Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание

Для правильного и более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений. Целью курсовой работы является изучение различных видов и форм собственности и трансформации отношений собственности в РФ.
Задачи курсовой работы: рассмотреть такие вопросы как понятие собственности, определены типы и формы собственности, дать характеристики приватизации и отразить проблемы приватизации в России, а также проанализировать процесс трансформации собственности в современной России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Понятие сущность собственности………………………………………………......3
1.1 Реализация отношений собственности (собственность в юридическом и экономическом смысле)……………………………………………………………….5
1.2 Виды собственности……………………………………………………………….8
Глава2. Трансформация отношений в собственности России……………….…….14
2.1 Приватизация собственности в России………………………………………….15
2.2 Приватизация на современном этапе ………………………………...………….23
Заключение………………………………………………………………………….…26
Список литературы…………………………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ.docx

— 77.21 Кб (Скачать документ)

В связи с массовой приватизацией  открылись широкие возможности  для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и  акций) в значительных размерах нужны  были крупные средства, а они имелись  в то время в основном у "теневиков". Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.

Приватизация часто проводилась  без должного представления о  перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто  прекращалось производство, они переоборудовались  под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.

Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет  сделать следующие выводы:

  1. срок проведения оказался фантастически коротким для решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество приватизации;
  2. отсутствовала эквивалентность в процессе приватизации;
  3. если рассматривать приватизацию как составляющую инвестиционного процесса, то ее можно признать неудовлетворительной, т.к. в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока внешних инвестиций;
  4. приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах;
  5. предельная регламентированность принятых федеральными властями нормативных документов по приватизации не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику;
  6. значительная часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром и бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой.

Значительный интерес  представляют принципы, заложенные в  программу приватизации 1998 г. Это  программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована  на получение максимальной прибыли  от продажи не контрольных, а более  мелких пакетов акций в целях  борьбы с монополизмом отдельных  финансово-промышленных групп и  развития реальной конкуренции.

В этом году было зафиксировано  большое количество случаев перепродажи  предприятий, массовая скупка акций  перспективных акционерных обществ. Получили развитие залоговые аукционы, стали активизироваться специализированные финансово-промышленные группы, продолжился  передел собственности.

Основными направлениями  дальнейшей трансформации собственности  является постепенное сокращение числа  мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства  объектов; дальнейшее развитие специализации  крупных собственников; формирование эффективного собственника под воздействием государственного регулирования; повышение  информационной открытости процессов  и прогнозирования их социально-экономических  последствий.

Государственная собственность  все же сохранит свою значимость и  функцию опорного звена всей хозяйственной  цепи. Продолжающийся процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, направлен на повышение эффективности  использования собственности путем  увеличения объемов валового продукта и нормы прибыли, доли рынка или  выхода на новые рынки.

Достижению гармонизации отношений "новых" собственников  со "старыми" управленцами могут  способствовать жесткая правовая позиция  государства, организация широких  программ обучения руководства крупных  предприятий финансовому менеджменту, поддержка компаний, занимающихся бизнес-консультированием, ориентированных на завоевание доверия и собственников, и управленцев

Пик приватизации приходится на 1993 г., когда было приватизировано 42,9 тыс. государственных предприятий. Количество приватизированных предприятий  сокращалось ежегодно примерно в 2 раза. Эти данные относятся к общему числу объектов приватизации, включая на ряду с крупными средние и малые предприятия. Большие количества первых лет (1993-1995 гг.) объясняются, прежде всего, широкой приватизацией небольших предприятий, а также выделением из крупных предприятий отдельных производственных и вспомогательных подразделений. Это подтверждается структурой приватизированных предприятий по формам собственности и отраслям экономики

         




 

Современный этап приватизации 1997- 2011 гг. 
 
Этот этап начался в 1997 году и продолжается до сих пор. Последний этап приватизации является самым длительным, ведь конечный его итог- это появление абсолютно устойчивой системы прав собственности. Происходят последние (однако самые долгие) изменения во всех комплексах, связанных с системой частной собственности. Однако ещё рано говорить об итогах приватизации в России, но ясно одно: Россия рано или поздно станет страной с рыночной экономической системой. 
 
Процесс приватизации в РФ будет завершен в 2009-2013 гг. Приватизация должна была завершиться уже в 2007 г. , однако, многие объекты, которые были внесены в план приватизации, не были приватизированы, т.к. многие госпакеты акций являются неликвидированными.  
 
РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований ) ожидает внесения поправок в закон о приватизации , которые позволят облегчать механизмы приватизации. Согласно поправкам, РФФИ будет самостоятельно определять способ приватизации, а не использовать обязательную схему, по которой все госпакеты, даже не ликвидные, сначала должны быть выставлены на аукцион, и только потом продаются на спец аукционе или посредством публичного предложения. 
 
В 2006 г. план приватизации по доходам был выполнен всего на 79,8 %, и это во многом было связано с недооценкой активов и с тем, что многие предприятия, включенные в план приватизации в 2006 г., не были приватизированы.  

Итоги приватизации в России 
 
«Плюсы» и «минусы» приватизации в России 
 
Результаты приватизации в России представляются неоднозначными. К числу положительных результатов относятся следующие:  
 
•ликвидирована абсолютная монополия государственной собственности, возникло многообразие форм собственности;  
 
•новый класс собственников не только сформировался, но и превратился во влиятельную социальную и политическую силу;  
 
•возник российский фондовый рынок;  
 
•созданы объективные предпосылки для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций;  
 
•масштабное перераспределение собственности произошло без глубоких социальных потрясений.  
 
