Шпаркалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

E_T.docx

— 129.38 Кб (Скачать документ)

В-третьих, к числу товаров мы не отнесем вещь, которая достается потребителю бесплатно (например, подарок). Продаваемое на рынке благо предполагает равноценное возмещение.  
Значит, товар — это созданная трудом общественная полезность, предназначенная для равноценного обмена на рынке на другой продукт.  
Из данного определения видно: товар при обмене на иной продукт получает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость — способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях (соотношениях) обмена.

Еще выдающийся мыслитель  Древней Греции Аристотель подметил: обмен невозможен без равенства, а равенство — без соизмеримости. Однако что лежит в основе такой  соизмеримости, никто не мог сказать  в течение более двух тысячелетий. Только в XVII—XIX вв. экономическая теория дала долгожданный ответ: общим содержанием  менового равенства является одинаковая по величине стоимость, воплощенная  во всех товарах.  
Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и стоимость.  

30. Деньги – особый всеобщий эквивалент, который имеет свойство обмениваться на все другие товары.

В экономической литературе рассматриваются в основном две  концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Первая концепция впервые изложена в работе Аристотеля «Никомахова этика». Она господствовала вплоть до конца 18 в. и объясняла происхождение денег как результат соглашения между людьми. Подобно трактуют деньги и некоторые современные экономисты. Так американский экономист П. Самуэльсон рассматривает деньги как искусственную условность.

Наиболее последовательным сторонником второй концепции происхождения  денег является К. Маркс, который  определял деньги как продукт  развития обмена и товарного производства. Вся история возникновения денег  служит подтверждением эволюционной теории денег. Согласно этой концепции, до появления  денег существовал бартер – непосредственный обмен одного товара на другой, При  бартерном обмене увеличение участников рынка, круга хозяйствующих субъектов  породило целый ряд трудностей: чтобы  получить нужный товар, надо было совершать  различного рода промежуточные, вспомогательные, окольные сделки. Поэтому возникла необходимость в выделении какого- либо одного особого товара, который  бы служил эквивалентом при обмене. В роли такого эквивалента иди  товарного эквивалента, выступали  у разных народов, в разных географических зонах, на различных рынках разные товары. Среди них упоминаются скот, кожи, меха, бусы из ракушек, сушеная рыба, зерно, вино и другие наиболее редкие товары.

С развитием товарного  производства, значительным увеличением  ценных операций и расширением их масштабов в роли эквивалента (посредника) в обмене выступают драгоценные  металлы – серебро и золото.

Наиболее полно сущность денег проявляется в их функциях. В развитом товарном хозяйстве деньги выполняют пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство образования  сокровищ, или средство накопления, средство платежа, мировые деньги.

Суть функции денег  как меры стоимости состоит в  том, что с помощью денег выражается стоимость товара и образуется его  цена. Денежные единицы, подобно метрам, дюймам и другим мерам длины, служат удобным и точным измерителем  относительной ценности всех товаров.

В процессе реализации товара деньги выполняют функцию средства обращения. В отличие от непосредственного  товарообмена (Т-Т), обмен товаров, совершающийся  с помощью денег, называется товарным обращением (Т-Д-Т). Применение денег  как посредника в сделках купли- продажи делает процесс обмена более  эффективным по сравнению с альтернативной системой бартерного обмена.

Средством обращения могут  быть только реальные деньги. Первоначально  в функции денег как средства обращения выступало золото в  слитках. Постепенно слитки денежного  металла заменялись монетами.

Бумажные деньги появились  в 12 в. в Китае. Из современных развитых стран первыми в этом отношении  оказались США. Бумажные деньги были выпущены в 17 в. в штате Массачусетс. В европейских странах к выпуску  бумажных денег правительства начинают прибегать лишь с 18 в. В Росси бумажные деньги появились в 1796 г. В настоящее  время они функционируют во всех странах земного шара.

Деньги выполняют также  функцию средства образования сокровищ, или средства накопления. Это обусловлено  тем, что потребность в деньгах  то возрастает, то сокращается. В функции  средства накопления деньги служат удобной  формой хранения богатства, создавая национальные резервные фонды (золотые запасы), государства накапливают и хранят слитки и монеты из золота. Сберегают  золото и частные лица. Индивидуальное накопление золота в виде сокровища  называют тезаврацией или тезаврированием.

В функции средства платежа  деньги выступают в тех случаях, когда товары продают в кредит, т.е. в долг. Неодинаковая продолжительность  периода производства и обращения  товаров, сезонный характер производства и сбыта товаров обуславливают  необходимость их отчуждения с отсрочкой  платежа. С выполнением деньгами функций средства платежа связано  появление кредитных денег- векселей, банкнот, чеков.

На международной арене  деньги выполняют функцию мировых  денег (средство осуществления международных  деловых операций). Длительное время  эту функцию выполняло золото. В настоящее время широко используется валюта крупнейших держав мира – доллар, евро, японская иена и др. В результате в функции мировых денег выступают  так называемые резервные валюты. Резервные валюты – это официальные  запасы иностранной валюты, предназначенные  для внешнеэкономических и внутренних операций.

 

31.  Металлическая теория денег

Эта теория отождествляла  деньги с благородными металлами: золотом  и серебром и получила развитие в XV-XVII вв., в эпоху первоначального  накопления капитала, когда представители  данной теории (в Англии – У.Стаффорд, Т.Мен, Д.Норе, во Франции - А.Монкретьен) выступали против порчи монет.

