановка проблемы / О. К. Слинкова. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2005.
  16. Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М.: Акалис, - 1996.
  17. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  18. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы.// Человек и труд.- 1997. - №10.- С 12-15.
  19. Корниенко В. Стили управления как мотивирующий фактор// Управление персоналом 99г. №5
  20. Соболев М, Рожкова Т, Как разработать систему материального стимулирования персонала // Финансовый директор. 2004. №4
  21. Фатхутдинов Р., Сивкова Л. Принуждение, побуждение, убеждение: новый подход к методам управления // Управление персоналом. – 1999. – № 2

Информация о работе Виды и сущность мотиации