Упрвление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации «государственный долг - это долговые обязательства России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации». 1

Содержание

Введение 4
1. Государственный долг: понятие, сущность и виды 6
1.1 Понятие и виды государственного долга 4
1.2 Управление государственным долгом: понятие и методы 6
1.3 Зарубежный опыт управления государственным долгом 12
2. Современное состояние, проблемы и перспективы госдолга 20
2.1 Современное состояние государственного долга 20
2.1.1 Внешний государственный долг 20
2.1.2 Внутренний государственный долг 30
2.2 Проблемы и перспективы управления государственным долгом 32
Заключение 41
Библиографический список 44

Работа состоит из  1 файл

Управление гоударственным долгом (3).doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)

      Заимствования Всемирного Банка включают следующие группы задолженности: компенсирующее снижение доходов бюджета реабилитационные займы (14,7 % общей суммы портфеля); займы: на структурную перестройку (23,3 %), для развития нефтяной промышленности, энергетики и строительства (19,6 %), транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства (21,0 %)

      Меньшими  по объему являются займы для развития рыночной инфраструктуры (5,0 %), здравоохранения (5,0 %), образования (3,8 %), сельского хозяйства (3,6 %), на нужды государственного управления (2,0 %), охраны окружающей среды (1,3 %), социальной политики (0,7 %). Около половины портфеля займов приходится на связанные кредиты (для финансирования заранее обусловленных проектов). В общей сложности на 1 января 1999 г. России было предоставлено по этой линии 37 займов на общую сумму 9 млрд. дол. (табл. 2).

Таблица 2 – Кредиты МВФ России

Условия получения Сумма, млрд. долл. Выборка квоты Года
Удержание дефицита госбюджета в определенных рамках и контроль за приростом денежной массы 1,0 16,7 1992г.
Те  же 1,54 25 1993г.
Те  же, а также либерализация внешнеэкономической  деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта 1,5 25 1994г.
Те  же, а также ликвидация внешнеэкономических  льгот, либерализация нефтяного  экспорта и отмена до 01.01.1996г. всех экспортных пошлин, а также ежемесячный мониторинг выполнения Россией своих обязательств 6,0 100 1995г.
Те  же, а также отмена экспортных пошлин на нефть и газ (с одновременным  повышением акцизов), количественных ограничений  на импорт алкоголя, льгот по уплате импортных пошлин на материалы (обеспечивающие деятельность СМИ), обязательной таможенной экспертизы таможенных товаров, а также ежеквартальные проверки показателей денежно-кредитной и налогово-бюджетной программы 9,2   1996-1998гг.
 

      Сложившаяся структура внешнего долга России характеризуется: неоднородностью  слагаемых внутренней и внешней  задолженности, преобладанием нерыночных инструментов; неравномерным распределением сроков платежей по его обслуживанию и погашению, наличием «пиковых» нагрузок; изменением соотношения в структуре государственного долга в пользу внутреннего; широким диапазоном применяемых процентных ставок; доминирующим положением доллара США в валютной структуре внешнего долга (54 %); «привязкой» возможностей погашения государственного долга к экспорту энергоносителей; относительной благоприятностью конъюнктурных обстоятельств погашения внешнего долга в связи с сохранением достаточно высоких мировых цен на энергоресурсы; зависимостью возможностей погашения долга от изменения мировых цен на энергоносители; крайней напряженностью экономики страны в погашении внутреннего и внешнего долга.

      За 1998 – 2009 гг. внешний государственный  долг России сократился более чем  в 5 раз. На начало апреля 2009 г. он составлял 29,9 млрд. дол. Однако со II квартала минувшего года, впервые за последние 11 лет, начался его рост. На начало октября 2009 г. внешний госдолг достиг 46,2 млрд. дол. При этом долг органов государственного управления изменился незначительно, а органов денежно-кредитного регулирования во II–III кварталах 2009 г. вырос с 2,5 млрд. до 16,6 млрд. дол. (табл. 3) 7

Таблица 3 - Динамика внешнего госдолга России в 2009 г.

                                                                                                                   млрд. дол.

  01.01.09 01.04.09 01.07.09 01.10.09
Органы  государственного управления 29,5 27.4 30,0 29,6
Органы  денежно-кредитного регулирования 3,3 2,5 11,1 16,6
Всего 32,8 29,9 41,0 46,2
 

      В результате погашения всей задолженности  перед Парижским клубом кредиторов в структуре задолженности государственного сектора подавляющая часть приходится на новый российский долг 84,9 %, лишь небольшая часть представлена задолженностью бывшего СССР – 15, 1 %.

     На 1 октября 2009 года новый российский долг в объеме 25,0 млрд. дол. представлен двумя основными категориями: ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, – 77,6 % (19,4 млрд. дол.) и кредитами международных финансовых организаций – 15,7 % (3,9 млрд. дол.).

     Остальная часть долга выражена задолженностью по иным кредитам и прочим внешним обязательствам.

     В 2009 году продолжилось плановое обслуживание суверенных обязательств Российской Федерации, однако в результате существенного увеличения объема приобретения нерезидентами бумаг Правительства Российской Федерации на вторичном рынке в целом новый суверенный российский долг увеличился на 1,4 млрд. дол.8

     

     Рисунок 1 – Структура нового федерального государственного внешнего

                           долга России (по состоянию на 1 октября 2009 г.)

