Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 09:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

Эк. теория.docx

— 147.68 Кб (Скачать документ)

 

 

46.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ  ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА.  Совокупность финансовых отношений  национальной экономики образуют  финансовую систему государства.  Она состоит из централизованных, децентрализованных финансов и  финансов домохозяйств. Централизованные  финансы - государственная бюджетная  система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды,  фонды имущественного и личного  страхования. Они используются  в качестве инструмента регулирования  национальной экономики в целом,  решения целого ряда важнейших  экономических и социальных задач.  Децентрализованные финансы - финансы  фирм и предприятий различных  форм собственности. Используются  для регулирования экономических  и социальных отношений в рамках  отдельных хозяйственных субъектов.  Финансы фирм, предприятий и отраслей  народного хозяйства составляют  основу финансов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны. Особую роль играют бюджеты регионов (районов) страны, что можно было именовать муниципальными финансами. Для России эта часть финансовой системы значим, т.к. наша страна состоит из 89 субъектов. Финансы домохозяйств - личные финансы, т.е. финансовые отношения между физ. лицами, совместно проживающими и ведущими хозяйство. Каждый элемент финансовой системы влияет на производство, имеет свои функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший из них Пенсионный фонд РФ - выплата пенсий гражданам страны. Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства. Т.о., каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

 

 

 

47.БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ. Эффективность бюджетной политики  во многом определена структурой  бюджетной системы. В России  бюджетная система - сложная иерархия  бюджетов различных территориально-адменистративных образований. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней - федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Бюджетная система РФ основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности бюджетов трех уровней, В БС РФ в качестве ст1ссгоятельных частей включаются: Федеральный бюджет, 21 бюджет субъектов федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; около 29 тысяч местных бюджетов. Все эти бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенные источники доходов и направления расходования средств. Ведущим звеном государственной БС является федеральный бюджет - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Основными доходами государственного бюджета выступают налоговые (налог на прибыль юр. лиц, акцизы, НДС таможенные пошлины, штрафы, пени, за нарушение налогового законодательства) и неналоговые платежи (доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализации гос. запасов, доходы от ВЭД и т). В соответствии с КРЫ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных (поступают полностью в соответствующие бюджеты) и регулирующих доходов (средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий), дотаций (твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и минимизации дефицита бюджета) и субвенций (средства строго целевого назначения, также передаваемые в нижестоящие бюджеты), кредитных ресурсов (средства, передаваемых на безвозмездной основе под проценты или без них). Функции по составлению и исполнению бюджетов закреплены за органами исполнительной власти. Рассмотрением и утверждением бюджета занимаются законодательные органы власти. В соответствии с законами правительства РФ принимает постановление о разработке БС на предстоящий год, Далее организуется работа по составлению проекта бюджета; прогнозируется социально-экономическое развитие, прорабатываются и согласовываются основные показатели развития. Задачи, которые выполняет российский бюджет: преодоление последствий финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения; прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста; стабилизация кредитно-денежной системы и кризиса рубля; снижение налоговой нагрузки, повышение уровня собираемости налогов; осуществление реструктуризации гос. долга РФ; минимизация гос. займов на финансовых рынках и сокращение дефицита гос. бюджета; снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера; полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета; полное исполнение государством своих обязательств. Гос. бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.

 

48.ПРИНЦИПЫ И КОНЦЕПЦИИ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Сколько времени существует государство, столько же веков существуют налоги и столько же времени государство ищет принципы и способы оптимального налогообложения, т.е. как организовать сбор налогов т.о., чтобы налогоплательщики платили налоги, а казна получала все больше дохода А Смет сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения применимых в любой экономической системе. Подданные государства должны участвовать в ссщержашшттрагм1ельс11иах>1ветствендалрдаду, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству (справедливости) или равенству в налогообложении. 2.Налог, который обязан уплатить отдельный субъект налог, должен быть точно определен (срок уплаты, сумма уплата, время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего платить его. 4.Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства (в противном случае, сбор налога потребует такой большой армии чиновников, что заработная плата их может поглотить значительную долю того, что приносит налог). На основе этих принципов сложились следующие концепции: 1.Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят большие налоги. Но практически невозможно определить личную выгоду и величину дохода налогоплательщика. 2.Юр. и физ. лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