Металлическая теория денег отражала интересы торговой буржуазии и ее направление в политической экономии - меркантилизм, согласно которому источником богатства общества является внешняя торговля, активное сальдо которого обеспечивает приток в страну драгоценных металлов. 
Ошибочность теории раннего металлизма заключается в следующем: 
- во-первых, источником общественного богатства считались золото и серебро, а не совокупность материальных благ, созданных трудом; 
- во-вторых, отрицались необходимость и целесообразность замены в обращении металлических денег бумажными. 
С завершением первоначального накопления капитала изменились и взгляды на источник богатства общества - им стали считаться не внешняя торговля и благородные металлы, а мануфактуры и сельское хозяйство, т. е. функционирующий капитал. Предпочтение отдавалось внутреннему рынку

 

Номиналистическая теория денег 

Эта теория возникла при  рабовладельческом строе и отрицала внутреннюю стоимость денег для оправдания порчи монет с целью увеличения доходов казны.

Эта теория сформировалась в XVII-XVIII вв., когда денежное обращение  было наводнено неполноценными монетами. Первыми представителями номинализма  были англичане Дж. Беркли (1685-1753гг.) и Дж. Стюарт (1712-1780гг.), которые считали, что:

- во-первых, деньги создаются  государством;

- во-вторых, их стоимость  определяется номиналом;

- в-третьих, сущность денег сводится к идеальному масштабу цен.

В период экономического кризиса 1929-1933гг. номинализм получил дальнейшее развитие как теоретическая основа для оправдания отхода от золотого стандарта. Так, Дж. М.Кейнс объявил золотые деньги «пережитком варварства», «пятым колесом телеги». Идеальными он провозгласил бумажные деньги, которые более эластичны, чем золото, и, якобы, должны обеспечить постоянное процветание общества. М.Кейнс считал ошибочным в теории Г.Кнаппа утверждение, что металлическое обращение неэластично.

 

Количественная теория денег  

Основоположником теории денег ХХ века является Ирвинг Фишер (1867-1947гг.), являющийся ярким представителем математической школы в современной экономической теории. В работе «Покупательная сила денег. Ее определение и отношение к кредиту, процентам и кризисам» (1911г.) он попытался формализовать зависимость между массой денег и уровнем твердых цен. Поскольку количество денег, уплаченных за товар, и сумма цен проданных товаров равны, то Фишер выводит математическое уравнение обмена в виде формулы:

MV=PQ,  
где, М (money) - среднее количество денег, находящихся в обращении в данном обществе в течение года; 
V (velocity) - среднее число оборотов денег в их обмене на блага; V=Е/М; 
Е (expenditure) - общий объем денежного обращения, т. е. сумма денег, которая затрачивается на покупку товаров в данном обществе в течение данного года; 
Р (prince) - средняя продажная цена каждого отдельного товара, покупаемого в данном обществе; 
Q (quantity) - все количество товаров. 
Из формулы И.Фишера следует, что деньги непосредственно воздействуют на товарные цены 

32Цена . Её виды и функции 
 
Цена - денежное выражение стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что рынка, без купли - продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая - найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный. 
Функции цен: 
 
1) Измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар. 
 
2) Соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности. 
 
3) Учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета. 
 
4) Инструментом анализа, прогнозирования, планирования. 
 
5) Социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. 
 
6) Внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами. 
 
7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции. 
 
В зависимости от сфер торговли различают несколько видов цен:  
 
1) Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. 
 
2) Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети. 
 
3) Закупочные - цены государственных закупок продукции у предприятий. 
 
4) Цены на услуги. 
 
Виды цен, различаются по степени и способам регулирования.  
 
1) Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются государственными органами ценообразования. 
 
2) Регулируемые цены - регулируются государственными органами - утверждение государственными органами предельного уровня рентабельности. 
 
3) Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем. 
 
4) Свободные рыночные цены. 
 
Мировые цены - цены мирового рынка подразделяются "на": 
 
Сопоставимые или неизменные цены - для определения индекса цен. 
 
Проектные (сезонные) - изменяются в определённые периоды года , типичны для сельскохозяйственной продукции. 
 
А так же биржевые, аукционные, комиссионные.

 

33

Функции рынка:

1) Саморегулирующая. Основываясь  на взаимодействии спроса и  предложения «Что? Как? Для кого?»  производить.

2) Стимулирующая. Рынок  стимулирует производителей создавать новую продукцию, расширять ассортимент, стремится к минимизации издержек с максимальной выгодой.

3) Санирующая. Развивая конкуренцию,  рынок очищает общественные производства.

4) Учетная. Посредством  ее устанавливаются пропорции  в обмене товаров, определяются  цены.

5) Рынок. Через постоянно  меняющиеся цены дает сигналы  о повышении экономического спроса

6) Посредническая. Рынок  позволяет сводить интересы ее участников

В рыночной структуре особо  выделяют также следующие виды рынков:

Рынки товаров  и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального  продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей  силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

 

 

 

34

Рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все  сферы экономики.

Структура рынка – это  внутреннее строение, расположение, порядок  отдельных элементов рынка.

Можно назвать следующие  признаки структуры рынка: тесные связи  между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с  обеспечением производства, а также  элементы материального и денежного  обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных  форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного  обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область  платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает  сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.

 

Критерии классификации  рынка:

1) По объектам:

-товаров и услуг;

-рабочей силы;

Информация о работе Шпаркалка по "Экономической теории"