     Объем обязательств, принятых на себя Россией  в качестве правопреемницы бывшего СССР, оставался крайне незначительным, на него приходилось не более 1 % совокупного внешнего долга страны (4,5 млрд. дол.). Он представлен задолженностью перед официальными кредиторами – 1,9 млрд. дол. (41,6 %); долгом перед бывшими социалистическими странами – 1,4 млрд. дол. (31,2 %), а также прочими обязательствами, включая задолженность перед нерезидентами в форме ОВГВЗ – 1,2 млрд. дол. (27,2 %).

     Долговые  обязательства субъектов Российской Федерации оставались несущественными и на 1 октября 2009 года оценивались в 1,7 млрд. дол. (0,4 % совокупного долга). В отчетном периоде активизировалось приобретение нерезидентами обязательств субъектов на вторичном рынке.

     Многократное увеличение задолженности органов денежно-кредитного регулирования до 12,2 млрд. долл. по сравнению с началом года обусловлено беспрецедентным в истории России событием – распределением МВФ в августе – сентябре в пользу стран – членов Специальных прав заимствования (СДР) в рамках общего и дополнительного выпусков. По своей сути поступившие в пользу России СДР являются бессрочными бесплатными ресурсами органов денежно-кредитного регулирования, учитываемыми в международных резервах, и подлежат возврату только в случае выхода страны из состава МВФ.

   

   Рисунок 2 – Структура внешнего долга, принятого  Россией в качестве

                        правопреемницы бывшего СССР (по состоянию на 01.10.09 г.)

     Иностранные обязательства российских банков сократились  на 30,4 млрд. дол. до 135,9 млрд. дол., их удельный вес в общем объеме внешнего долга экономики составил 28,4 % (на начало 2009 года – 34,6 %). Внешний долг банков снизился впервые с 1999 года. В аналогичных периодах 2006 – 2008 гг. он прирастал средними темпами – около 70 %. Основным фактором снижения внешних обязательств сектора являлось последовательное соблюдение графика обслуживания основной категории долга – ссудной задолженности, сократившейся на 26,2 млрд. дол. В меньшей степени снижение коснулась по транзакционным счетам – она уменьшилась на 4,0 млрд. дол.9

     Как и банковский сектор, небанковские корпорации строго соблюдали график обслуживания долга, однако объемные платежи им удавалось достаточно эффективно рефинансировать новыми займами. В результате объем наиболее крупной категории долга корпораций – кредитов, привлеченных из-за рубежа, – изменился крайне незначительно – на 1,9 млрд. дол. и на 1 октября снизился до 234,1 млрд. дол.

     Значительную  роль в увеличении частного долга сыграла финансовая поддержка, оказанная российским корпорациям связанными с ними зарубежными компаниями (на сумму 14,3 млрд. дол.), отражаемая по статье долговые обязательства перед прямыми инвесторами.

     Итоговый  прирост обязательств прочих секторов по итогам 9 месяцев составил 17,6 млрд. дол., на 1 октября они оценивались в 299,0 млрд. дол., их доля в совокупном внешнем долге составила 62,5 % (на начало 2009 года – 58,6 %). 10

     Несмотря  на то, что в структуре внешнего долга преобладали обязательства со сроком погашения свыше 1 года – они составляли 89,9 % совокупной задолженности (430,1 млрд. дол.), – около 40 % заимствований имеет остаточный срок до погашения, не превышающий 2 лет, что обусловливает сохранение высокой долговой нагрузки на экономику в ближайшие годы. Доля долгосрочной задолженности относительно выше у органов государственного управления и корпораций (94,8 и 93,6 % соответственно) и ниже у органов денежно-кредитного регулирования и банков (73,6 и 82,1 % соответственно).

     Обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте сократились на 8,0 млрд. долл. и на 1 октября 2009 года составили 388,1 млрд. дол., их доля в общем объеме внешней задолженности была равна 81,2 %. Внешний долг, номинированный в российских рублях, увеличился на 6,3 млрд. долл. США – до 90,1 млрд. дол. (18,8 %).

     Рисунок 3 - Краткосрочные и долгосрочные иностранные обязательства

                         Российской Федерации в разрезе секторов экономики (млрд.

                         дол. США)

     2.1.2 Внутренний долг 

      Внутренний  долг представляет собой задолженность государства предприятиям, организациям, населению своей страны.

      Структура государственного внутреннего долга  РФ включает следующие основные элементы:

      1) рыночные долговые обязательства.  К ним относятся эмитированные  государством и свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги. Это государственные краткосрочные обязательства (ГКО); облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК); государственный сберегательный заем; облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД); облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК); облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ); векселя Министерства финансов РФ и др.;

      2) нерыночные долговые обязательства  – это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться. К ним относятся:

      – некоторые виды займов, размещенных среди населения, например целевой заем 1990г.;

      – целевые вклады и чеки на автомобили т.д.;

      – целевые долговые обязательства по гарантированным сбережениям граждан РФ;

      – задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ (например, на покрытие дефицита бюджета в 1991-1994гг.), включая задолженность по процентам;

      – задолженность предприятий отдельных отраслей, переоформленная в государственный внутренний долг (например, задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность Пенсионному фонду и др.);

      3) государственные гарантии и поручительства, предоставленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными  образованиями;

      4) государственный внутренний долг  РФ, принятый от бывшего СССР.

Информация о работе Упрвление государственным долгом