 


 

 

49.ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ. Согласно ст. 12 Налогового кодекса РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные); местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Подоходный налог с физических лиц взимается по всей территории страны. Налогообложению подлежит доход, полученный в денежной и натуральной формах. Совокупный доход облагается налогом по единым ставкам, использующим метод сложной прогрессии. Учет налогооблагаемой базы производится по кассовому методу. Источники уплаты — начисленная оплата труда по всем основаниям, при этом предусматриваются разнообразные и многочисленные льготы. Расчет и взимание налога производятся по кумулятивной системе. Плательщик предоставляет декларацию о совокупном доходе за отчетный год. Налог на имущество физических лиц основывается на территориальном принципе. Налогообложению подлежит недвижимое имущество (дома, квартиры, дачи). Обязанность исчислить налог возлагается на налоговые органы. Уплата налога производится два раза в год. От налога полностью освобождаются инвалиды, ветераны войны, лица, подвергшиеся радиации, военнослужащие и военные пенсионеры. Налог также не уплачивают пенсионеры, воины-интернационалисты и др. Налог на прибыль (доход) организаций - прямой, пропорциональный и регулирующий налог. Основное предназначение налога на прибыль - обеспечение эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична. Налог на прибыль занимает ведущее место среди доходных источников бюджетов после косвенных налогов. Объектом обложения этого налога является «валовая прибыль», под которой понимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. Налог на добавленную стоимость — косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций. Данный налог играет наиболее существенную роль в составе и косвенных налогов, и доходных источников бюджета. Плательщиками НДС являются субъекты хозяйствования, производящие товары (работы, услуги), и сфера розничной торговли, общественного питания, аукционная торговля. Объект налогообложения при уплате НДС — выручка от реализации. Существуют две ставки налога: стандартная (18%) и пониженная (10 %). Акцизы — вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно массового потребления. В отличие от НДС акцизы уплачиваются один раз производителем подакцизного товара и фактически оплачиваются его потребителем. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они — один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Акцизом облагаются: а) товары народного потребления (продукты, алкоголь, табачные изделия, драгоценности, золотые слитки, автомобили); б) природно-минеральное сырье и продукты переработки (природный газ, нефть, уголь, бензин, ГСМ); в) ввозимые в РФ, и вывезенные из РФ отдельные виды товаров. Различают плательщиков акцизов по товарам отечественного производства, по товарам из давальческого сырья и по товарам, ввезенным в РФ. Акцизом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты. По подакцизным товарам действуют как процентные (адвалорные) ставки акцизов, так и твердые (специфические) ставки. Ставки являются едиными по всей территории РФ.

 

50.БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. В управлении  финансовой системой важную роль  играет проблема бюджетного дефицита. Госбюджет построен на соотношении  доходов и расходов. Наиболее  оптимальный бюджет, когда доходы  равны с расходами. Бюджетное  неравновесие – расходы превышают  доходы (дефицит) или когда доходы  превышают расходы (профицит).Бюджетный дефицит относится к «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита – гос. займы и ужесточение налогообложения. Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов образует гос. долг: внутренний и внешний. Внешний гос. долг – долг данного государства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам.  Внешний долг – это совокупная сумма долгов ЦБ, правительства, и отдельных банков и компаний. Объем внешнего долга включает в сея как суверенные (государственные) долги, так и долги отдельных рыночных субъектов. На объем и структуру внешнего долга в большей степени влияют политические решения государства. Внутренний гос. долг – долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, гос. внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юр. и физ. лицами. Основные гос. долговые обязательства, которые обеспечиваются правительством РФ: гос. краткосрочные облигации ГКО (3, 6, 12 месяцев); облигации федерального займа (ОФЗ) (1-3 года); гос. долгосрочные облигации (ГДО) (до 30 лет); облигации внутреннего гос. валютного займа (ОВВЗ); казначейские векселя и обязательства. Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров при погашении внутреннего долга не происходит, но возникают другие сложности в экономической жизни.

