Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:25, шпаргалка

Описание

1) Основные этапы развития Экономической теории.
Впервые термин “политическая экономия” ввел в науч¬ный оборот француз Антуан де Монкретьен.
Первая школа полит экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).
Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.

Работа состоит из  1 файл

Otvety_k_ekzamenu.doc

— 764.00 Кб (Скачать документ)

Недостатки рыночного механизма саморегулирования предопределяют необходимость государственного вмешательства в экономику, но преимущества этого механизма требуют такого вмешательства государства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Формы рынков:

• Личный контакт (цены устанавливаются заранее, до процесса купли-продажи)

• Безличный контакт (цены складываются непосредственно в процессе купли-продажи)

9)Структура и инфраструктура  рынка.

Рынок как развитая система отношений  товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их  удельный вес в общем объеме рынка.

Классификация структуры рынка

    1. по экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.
    2. по географическому положению - местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
    3. по степени ограничения конкуренции - монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
    4. по отраслям - автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.
    5. по характеру продаж -оптовый рынок; розничный рынок.

 

Некоторые из выделенных рынков также  неоднородны и имеют собственную  структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок  предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

 

Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом  купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка  инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.

Инфраструктура  рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

деятельность по сбору, обобщению  и распространению экономической  информации;

деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению  информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах; деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.(+ в учебнике и в лекции есть 18 элементов инфраструктуры)

Инфраструктура рынка выполняет  определенные функции 

 

В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы

`

10)Спрос  как экономическая категория:  кривая спроса, факторы спроса.

Спрос- это  обобщающий термин, описывающий поведение  фактических и потенциальных  покупателей продукта. Спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.

Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих его факторов.Qd=Q(P,Pc,Ps,I,T,E,N)

Qd – количество товара, которое покупатели желают и могут (готовы) приобрести в единицу времени при данной цене. (P-цена товара, Рс-цена товаров, дополняющий данный товар в потреблении,Ps-цены товаров, заменяющих данный товар в потреблении, I-доход потребителя, Т-вкусы и предпочтения потребителя, Е-ожидания потребителей, N- количество потребителей)

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Все факторы, кроме цены данного  товара, называется неценовыми детерминантами спроса.

Между ценой данного товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях, которая называется законом спроса.

Исключение из закона спроса называется «парадокс Гиффена»: рост цены приводит к росту величины спроса на благо.

Qd=a-bP, где Qd- количество спроса на товар, Р- цена данного товара, а- минимальный, не зависящий от цены объем спроса, b- коэффициент, характеризующий реакцию потребителей на изменение цены.

Неценовые детерминанты спроса

1.Изменение доходов потребителей.

Спрос на товар зависит от изменения  доходов потребителей. Если рост доходов  приводит к росту спроса на товар  при прочих равных, то такой товар  называется нормальным товаром. Товары, которые люди начинают покупать в меньших количествах если их доход возрастет при прочих равных условиях – инфериорные ( низшие ) товары.

Блага:

1.Нормальные – блага, спрос  на которые растет при росте доходов.

2.Инфериорные – блага, спрос  на которые падает при росте доходов.

2.Изменение цен других товаров, связанных с данным товаром.

Спрос на товар зависит от изменения  цены на другой товар. Если рост цены одного товара вызывает рост спроса на другой товар  при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимозаменяющими. Если рост цены одного товара вызывает падение спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимодополняющими.

3. Ожидания покупателей: Изменения  цен в будущем. Изменение доходов  в будущем

4.Число покупателей: Спрос вырастет, если будет происходить увеличение числа покупателей.

5. Вкусы  и мода.

6. Государственное  регулирование

Если повышаются налоги на заработную плату, то располагаемый  доход покупателей снижается, что  приводит к понижению спроса на товар.

Изменение неценовых факторов спроса приводит к сдвигу кривой спроса.

Рост спроса – сдвиг вправо вверх, падение  спроса – сдвиг влево вниз.

Рыночный  спрос это общий объем спроса всех потребителей данного товара.

Рыночный спрос на благо образуется в результате сложения идивидуальных способов всех потребителей данного блага.

11) Предложение  как эконом. категория: кривая  предложения, закон предложения, факторы предложения

Предложение(supply)-обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных продавцов продукта.

Qs=Q(P,Pr,Pa,Tech,N,t or sb,E) (Qs-объем предложения товара, P-цена товара, Pr-цены ресурсов, используемыхв производстве товара, Pa-цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью тех же ресурсов, что и данный товар,Tech-технологии, применяемые в производстве товара и характеризуемая соотношением факторов производства,N-количество продавцов,t or sb-налоги(tax)или субсидии(subsidy),вводимые гос-вом для регулирования рынка товара,E-ожидания(expectations) производителей).

Все факторы, кроме цены данного товара, называются неценовыми детерминантами предложения. Объем предложения-это количество товара, которое продавцы желают и имеют возможность предложить к продаже в единицу времени при данной цене. Кривая предложения-кривая, показывающая, какое количество блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Чем выше цена, тем больше величина предложения при прочих равных условиях.

Изменение цены приводит к изменению  величины предложения, что означает движение вдоль кривой предложения. Qs=Q(P)

Индивидуальное предложение-предложение  одного продавца. Рыночное преложение-суммарное  предложение товара всеми производителями  при любой возможной цене товара в течение определенного периода  времени.

