Уровень жизни и потребительская корзина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:46, реферат

Описание

Весьма существенным обстоятельством в развитии системы представлений об уровне жизни явился постепенный переход от«среднестатистического гражданина»к семье и к домашнему хозяйству как к центральным и наиболее представительным объектам исследования при оценке уровня жизни.Этому процессу значительно способствовало принятие в 1992году методологии системы национальных счетов, где население было впервые представлено в макроэкономических построениях в качестве полноправного субъекта.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ВЭД.docx

— 85.54 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей человеческой истории от древних империй и  зарождения экономических и политических институтов до новейшего времени  данные о положении населения  носили исключительно важную роль,являясь своеобразным“зеркалом”развития государства.На ранних стадиях развития качество жизни во многом являлось отражением культурного,но не технологического превосходства,однако с развитием производительных сил картина всё больше видоизменялась.С развитием общества и возникновением современных социально-экономических институтов эволюционировала и система статистических оценок уровня жизни, всё дальше уходя от чисто физиологических нужд в область удовлетворения широкого спектра новых потребностей населения.Качественный скачок в повышении численности населения,изменение социально-демографического профиля планеты в купе с резким увеличением производительности труда и образованностью людей привело к возникновению в конце XIХ – началеXX совершенно новых потребностей в оценке социально-бытовых условий жизни.Наступало другое время– время технологического прорыва и чудовищных воин, где оценка социального положения в государстве играла всё большую политическую и экономическую роль. Появление новых методов в математике,социологии,статистике,экономике позволили вывести термин“уровень жизни”на новую ступень.

Сегодня к основным социальным нормативам относятся:минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности,пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов;минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения(многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства  обеспечить гражданам:минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию(в том числе по безработице,болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования,здравоохранения и культуры.

Стержень социальной политики –прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. Уровень жизни и потребительская корзина.

Определение уровня жизни населения  в России.

Весьма существенным обстоятельством  в развитии системы представлений  об уровне жизни явился постепенный  переход от«среднестатистического гражданина»к семье и к домашнему хозяйству как к центральным и наиболее представительным объектам исследования при оценке уровня жизни.Этому процессу значительно способствовало принятие в 1992году методологии системы национальных счетов, где население было впервые представлено в макроэкономических построениях в качестве полноправного субъекта.

Обоснованно судить об уровне жизни населения в конечном счёте можно лишь, установив уровень жизни различных доходно-имущественных и социально-демографических категорий домохозяйств и определив количественные соотношения между этими категориями.

В сегодняшних условиях повысились как внимание,так и требования к оценкам уровня жизни. Изменились и акценты в использовании системы показателей уровня жизни– они несколько сместились от измерительно-оценочной в сторону её оценочно-сопоставительной функции. Весьма важным направлением представляется использование показателей уровня жизни для проведения на объективной расчётной основе сопоставлений:во временном разрезе – для оценки влияния проводимых социально-экономических преобразований на жизнь населения,по отдельным доходно-имущественным группам населения– для определения степени экономической дифференциации общества, а также по различным регионам страны– для оценки и учёта расхождений в уровне и условиях жизни населения в них.

Уровень жизни населения,по экономическому словарю под редакцией Куракова, - это совокупность условий жизни людей и их труда,соответствующих достигнутому уровню общественного производства и обусловленных господствующим строем.

Уровень жизни характеризуется  степенью удовлетворения материальных,социальных и культурных потребностей населения.Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.

Анализ уровня жизни населения  производится в целом по муниципальному образованию в разрезе территориально-административных единиц, основных социальных групп  населения с учетом принятых в  обществе стандартов качества жизни  в направлениях оценки доходов,потребления и расходов населения,денежных сбережений,накопленного имущества,обеспеченности населения объектами торговли,просвещения,культуры, искусства,жилищно-коммунального хозяйства,транспорта,связи, сферы бытового обслуживания,состояния защиты социально уязвимых групп населения,уровня потребления непродовольственных товаров и т.п.1

Система показателей подраздела"Уровень жизни"введена в действие Госкомстатом России с 1993 г. и состоит из следующих показателей:

Средняя оплата труда работников.

Покупательная способность  населения со средними заработной платой и пенсией.

Минимальный потребительский  бюджет по основным социально- демографическим группам населения.

Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам  населения.

Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета  и прожиточного (физиологического) минимума.

Потребление продуктов питания  в домашних хозяйствах с различным  уровнем среднедушевого дохода.

Денежные доходы и расходы  определенных социально-демографических  групп населения.

Показатели дифференциации населения.

Соотношение среднедушевых  доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент  Джини).

Структура потребительских  расходов социально-демографических  групп населения.

Распределение населения  по размеру среднедушевого дохода.

1.2. Прожиточный минимум.

Одним из важнейших индикаторов  уровня жизни населения является прожиточный минимум.

В«Методических положениях по статистике»даются следующие толкования понятий категории прожиточного минимума.

Прожиточный минимум определяет уровень потребления товаров  и услуг,являющийся минимальным и достаточным для обеспечения жизнедеятельности человека, и определяется на основе научно-обоснованного потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах.

Бюджет прожиточного минимума, или кратко,прожиточный минимум – одно из центральных понятий системы минимальных социальных гарантий,предоставляемых государством населению.

Сфера использования прожиточного минимума весьма широка: это и элемент  системы минимальных социальных гарантий, и основа для определения  порога бедности,и база для расчётов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий. Он применяется во многих расчётах,связанных с обеспечением пенсий, различных дотаций и льгот различным категориям нуждающихся.