 

 

51.МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  БЮДЖЕТНОГО ДДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА. В управлении финансовой  системой важную роль играет  проблема бюджетного дефицита. Госбюджет  построен на соотношении доходов  и расходов. Наиболее оптимальный  бюджет, когда доходы равны с  расходами. Бюджетное неравновесие  – расходы превышают доходы (дефицит)  или когда доходы превышают  расходы (профицит).Бюджетный дефицит относится к «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита – гос. займы и ужесточение налогообложения. Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов образует гос. долг: внутренний и внешний. В современной экономической науке существуют две точки зрения на проблему бюджетного дефицита, гос. долга и их макроэкономических последствий. Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета и гос. долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы, а именно – рост бюджетного дефицита и гос. долга влекут за собой реальные негативные последствия.1.Выплата процентов по гос. долгу увеличивает неравенство в доходах, т.к. значительная часть гос. обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения; Повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес вложениям в новые рискованные программы, а также усилить социальную напряженность в обществе; Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутреннего продукта страны; Рост внешнего долга снижает международный авторитет; Когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по гос. долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал; Усиливается неуверенность населения страны. 2.Бюджетный дефицит и гос. долг могут не оказать негативного воздействия на экономику страны.

 

 


 

 

52.СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ  ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. Финансы  – это система экономических  отношений, которые возникнут  между государством, юр. и физ.  лицами, между отдельными государствами  по поводу формирования, распределения  и использования фондов денежных  средств. Иными словами, денежные  отношения, реализация которых  происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Финансы  – экономический институт распределения  и перераспределения валового  внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной. Распределительная функция – обеспечение субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. С помощью налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных и иных проблем. С помощью налогов государство перераспределят часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на инвестиции. Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает функцию финансов – контрольную. Стимулирующая функция проявляется в: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных  отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания гос. аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов, либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития.

 

 

53.ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  ГОСУДАРСТВА. Исходным теоретическим  основанием финансовой политики  выступает фискальная политика, как совокупность мер по сознательному  манипулированию налогами и гос. расходами. Впервые необходимость мер фискальной политики обосновал Кейнс. Она строилась на методологической посылке кейсианской теории, предполагающей для поддержания макроэкономического равновесия сознательные регулирующие действия государства в виде «изъятия» - налоги, «инъекции» - гос. расходы. Сторонники кейсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и роста реального объема производства. В краткосрочном периоде будет происходить сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита. Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов: населения, а следовательно, к росту сбережений; бизнеса, а следовательно, к увеличению прибыльности интервенций. Т.о., сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы. В краткосрочном периоде снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, хотя в долгосрочном периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста. Причинно-следственные связи между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект, а сама цепочка этих связей велика.

 

54.ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ. Инфляция  макроэкономическое явление, характеризуемое  устойчивой тенденцией к росту  цен в экономической системе.  Инфляция, как важное экономическое  явление должно быть измерено. В макроэкономике для измерения  инфляции широко используются  индексы, и в частности индексы  цен. Среди них наиболее распространенными  являются индекс стоимости жизни  (индекс цен потребительских товаров), индекс оптовых цен (индекс  цен товаров производственного  назначения) и дефлятор ВНП. Все  они выражают относительно изменение  среднего уровня цен за определенный  промежуток времени. H=P-P1/P1, где З- средний уровень цен в текущем году, P1 – средний уровень цен в прошлом году. Индекс стоимости жизни используется при расчете минимальной заработной платы, от него зависит уровень заработной платы. При исчислении индекса оптовых цен рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке. Для измерения общего уровня цен используется индекс цен валового национального продукта – дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе, т.е. дефлятор ВНП более полно отражает изменение группы товаров и услуг. Дефлятор ВНП = Номинальный ВНП/Реальный ВНП*100%, где номинальный ВНП – расходы в нынешнем году по текущим ценам; реальный ВНП – расходы в нынешнем году по ценам базового года. Реальный ВНП показывает насколько возрос валовый национальный продукт исключительно за счет роста цен. С т.з. измерения роста цен инфляция бывает: нормальная (рост уровня цен до 10% в год); галопирующая (уровень цен выше 10% на 30, 50, 100%); гиперинфляция (такие темпы роста, которые полностью разрушают действие рыночного механизма).