Отрицательные результаты приватизации: 
 
•не сформировался “эффективный собственник”. В подавляющем большинстве приватизированные предприятия не имеют определённого собственника, на них возникло сложное переплетение прав собственности между государством, директорским корпусом, трудовым коллективом и внешними инвесторами;  
 
•не произошло сколько-нибудь заметного повышения эффективности приватизированных предприятий;  
 
•не были привлечены крупные инвесторы в российскую экономику;  
 
•не оправдались надежды на денежную приватизацию как важный источник доходов государственного бюджета;  
 
•произошедший в результате «залоговых аукционов» (характеризующихся высокой степенью непрозрачности и обвинениями организаторов в корупции в пользу ограниченного числа победителей аукционов) переход наиболее «лакомых кусочков» российской промышленности в руки отдельных ФПГ не был эффективен для бюджета экономически и создал основу для будущих дискуссий о деприватизации;  
 
•произошло усиление социальной дифференциации не только по доходам, но и по имуществу.  
 
Вторая волна приватизации в России в 2010 г. 
 
Впервые после десятилетнего перерыва в стране возобновляется широкая приватизация оставшихся в госсобственности предприятий. Правительство утвердило их список на 2010 год. От продажи госпакетов акций в них ожидается выручить, по разным оценкам от 70 до 77 млрд руб.  
 
План предполагает продажу долей в 28 стратегических предприятиях, приватизация которых даст в бюджет 54 млрд руб., а оставшуюся сумму государство намерено выручить от продажи пакетов акционерных обществ. В частности, будут проданы миноритарные пакеты акций Росгосстраха, ТГК-5 и Совкомфлота. Росимущество 24 ноября 2009 г. также сообщило, что правительство России, в частности, планирует продать Мосметрострой. Всего в 2010 году, как ожидают чиновники, будет приватизировано 449 акционерных обществ. 
 
Российские чиновники уделяют приватизации большое внимание, ожидая получить от нее средства для покрытия бюджетного дефицита. Средства от приватизации, впрочем, положения не спасут. При существующем бюджетном дефиците в 3 трлн руб. сумма в 77 млрд руб. погоды не делает и составляет только 2,6% требуемой суммы. Эти средства можно было бы получить из других источников, а предприятия придержать до более выгодной ценовой конъюнктуры. Но план уже утвержден и механизм запущен.  
 
Другая причина проведения приватизации – уменьшение доли госсобственности в экономике, на необходимость которого указывает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. В 2010 году показатель равен 50%, что довольно много. В норме он должен составлять не более 40%, и этого удастся достичь не ранее чем через 3 года.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, собственность  — это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности  зависят формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике  преобладает частная собственность.

От собственности зависит  положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности  их доступа к использованию всех факторов производства.

Собственность есть результат  исторического развития. Ее формы  меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого  изменения является развитие производительных сил.

Переход от одних форм собственности  к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенного вытеснения всего того, что отмирает, и усиления господства того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих  условиях. В то же время имеют  место и революционные пути смены  форм собственности, когда новые  формы насильственно утверждают свое господство.

Официальная статистика РФ выделяет следующие формы собственности: государственная (в том числе  федеральная и субъектов Федерации), муниципальная, общественных объединений (организаций), частная, прочие (включая смешанную собственность).

Различные формы собственности, функционирующие в общей системе  экономических отношений, не могут  быть изолированными друг от друга. Преодолевая  свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе такого переплетения могут  возникать смешанные формы собственности. Объективная основа указанного переплетения — взаимное дополнение и использование  тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования.

Суммируя изложенное, можно сделать главный вывод, что степень научного подхода к исследованию проблем, возникших в процессе приватизации, явно недостаточна. Целостная научная концепция, охватывающая основные аспекты затронутых в работе проблем, отсутствует. Позиции ученых по отдельным вопросам носят крайне противоречивый характер.

Процесс приватизации продиктован  политикой нашего государства, и  это стало поистине немаловажным со-бытием для наших граждан.

Пятнадцать лет прошло с первой попытки передела государственной  собственности в частную, и можно  отметить два ее несомненных достоинства:

1) главное, что переход  государственного фонда в частный осуществлен на практике;

2) происходит свободная  купля-продажа, что создает насыщение  рынка.

Сегодня на основе эффективного управления государственной  собственностью необходимо достичь  следующих основных результатов:

1) максимизации доходов  бюджета на основе эффективного  управления государственной собственностью;

2) оптимизации структуры  собственности в интересах обеспечения  устойчивых предпосылок экономического  роста;

3) использования всех  государственных активов в качестве  инструмента для привлечения  инвестиций в реальный сектор  экономики.

В основу государственной  политики в сфере приватизации в  ближайшей перспективе должны быть положены:

1) новая цель приватизации;

2) новые задачи, вытекающие  из цели приватизации;

3) обновленные принципы  проведения приватизационных процессов;

4) комплекс новых мер,  направленных на достижение цели  и решение задач приватизации;

5) усиление государственного  контроля на всех этапах процесса  приватизации.

Думаю, что целью государственной  политики в области приватизации должно стать кардинальное повышение  эффективности функционирования предприятий, и, следовательно, все приватизационные решения должны определяться с позиций  эффективности работы реального  сектора экономики. Последовательная реализация новых задач, принципов и мер по приватизации государственного имущества является реальной предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в стране.

 

Процессы приватизации и  разгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности  в России. Налицо становление новой  тенденции в развитии собственности. На смену монопольному господству первой ее формы пришел реальный полиформизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, одним из которых является отсутствие законов или существенные пробелы в законодательстве, обусловлены многолетним невниманием к правовой стороне собственности в нашей стране.

Приватизация процесс  длительный и требует основательной  и тщательной подготовки, темпы же приватизации в РФ не имеют аналогов ни в одной стране.

В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они  являются не целью, а средством для  повышения эффективности экономики  и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого  из нас.

Информация о работе Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России