При определении прожиточного минимума обычно исходят из рационального  и минимального потребительских  бюджетов.

Рациональный бюджет формируется  на основе научно обоснованных нормах потребления продуктов питания, обеспеченности семей одеждой и  обувью, домашним имуществом,медикаментами,предметами культурно-бытового и хозяйственного обихода, услугами культурно-бытового и другого назначения.

Минимальный потребительский  бюджет – это тот уровень доходов, который даёт возможность удовлетворить  потребности человека в питании  на уровне физиологических норм потребления,покрывающих энергетические затраты организма для жизнедеятельности взрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте,а также покрытие расходов на удовлетворение других самых необходимых потребностей.

Минимальный потребительский  бюджет оценивается в зависимости  от пола, возраста и зоны проживания.Величина минимального потребительского бюджета периодически пересматривается с учётом динамики цен и стоимости потребительской корзины.

Набор продуктов питания, так называемая минимальная продовольственная  корзина, входящая в состав прожиточного минимума,обеспечивает содержание по химическому составу продуктов и их калорийность в следующих пропорциях(в Сутки):

 

Табл.1.

Содержание питательных  веществ в минимальной продовольственной  корзине.

 

 

В среднем на душу населения

Мужчины

16-59 лет

Женщины

16-54 лет

Пенсио-

неры

Дети

         

0-6 лет

7-15 лет

Белки, г

73,6

88,7

70,3

66,3

49,4

74,5

В том числе 

Животного

происхождения

28,9

31,5

27,3

25,6

25,1

33,1

Жиры, г

56,8

64,1

54,3

48,3

51,6

73,9

Углеводы, г

353,3

441,2

337,6

316,9

228,1

351,7

Энергетическая ценность, ккал

2236,7

2720,4

2138,4

1979,6

1581,1

2385,6


 

Набор продуктов питания  рассчитывается на основе минимальных  размеров потребления Институтом питания  Академии медицинских наук РФ, ИСЭПН  РАН и Минтруда РФ при участии  Всемирной организации здравоохранения.

Минимальная продовольственная  корзина дифференцируется по восьми природно-климатическим зонам. Зонирование  территории России сделано на основе количественной оценки факторов,определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения.

Нормативы на непродовольственные  товары, услуги и обязательные платежи  устанавливаются по доле затрат на эти цели в бюджете низкодоходных  семей. Информационной базой для  их обоснования служат материалы  обследования бюджетов домашних хозяйств о структуре расходов 10% наименее обеспеченного населения.

 

1.3.Величина прожиточного  минимума.

 

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную  оценку натурального набора продуктов  питания, необходимых для поддержания  жизнедеятельности человека, а также  расходов на непродовольственные товары и услуги,налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низкодоходных групп населения.

Величина прожиточного минимума рассчитана на основе методических рекомендаций,утверждённых Министерством труда Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума рассчитывается по следующей формуле:

Cmini=Cfi +Cgi +Csi +Cti ,

гдеCmini– величина прожиточного минимума i-той половозрастной группы населения;

Cfi– стоимостная оценка продуктового набора i-й половозрастной группы населения;

Cfi= ,

гдеQji– норматив потребленияj-ого продукта питанияi-й половозрастной группы населения;

Pj– средняя ценаj-го продукта питания;

Сgi– стоимостная оценка потребления непродовольственных товаров i-той половозрастной группы населения;

Сsi– стоимостная оценка расходов на платные услуги i-той половозрастной группы населения;

Сti– расходы на налоги i-той группы населения;

Сgi si ti = Cfi (Kgi si ti = Ksi) ,

гдеKgi si ti– показатели структуры прожиточного минимума i-й половозрастной группы населения;

i– принимает значения  от1 до 5;

j– принимает значение  по числу товаров,цены на которые регистрируются для расчёта прожиточного минимума.

Расчёт величины прожиточного минимума в ценах отчётного периода  производится в следующем порядке: стоимостная цена минимальной продовольственной  корзины (Сfi)определяется по средним ценам продажи товаров предприятиями торговли всех видов собственности на основе регистрации цен на конкретные товары-представители.При расчётах используется минимальный норматив потребления продуктов питания (в среднем на душу, на год в кг)2.

Для расчёта прожиточного минимума рассчитывается набор из следующих11 групп продуктов питания (см.приложение2).

Этот набор продуктов  разрабатывается на основе норм,соответствующих минимальным размерам потребления.

Структура величины прожиточного минимума представлена на рис.13:

Рис.1

Структура величины прожиточного минимума России

 

____________________

1) Сбережения включают  прирост (уменьшение) вкладов, приобретение  ценных бумаг, изменение средств  на счетах индивидуальных предпринимателей, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости.


 

Следует отметить, что предложенный в последние годы учёт располагаемых  ресурсов стоимости натуральных  поступлений продуктов питания  позволяет более реально оценить  размер доли расходов населения на питание. В действующей до настоящего времени минимальной потребительской  корзине 1992 г. доля расходов на питание  составляет68,3%, что соответствует  структуре расходов на потребление  бедных стран.При этом низкодоходные семьи вынуждены соблюдать режим жёсткой экономии на питании,чтобы оплатить лекарства,жильё и коммунальные платежи , стоимость которых в последние годы росла быстрее, чем цены на продукты.В результате доля потребительских расходов,направляемых на покупку непродовольственных расходов и оплату услуг,оказывается значительно выше уровня нормативных расходов официальной минимальной потребительской корзины.

Информация о работе Уровень жизни и потребительская корзина