 

 

55.ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ. Инфляция  макроэкономическое явление, характеризуемое  устойчивой тенденцией к росту  цен в экономической системе.  С т.з. проявления различают  открытую и подавленную инфляцию. Открытая инфляция  характерна  для стран рыночной экономики,  где взаимодействие спроса и  предложение способствует открытому  неограниченному росту цен. Подавленная  инфляция  - это скрытая инфляция, присущая экономике с камандно-адменистративным  контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами  не позволяет, открыто проявиться  инфляции в росте цен. В такой  ситуации инфляция принимает  скрытый характер. Внешне цены  остаются стабильными, но так  как масса денег возрастает, то  их избыток вызывает товарный  дефицит. По степени сбалансированности  роста цен выделяют два вида  инфляции: сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной – цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Сбалансированная инфляция не страша для бизнеса. Приходиться лишь периодически повышать цены товаров. Несбалансированная инфляция – большая беда для бизнеса. Еще так же различают ожидаемую (предсказывается, прогнозируется) и неожидаемую (непредсказуема) инфляцию. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

 

 

 

 

56.ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМ  ИНФЛЯЦИИ. Инфляция макроэкономическое  явление, характеризуемое устойчивой  тенденцией к росту цен в  экономической системе. Объяснения причин дисбаланса различны. Теоретическая база понятия «инфляция» имеет в своем арсенале три основных направления: кейнсианскую теорию инфляции;  монетаристскую количественную концепцию; теорию чрезвычайных издержек. Кейнсианская теория инфляции, вызванная избыточным спросом, исходит из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влиянии их на увеличение совокупного спроса, что приводит к росту производства и занятости.  В то же время увеличение совокупного спроса стимулирует рост инфляции. Монетаристская  теория денег в качестве причины инфляции видела количественное переполнение каналов обращения  бумажными деньгами. Можно выделить важнейшие из действительно инфляционных причин роста цен:

- во-первых, отсутствие контроля  со стороны государства над  денежной массой, выбрасываемой в обращение. - во-вторых, это несбалансированность государственных расходов, выражающихся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит восполняется путем печатания новой денежной массы, что приводит к росту массы денег в обращении. Особенно инфляционно опасными являются бюджетные расходы, связанные с милитаризацией экономики. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах.  - в-третьих, общее повышение уровня цен в ХХI веке  связано с изменением структуры рынка,  который все в большей степени приобретает очертания рынка несовершенной конкуренции. Современный   рынок в значительной степени является олигополистическим. Олигополист же обладает значительной властью над ценой. - в-четвертых, деятельность профсоюзов. Например, продолжительная инфляция, в конце 60-х годов, в 70-е годы заставила многие профсоюзы настаивать на том, чтобы в трудовые договоры вносились поправки на рост стоимости жизни, автоматически корректирующие доходы рабочих с учетом инфляции.  - в-пятых, нерациональная структура экономики, выражающаяся в чрезмерном развитии одних отраслей в ущерб другим; это, в частности, характерно для белорусской экономики. Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть. Обмен банками национальной валюты на иностранную вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что ведет к инфляции.

 

57.ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА И  ИНФЛЯЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Инфляция  спроса возможна, если растет  совокупный спрос при постоянном  совокупном предложении или же  рост совокупного спроса иногда  объясняют  «Слишком большое  количество денег охотится за  слишком малым количеством товаров». Условия инфляции спроса: рост  спроса со стороны населения,  факторами которого выступают  рост заработной платы и рост  занятости; увеличение инвестиций  и рост спроса на капитальные  товары во время экономического  подъема; рост гос. расходов. Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен таким факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, и увеличиваются цены. Следовательно, по этой же схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены. Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей.


