Теория предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:17, реферат

Описание

Цель данной работы - рассмотрение теории предельной полезности и закона спроса, предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействия.

Работа состоит из  1 файл

теория предельной полезности.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 



Введение

     Впервые теории предельной полезности благ как  меры ценности благ и основания цен появились  в  1870-х  гг. практически одновременно в Австрии (К. Менгер),  Англии (У. Джевонс) и Швейцарии (Л.  Вальрас).  В противовес теории стоимости, теория полезности (в  том  виде,  как она  разрабатывалась  в  тот  период)  основывалась  на субъективных оценках стоимости благ. Ключевое  значение в ценообразовании отводилось полезности (а не  затратам труда).  Центром  исследования,  главным  объектом,  на который было направлено внимание  ученых,  стал  рынок, спрос и предложение, определяющие их  силы.  В  течение последующих десятилетий  теория  предельной  полезности претерпела значительные изменения, многие ее  важнейшие положения  были  усовершенствованы  и  развиты   далее, особенно в части приложения  математического  аппарата,

который  помогал  совершенствовать   и   содержательные определения.

     Наиболее слабым местом теории предельной полезности была  невозможность  хотя  бы  в  каком-то  приближении измерить полезность и однозначно ее оценить для  разных людей. Когда экономическая мысль сделала следующий  шаг и доказала, что нет необходимости ее измерять (в теории потребительского выбора), теория предельной  полезности получила широкое признание, а идея предельных  эффектов стала использоваться в  других  разделах  экономической науки.

Цель данной работы - рассмотрение теории предельной полезности и закона спроса, предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействия.

В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические понятия спроса, предложения, цены;

- раскрыть основные  факторы и законы, влияющие на спрос;

- проанализировать кривую безразличия и кривую Энгеля.

 

1. Спрос, предложение,  цена, как важнейшие элементы рыночного механизма

1.1 Стоимость, полезность и ценность товара: содержание,

соотношение и  значение

Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары.

Способность товара к  обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.

Категории «потребительная  стоимость» и «меновая стоимость» введены  в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, Дж.С. Милль и многие другие ученые-экономисты отмечали различие между этими категориями.

Сторонники трудовой теории стоимости считали необходимым  условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые  качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют общую основу - трудовые затраты, которые и определяют меновую стоимость.

В современной западной экономической теории принят иной подход, ведущий начало с работ представителей теории предельной полезности К.Менгера, Е.Бем-Баверка, Ф.Визера. Согласно этому подходу, в основе обмена лежит не стоимость, а полезность1.

Что же такое  стоимость? Д.Рикардо отмечал, что в экономической теории ничто не порождало так много ошибок и разногласий, как неточность и неопределенность смысла, который вкладывался в слово «стоимость».

В течение XVIII и XIX вв. сформировались основные концепции экономистов  по вопросу о стоимости товара.

А.Смит сводил стоимость  к труду, затраченному на производство товара, к покупаемому труду (заработной плате), сумме заработной платы, прибыли и земельной ренты. Д.Рикардо и Д.Р. Мак-Куллох определяли ее издержками производства, Ж.Б. Сэй - полезностью вещи, Д.Лодердель - предложением и спросом. К.Маркс и Ф.Энгельс, рассматривая их полемику, сделали вывод, что стоимость есть вещная форма затрат общественного абстрактного труда и выражает отношение издержек производства к полезности. Длительный спор в экономической науке ведется и по величине стоимости товара, и, соответственно, его цене. А.Смит принимал за меру стоимости иногда рабочее время, необходимое для производства товаров, а иногда стоимость труда, Д.Рикардо - рабочее время на производство товара в относительно худших условиях производства. С.Сисмонди величину стоимости сводил к отношению между потребностью всего общества и количеством труда, которого достаточно, чтобы удовлетворить эту потребность. В работах П.Самуэльсона, Б.Кларка и других рассматривается формирование цены с учетом влияния предельных издержек, как дополнительных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара (или дополнительного количества товаров). Фактически они рассматривают изменение цены в условиях воспроизводства.

Анализ всех этих взглядов позволяет выделить связь категорий «стоимость» и «ценность». Прежде всего отметим, что стоимость товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях.

Человечество не может  существовать без экономической  деятельности, а экономическая деятельность - без экономической ценности как единства цели и средства. В условиях товарного производства экономические ценности принимают форму стоимости. Экономическая ценность лежит в основе стоимости, являясь исходной категорией по отношению к стоимости.

Сущность ценности, ее субстанция - это определенная экономическая деятельность, которая включает цель (результат) и средство (затраты). Экономическая ценность есть в свою очередь единство результата (полезности) и затрат.

