Теория прибыли.экономическая и бухгалтерская прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:58, контрольная работа

Описание

1. Прибыль - наиболее простая и одновременно наи­более сложная категория рыночной экономики. Она является стержнем и главной движущей силой эконо­мики рыночного типа, основным побудительным моти­вом деятельности предпринимателей в этой экономике.
В системе экономических теорий, связанных с пред­принимательской деятельностью, теория прибыли тра­диционно характеризуется экономистами как одна из наиболее сложных. Эта сложность определяется многооб­разием сущностных сторон, которые отражает категория прибыли, а также многообразием обличий, в которых она выступает

Работа состоит из  1 файл

микроэкономика1.doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)


1.   Прибыль - наиболее простая и одновременно наи­более сложная категория рыночной экономики. Она является стержнем и главной движущей силой эконо­мики рыночного типа, основным побудительным моти­вом деятельности предпринимателей в этой экономике.

В системе экономических теорий, связанных с пред­принимательской деятельностью, теория прибыли тра­диционно характеризуется экономистами как одна из наиболее сложных. Эта сложность определяется многооб­разием сущностных сторон, которые отражает категория прибыли, а также многообразием обличий, в которых она выступает.

Теория прибыли имеет глубокий генезис, так как проблемы эффективного ее формирования и использова­ния интересовали экономистов еще с древних времен.

Известные из истории экономической мысли пер­вые попытки осмыслить сущность прибыли и основы ее формирования связаны с именами античных ученых Платона и Аристотеля. Их подходы к рассмотрению прибыли тесно увязывались со способами и целями на­копления денег в обществе. Хотя эти попытки теорети­ческого осмысления сущности прибыли носили отры­вочный, несистемный характер, в процессе дальнейшей эволюции экономической мысли они получали все более развернутое концептуальное развитие в работах последу­ющих экономистов.

Начальный этап формирования основных принци­пов теории прибыли связывается обычно с парадигмой экономического анализа школы меркантилистов, среди которых наиболее заметную роль сыграли теоретичес­кие подходы Т. Манна, Д. Юма, Ж. Кольбера. Ведущие принципы их научного мировоззрения в области теории прибыли определяли прежде всего источники ее форми­рования. Основным из этих источников они считали внешнеторговую деятельность, поскольку в других стра­нах товары реализуются по более высоким ценам, чем внутри страны. Соответственно их научному мировоззрению для обеспечения притока прибыли государству сле­довало проводить активную протекционистскую поли­тику в области международной торговли, добиваясь положительного сальдо своего торгового баланса.

Определенное развитие теории прибыли связано с представителями экономической школы физиократов - Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, М. Ривьеры, Их подход к источни­кам формирования прибыли был акцентирован в основ­ном на земледельческом производстве (а не на торговле, как у меркантилистов). Оно, согласно их концепции, было единственным источником формирования положи­тельного значения суммы прибыли. Соответственно прио­ритетной экономической политикой государства и це­лью отдельных предпринимателей они считали вложение средств в развитие сельскохозяйственного производства, генерирующего прибыль в наибольших масштабах.

Представители классической политэкономии - в первую очередь А. Смит и Д. Рикардо - серьезно углуби­ли исследование сущности прибыли, расширив область ее рассмотрения сферой промышленного производства, а затем и непроизводительной сферой. Экономистами этой школы впервые была четко сформулирована "факторная модель формирования прибыли" (т.е. мо­дель формирования прибыли как результата использо­вания факторов производства). В рамках этой школы была доказана объективность процесса снижения нор­мы прибыли на капитал по мере увеличения объема ее использования. Основные сущностные черты процесса формирования прибыли были приняты за основу всеми дальнейшими ее исследователями и оказали большое влияние на последующее развитие её теории.

В системе марксистского экономического учения исследованию теории прибыли также принадлежит ве­сомое место, хотя многие выводы этого исследования явились предметом острого критического анализа после­дующих экономистов. В соответствии с разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом трудовой теорией стоимости основным источником формирования прибыли является труд работников производственной сферы экономики. Этот труд создает прибавочный продукт и прибавочную стоимость, а прибыль при этом представляет собой превра­щенную форму прибавочной стоимости. Теория прибыли марксистской школы, как и вся парадигма марксистско­го экономического анализа, отличалась чрезмерной поли­тизацией и ее выводы рассматривались сквозь призму непримиримых противоречий между классами капита­листов и наемных рабочих.

Значительный прогресс в развитии теории прибыли связан с исследованиями маржиналистов, в частности С. Джевонса, К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Л. Вальраса, Дж. Кларка. Основу их экономической парадигмы со­ставляла теория предельной полезности, разработка ко­торой оценивается экономистами как революционная. В свете этой парадигмы маржиналисты основное вни­мание в своих исследованиях сосредоточили на микро­экономическом анализе условий формирования прибыли. Используя предельный метод экономического анализа маржиналисты выявили систему важнейших факторов, максимизирующих прибыль предприятия. Особая роль в теории прибыли маржиналистов отведена исследова­нию проблем рыночного ценообразования и условий формирования монопольной прибыли.

Неоклассические экономические теории прибыли значительно углубили отдельные сущностные ее харак­теристики и определили многие количественные парамет­ры, связанные с ее формированием. Среди этих теорий особого внимания заслуживают теория предпринима­тельской прибыли (увязывающая ее уровень с уровнем риска), теория инновационной прибыли (увязывающая дополнительный ее размер с внедрением инноваций) и другие.