 

 

58.ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ. В  мировой практике социально-экономические  последствия инфляции  выражаются  в: перераспределении доходов  между группами населения, сферами  производств, регионами, хозяйствующими  субъектами, между должниками и  заемщиками; обесценивание денежных  накоплений населения, хозяйствующих  субъектов средств гос. бюджета; постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов; неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в различных отраслях; искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценивающиеся деньги, товары и валюту; закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы; обесценении амортизации фондов; инфляция тормозит инвестиционный процесс, т.к. она делает не выгодной процедуру предоставления кредитов; активном развитии теневой экономики; снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам; обострении социальных противоречий в обществе. Гиперинфляция несет в себе огромные социально-экономические издержки. Инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные экономические отношения. Рост цен означает внутреннее обесценение валюты, падение их покупательной способности. Инфляция повышает уровень мировых цен. Рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции, подрывая конкурентоспособность национального производства инфляция, тем самым усиливает рост внешне-торговых дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов. Неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизация валютных курсов, делает необходимым пересмотр курсовых отношений. Инфляция стала не только внутренней экономической проблемой для отдельных национальных хозяйств, но и основной разрушительной силой в международных масштабах всей мировой экономики.

 

 

 

 

 

59.АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. Антиинфляционная политика –  система мер по предупреждению  и преодолению инфляции. Принимаемые  государством меры зависят от  характера и уровня инфляции. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации   экономики. В основе такой программы лежат анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции в коротком периоде хозяйственной деятельности, другой — в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами в долгосрочной хозяйственной перспективе. Вся антиинфляционная политика может быть разделена на две части. 1.меры, осуществляемые за короткий период, которые должны быстро сбить накал инфляционного давления и вдохнуть оптимизм в участников рыночного процесса. Поэтому меры адаптационной политики — это лишь начало четкой и выверенной на перспективу антиинфляционной политики. 2.меры, обеспечивающие непосредственную борьбу с инфляцией с упором на долговременное и систематическое их осуществление. Первая часть является как бы прелюдией второй части. Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию — прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции — индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса. Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов, Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценно и т. п. Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляция. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращения инвестиций. Недостаток -  собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций-облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.  Цель антиинфляционной политики — удержать надежный контроль над инфляцией, обеспечивая невысокий темп роста: уровня цен. В долгосрочном плане эти меры должны быть последовательными и выверенными. Антиинфляционные меры: Административные методы борьбы с инфляцией – установление государством ограничений на повышение цен и заработной платы; Экономические меры – создание экономических условий, сдерживающих стремление и возможности продавцов повышать цены; Методы преодоления инфляции издержек: совокупность мер антимонопольной политики (чем больше конкурентность рынка, тем больше объем предприятия, тем ниже цены), совокупность мер, способствующих снижению удельных издержек производства (снижение налогов на бизнес, снижение импортных пошлин, стимулирование технологического прогресса); Снижение совокупного спроса – снижение бюджетных расходов, сдерживающая фискальная и жесткая денежно-кредитная  политика (поддержание денежной массы на определенном уровне).

 

60.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ  СИСТЕМЫ. Следует вычленить несколько  важных закономерностей: 1 из них  заключается в том, что структура  рыночной системы имеет тенденцию  к постоянному усложнению. Время  приводит к тому, что во взаимодействие  вступает все большее число  экономических аспектов. Порой это  связано с немалыми издержками. Однако доминирующий итог –  рост результативности рыночного  механизма. Такой процесс затрагивает  все исторические этапы его  формирования и развития. Результатом  взаимодействие обстоятельств явился  подъем рыночной системой на  новый качественный уровень. Речь  идет о таких явлениях как  промышленный переворот конца  18-нач.19 в. На данном этапе произошло  изменение характера социально-экономического  развития. Основой для резкого  взлета рыночных форм проявления  экономики явилось внедрение  методов массового производства  товаров. Это обусловлено переходом  на машинное производство.  Но  технический подъем произошел  неслучайно. Научно-технические открытия  в значительной мере всегда  обусловлены быстро меняющейся  экономической обстановкой. Экономические  процессы 17-18вв.создали новую основу для др.взаимосвязи социально-эконимичесих процессов: между рыночными и гос. механизмами. Эффект от найденных сочетаний социально-экономических процессов (рынок -промышленная революция, рынок – государство) оказался столь высоким, что в 1-ой полов.20 в. динамизм экономики стал чрезмерным. В то же время у хозяйственной системе еще не сложился механизм, который в процессе экспансии мог бы предупреждать о границах, пределах, необходимых для соблюдения экономического равновесия. Мировой экономический кризис 1923-1933гг стал, поэтому для всей рыночной системы решающим уроком.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"