Итак, экономическая ценность - это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство.

Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом  ценности.

Из того, что экономическая полезность благ зависит от степени их ограниченности, насыщения потребностей, следует, что рост производства благ не прямо пропорционален росту их экономической полезности, так как эти блага по мере увеличения их наличного количества обесцениваются, становятся менее ограниченными, относительно менее полезными.

Механизм взаимоограничения  двух названных процессов основан  на функциональной связи между полезностью  и затратами: один и тот же прирост  производства благ (и затрат ресурсов вместе с ним) одновременно вызывает и замедление роста экономической полезности благ, и ускорение роста экономических затрат.

Экономические затраты  и экономическая полезность в  единстве, образуя ценность, осуществляют принцип саморегулирования, присущий целесообразной деятельности вообще, экономической в частности.

Экономический субъект (отдельный  производитель) не будет осуществлять затраты, если они не оправданы результатами, т.е. полезностью создаваемых благ.

Отсюда следует, что  предельные затраты, или затраты  на последнее производимое благо, не должны превышать предельную полезность, или полезность этого последнего производимого блага.

Двуединый характер экономической  ценности и стоимости теоретически воплотился в противоборстве трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

Теория предельной полезности является кульминацией развития субъективистских теорий полезности, которые имеют  давнюю историю и своими корнями  восходят еще к Аристотелю.

Экономисты, независимо от того, стояли они на позициях «теории  издержек» или «теории полезности», в большинстве не осознавали эту взаимообусловленность.

Тем не менее, начиная  анализ стоимости с понятия издержек, они неизменно были вынуждены  в конце концов обратиться к понятию  полезности и, наоборот, начав с полезности, приходили к издержкам.

Все эти попытки объединяют их направленность против К.Маркса и  в большинстве случаев — неверная трактовка марксовой теории трудовой стоимости.

Основоположник современного направления в теории ценности и  цен - известный английский экономист А.Маршалл сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат). Тем самым он осуществил поворот в экономической теории стоимости от субстанционного анализа к функциональному, т.е. единовременному определению взаимовлияния полезности, спроса -предложения, издержек и цены.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что экономический  товар включает одновременно и благо (поскольку он нужен потребителю), и затраты (поскольку для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы) и ресурсоемкость. При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.

 

1.2.Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена

 

Рыночный механизм —  это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.

Особенность рыночного  механизма состоит в том, что  каждый его элемент теснейшим  образом связан с ценой, которая  служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.

При этом спрос населения  зависит исключительно от розничных  цен на товары, а изменение оптовых  или закупочных цен не оказывает  непосредственного влияния на спрос населения до тех пор, пока не будут изменены розничные цены. Колебание оптовых цен воздействует на производственный спрос предприятий на средства производства.

Помимо связи через  цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос — на предложение, а предложение — на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.

В рыночной экономике производители и потребители в своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Экономическое положение  производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов. При этом исключительно важную роль играет определенное соотношение между спросом и предложением. Оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.

Конъюнктура рынка —  это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени  экономических условий, при которых  осуществляется процесс реализации товаров и услуг2.

Конъюнктура рынка определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т.д.

Конъюнктуру рынка следует  отличать от народнохозяйственной конъюнктуры, представляющей собой совокупность экономических условий и признаков, определяющих процесс общественного воспроизводства в целом и характеризующих общее состояние экономики (а не только рынка) на данный момент.

Подход к рыночному  механизму предполагает уяснение тех экономических законов, которые лежат в основе его действия и использования. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, падающего спроса, изменения предложения, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и др.

Колебания прибыли —  барометр рынка, подающий сигнал производству. Товаропроизводитель в своей  хозяйственной деятельности руководствуется  интересами увеличения прибыли. Прибыль  зависит от цен, роста объема производства и скорости оборота капиталов. Характер нацеленности предприятий на прибыль меняется в условиях сбалансированного рынка и дефицитной экономики, когда появляется коллективный эгоизм и роль прибыли в деятельности предприятия гипертрофируется.

В основе действия рыночного  механизма лежат законы стоимости, ценности, полезности, которые реализуются через различные типы цен: цены эквивалентного обмена (определяемые не только полезностью, но и затратами, которые общество должно заплатить за производство того или иного товара или услуги), равновесные, монопольные, дискриминационные, зональные и другие цены.

 

1.3 Спрос и факторы, определяющие его изменения

 

Спрос — это отражение  потребностей людей в том или  ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар3.

Спросом называется количество товара, которое будет куплено  за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.

Механизм рынка позволяет  удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие  потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К  ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

Информация о работе Теория предельной полезности