Изменение неценовых факторов предложения приводит к сдвигу кривой предложения.

1.Применение более прогрессвной  технологии приведет к росту  предложения.

2. Изменение цен на эк. ресурсы. Рост цен приводит к росту затрат на производство, поэтому предложение уменьшается, и наоборот.

3. Введение потоварного налога (или субсидии) на продавцов.

4. Изменение цен на другие  товары.

5. Ожидания изменения цен на  товар в будущем. 

6. Число продавцов на рынке.

12)Рыночное  равновесие. Равновесная цена.

Цена равновесия-цена, при которой  объем спроса равен объему предложения.

Под равновесным качеством подразумевается такое количество товара, при котором цена спроса равна цене предложения. При равновесной цене рынок устойчив.

Равновесие на товарном рынке означает, что величина спроса равна величине предложения, цена спроса равна цене предложения: Qd=Qs; Pd=Ps.

При данном количестве товара Q* максимальная цена, по которой себе могут позволить  приобрести его покупатели (цена спроса Pd)совпадает с ценой, минимально приемлемой для продавцов (цена предложения Ps), что и будет означать  установление на данном рынке единой устойчивой равновесной цены P*, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара Q*.

Для любой цены выше равновесной  объем предложения превышает  объем спроса, таким образом  возникает избыток товаров на рынке, то есть избыточное предложение. Величина избыточного предложения=Qs1(P1)-Qd1(P1)

Для любой цены ниже равновесной  объем спроса превышает объем  предложения и приводит к избыточному  спросу. Величина избыточного спроса=Qs2(P2)-Qd2(P2)

Для определения  параметров равновесия необходимо: 1.) приравнять друг к другу функции  спроса и предложения и решить полученное уравнение относительно цены; 2.) подставить полученное значение цены в функцию спроса или в  функцию предложения.

Qd=a-bP, Qs=c+dP

a-bP=c+dP

P*=(a-c)/(b+d)

Q*=(bc+ad)/(b+d)

Изменение рыночных условий

Реакция на изменение спроса. Спрос  вырос=>равновесная цена и равновесный  объем продаж вырастут, и наоборот.

Реакция на изменение предложения.  Спрос вырос=>равновесная цена упадет, а равновесный объем продаж увеличится, и наоборот.

Реакция на одновременное изменения  спроса и предложения. Предложение  и спрос выросли одновременно=>равновесный  объем продаж увеличится, равновесная  цена-неизвестно. Предложение и спрос  упали одновременно-уменьшится равновесный объем продаж, равновесная цена-неизвестно. Предложение падает, а спрос одновременно растет-равновесная цена увеличится, равновесный объем-неизвестно. Предложение растет, а спрос одновременно падает-равновесная цена уменьшится, равновесный объем продаж-неизвестно.

Последствия гос. регулирования рыночного  цнообразования.

Основными средствами гос. воздействия  являются:

Налоги и дотация. В результате введения налога (акциза) в размере T единиц с единицы проданной продукции  линия предложения сдвигается вверх на величины налога от S1 к S2. Так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителю на T единиц дороже. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения. Дотация приводит к росту предложения. Тогда равновесная цена падает, а равновесный объем продаж растет. Воздействие гос-ва на процесс рыночного ценообразования посредством налогов и дотаций снижает экономическую эффективность функционирования рынка. Посредством налогов и дотаций гос-во осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами.

Директивные цены (установление верхних  и нижних пределов цен)

- установление «потолка цен». Если  потолок цен Pg установлен на уровне ниже, чем равновесная цена, то возникает дефицит в размере Qd(Pg)-Qs(Pg).

- установление «пола цен». «Пол  цен» связывается с необходимостью  гос. поддержки отраслей. При установлении  директивной цены выше, чем равновесная,  возникает избыток предложения,  поэтому гос-во во избежание  появления «черного» рынка с  ценой ниже директивной, должно закупить все избыточное предложение Qs(Pg)-Qd(Pg), либо выплачивать дотацию на каждую единицу продукции, проданную сверх минимального объема Qd, либо ограничивать объем производства на уровне Qd, соглашаясь на чистые потери об-ва.

3.  Регулирование количества. Политика  протекционизма – гос-во может  квотировать (ограничивать кол-во  продаваемой продукции) объем  продаж на рынке. Данная политика  может привести к сокращению  объема продаж до установленного  в квоте Q2* и росту цены на рынке, так как ограниченное кол-во будет продано по максимально возможной цене P2*.

13)Конкуренция:  понятие, условие, формы и методы.

Четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.

Рынок совершенной конкуренции.

На рынке присутствует одновременно  множество фирм и покупателей. Действия одной фирмы не оказывают влияния  на рыночную цену.

Конкурентная фирма является «ценополучателем», который не может повлиять на цену своего продукта.

Фирмы в данной отрасли производят однородную продукцию (стандартизированную).

Отсутствуют барьеры для входа  фирм в отрасль и выхода из нее.

Все покупатели и продавцы имеют  полную информацию о ценах на товары и о ценах на ресурсы, необходимых  для производства. Все покупатели осведомлены о характеристиках товара. Все продавцы располагают равной информацией о технологии производства.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"