2.   Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль.
В экономической науке и хозяйственной деятельности различают прежде всего балансовую (бухгалтерскую), нормальную и экономическую прибыль.
Балансовая прибыль- в общие издержки производства фирма зачисляет все свои денежные расходы, явные издержки. Именно они отражаются в бухгалтерских документах как хозяйственные. Соответственно прибыль, которая составляет разницу между выручкой и общими затратами, определяется как хозяйственная, ее еще называют бухгалтерской, или балансовой.

В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками:

        TR-TC=p;

где: TR - совокупная выручка (доход);

        TC - совокупные издержки;

        p - прибыль.

   Балансовая прибыль - это выручка от реализации с учётом затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Анализ итогового баланса фирмы дает представление о ее финансовом положении на конец истекшего периода, оценку собственного капитала, его объемов, динамики и структуры.
Учитывая потребности развития бизнеса, предприниматель предполагает получить еще и минимальную - нормальную прибыль.

   Нормальная прибыль - это тот обязательный доход, который является своеобразным гарантом существования фирмы в избранном виде бизнеса.
Нормальная прибыль состоит из нормативной отдачи на капитал и общепринятой в данном виде бизнеса нормы предпринимательского дохода. Нормальная прибыль является ценой выбора предпринимателем именно данного вида бизнеса. Эта цена должна быть оправдана эффективностью деятельности предпринимателя, и быть не меньше так называемой упущенной прибыли, которую предприниматель может иметь в другой, более выгодной сфере деятельности.
Предприниматель считает справедливым то, что за вложенный капитал и собственную предприимчивость он получает хотя бы минимально возможную, нормальную прибыль, которая возместит ему расходы на производство и потери от неиспользованных возможностей в других сферах деятельности. Величина нормы конкретной прибыли определяется самим предпринимателем на основе учета альтернативных возможностей вложения своего капитала и собственных предпринимательских усилий.
Затраты предприятия (фирмы), которые включают все бухгалтерские (явные) издержки и издержки упущенных возможностей (неявные), называются экономическими издержками.

   Экономическая прибыль – это разница между совокупными доходами и совокупными экономическими издержками, включающими (вмененные) издержки. Экономическую прибыль следует отличать от бухгалтерской прибыли, исчисляемой как разность между валовым доходом и явными издержками, включающими лишь фактические затраты (отраженные в бухгалтерской отчетности). При всех условиях фирма стремится производить такое количество продукции, которое обеспечивает ей максимальный доход и минимальные потери. При сравнении общих (валовых) издержек производства и общего (валового) дохода фирме имеет смысл производить продукцию, если она будет получать прибыль экономическую.
Именно экономическая прибыль является стимулом для вхождения новых предпринимателей в тот или иной вид бизнеса или выхода фирм из той сферы, где они неприбыльны. Если же прибыль большая, новые фирмы проникают на рынок и охватывают долю спроса. Чтобы успешно реализовать свою продукцию, предприятия вынуждены снижать цену или идти на дополнительные издержки для продвижения на рынке своих товаров или услуг. Прибыль вследствие этого снижается, наплыв конкурентов уменьшается.
Поэтому, планируя развитие бизнеса, фирма чаще всего стремится не к максимальной прибыли, а придерживаться установленной на конкретном рынке нормы прибыли и обеспечивать себе стабильную прибыль.

 

3. 1. Под общей выручкой фирмы (TR) понимается полная сумма выручки от реализации всех Q, произведенных единиц товара:

TR = РQ;

где P - цена реализации

      Q – ед. товара

     2. Средняя выручка (AR) - это средняя выручка от реализации одной единицы товара, или общий доход, деленный на число реализованной продукции;

AR = TR/Q = PQ/Q = Р.

Средняя выручка равна цене единицы товара.

     3. Предельная выручка (MR) - это дополнительный доход, полученный в результате продажи последней от реализованных единиц продукции.

Пусть при увеличении выпуска фирмы на DQ единиц товара общая выручка увеличится на DTR денежных единиц, тогда MR = DTR/DQ

 

Соотношение величины средней и предельной выручки.

Если все выпускаемые фирмой единицы товара реализуются по одной и той же цене, то выручка от реализации дополнительной единицы товара представляет собой среднюю выручку, равную цене товара. Если цена товара не зависит от объема выпуска фирмы (как при совершенной конкуренции) и изменении объема выпуска цена остается неизменной, то предельная выручка равна выручке от реализации дополнительной единицы товара (цене реализации):

MR = AR = P

 

 

Если изменение объема выпуска данной фирмы приводит к изменению цены товара,  то равенство не соблюдается. Чем больше объем выпуска такой фирмы, тем меньше цена единицы товара. При увеличении объема выпуска на одну единицу не только эта последняя, но и все остальные единицы товара могут быть реализованы лишь по меньшей цене. Общая выручка увеличится на величину выручки от реализации дополнительной единицы товара (равную цене единицы товара), но вместе с тем уменьшится на величину снижения цены от реализации всех остальных единиц товара. Значит, предельная выручка будет в этом случае меньше выручки от реализации дополнительной единицы товара на величину суммарного снижения цены реализации всех остальных единиц товара, вызванного выпуском этой дополнительной единицы, т.е. MR < AR = P

Определим условия максимизации прибыли. Фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими затратами.      Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает общие затраты на величину предельных издержек (MC), но одновременно повышает и общую выручку на величину предельной выручки (MR). Пока предельная выручка больше предельных затрат, общая прибыль повышается и фирма увеличивает объем производства, если предельные затраты превышают предельную выручку, общая прибыль снижается. Следовательно, величина прибыли достигнет своего максимума при таком выпуске продукции Q, при котором  MR = MC

 

 

 

Максимизация прибыли в точке Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Теория прибыли.экономическая и бухгалтерская прибыль