Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:22, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы к экзамену по "Экономической теории"

Работа состоит из  1 файл

118_nNQ.doc

— 552.50 Кб (Скачать документ)

1. На рынках монополистической конкуренции действует относительно большое число относительно небольших фирм, каждой из которых в силу этого принадлежит небольшая доля рынка, которая если и дает возможность контролировать цену, то очень незначительную.

2. Дифференциация продукта – отличительная особенность монополистической конкуренции. Дифференциация продукта имеет различные проявления:

- фирмы производят разновидности какого либо продукта или услуги (услуги парикмахерских, разные зубные пасты и т.д.);

- различное местоположение (магазина, АЗС);

- различные условия послепродажного обслуживания и т.д.

Следует подчеркнуть, что не имеет значения, идет ли речь о действительных или мнимых различиях.
3. Вследствие дифференциации продукта очень велика роль неценовой конкуренции (реклама, разработка торговых знаков, марок и т.д.).

4. Относительно лёгкое вхождение в отрасль, что обусловлено небольшим размером фирм, но все-таки не свободное, как в чистой конкуренции (существуют патенты, необходимость регистрации торговых знаков и т.п.).

В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования.

Наиболее распространенная стратегия - установление цен по географическому принципу, когда продукция, изготовляемая фирмой, реализуется потребителям в различных частях страны по разным ценам. Для этого используются разные варианты установления цены. От этой стратегии отличается стратегия определения цен в рамках товарной номенклатуры.
Стратегия цен «выше номинала» может быть использована при сильном дифференцированном покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает товары категории «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по сниженным ценам. Эта стратегия требует от фирмы, использующей ее, строгого контроля за конкурентами.
Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию.

21.      Рынок труда и его особенности. Заработная плата.

Рынок труда - система отношений, связанных с предложением и наймом ресурсов труда.

Функции рынка труда:

• обеспечение производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределение между предприятиями, отраслями, регионами;

•  обеспечение наемным работникам возможности получать средства существования;

•  согласование цены и условий труда между работниками и работодателями;

•  стимулирование работников и работодателей:

  -  конкуренция между наемными работниками усиливает экономическую мотивацию труда, побуждает их совершенствовать свою квалификацию, стимулирует повышение дисциплины труда;

-  конкуренция между работодателями за привлечение рабочей силы в нужном им количестве и необходимого качества стимулирует их повышать заработную плату, улучшать условия труда.

Спрос на рынке труда - совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

Предложение на рынке труда - это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Согласно классической модели, представленной на графике, в точке пересечения линий D и S , отражающих спрос и предложение на рынке труда, устанавливается равновесная цена труда (заработная плата W 0) и определенный уровень занятости Е 0 . Если уровень заработной платы в силу каких-либо причин повысится с W 0 до W 1, то и величина предложения возрастет, т.к. на рынке труда появится дополнительное число лиц, ранее не соглашавшихся работать за заработную плату W 1.

Особенности рынка труда:

Первая. Неотделимость права собственности на товар – рабочую силу от его владельца. На рынке труда покупатель (работодатель) приобретает только право использования и частичного распоряжения способностями к труду – рабочей силой (функционирующей) в течение определенного времени. Вместе с тем наниматель покупает не просто рабочую силу, как один из многих товаров, а имеет дело с человеком, обладающим определенными правами как свободная личность, которые покупатель не должен нарушать, если не хочет понести юридическую ответственность и экономические потери.

Вторая. При покупке товара рабочая сила взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (нанимателя) длится гораздо дольше, чем при покупке, скажем, продовольственных товаров. Работник как личность может сам контролировать качество своей работы, трудиться с разной отдачей, проявлять разную степень лояльности по отношению к фирме. Это обязательно должен учитывать наниматель.

Третья. Наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости, профессиональных союзов, объединений работодателей и т.д.) тоже порождает своеобразие отношений между субъектами рынка труда. Это вызывает необходимость более детальной регламентации различных сторон их деятельности.

Четвертая. Различный профессионально-квалификационный уровень рабочей силы, разнообразие технологий, организации труда, переход к контрактной системе найма и т.д. вызывает необходимость высокой индивидуализации сделок при покупке товара рабочая сила.

Пятая. Наличие своеобразия в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара. Процесс обмена рабочей силы, по сравнению с обменом вещного товара, тоже весьма своеобразен. Он начинается в сфере обращения товара рабочая сила передачей права пользования способностью к труду покупателю, что фиксируется в контракте или коллективном договоре. Дальше он продолжается в сфере производства в форме обмена функционирующей рабочей силы – действительного труда на номинальную заработную плату и заканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг, фактом обмена номинальной заработной платы на жизненные средства. Тогда как обмен вещного товара начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара.

Шестая. Для работника играют важную роль неденежные аспекты сделки, а именно:

– содержание и условия труда;

– гарантии сохранения рабочего места;

– перспективы продвижения по службе и перспективы профессионального роста;

– микроклимат в коллективе и т.д.

Заработная плата - денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд.

Другие определения заработной платы:

-цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе,

-выраженная в денежной форме часть совокупного общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

-часть затрат на производство и реализацию продукции, направляемая на оплату труда работников предприятия.

Формы оплаты труда

Существует три системы оплаты труда:

1. Тарифная система оплаты труда

Тарифная система - совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий в зависимости от: сложности выполняемой работы, условий труда, природно-климатических условий, интенсивности труда, характера труда.

Формами тарифной системы являются: сдельная и повременная. Основным различием между ними является лежащий в их основе способ учета затрат труда: при сдельной — учет количества произведенной продукции надлежащего качества, либо учет количества выполненных операций, при повременной — учет проработанного времени.

2. Бестарифная система оплаты труда

При использовании бестарифной системы оплаты труда заработок работника зависит от конечных результатов работы предприятия в целом, его структурного подразделения, в котором он работает, и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда

3. Смешанная система оплаты труда

Смешанная система оплаты труда имеет признаки одновременно и тарифной, и бестарифной систем.

Система плавающих окладов строится на том, что при условии выполнения задания по выпуску продукции в зависимости от результатов труда работников происходит периодическая корректировка тарифной ставки (оклада).

Минимальная заработная плата (4 611 руб.)

Минимальная заработная плата — официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.

22.      Рынок ресурсов и его особенности: рынок капитала и процентная ставка.

Рынок капитала – это часть финансового рынка, на котором обращаются долгосрочные инвестиционные инструменты.

Наличие рынка капитала в государстве – неотъемлемый признак того, что экономика развивается, и чем более развит рынок, тем более развита экономика страны.

Рынок капитала - рынок, на котором продаются и приобретаются инвестиционные ресурсы.         

Капитал можно, прежде всего, разделить на (физический) материально-вещественный и невещественный.

Невещественный (незримый) капитал - знания, умения и информация, которые могут быть использованы для производства благ и их продажи (патенты, лицензии, права)

Невещественный капитал иначе называется человеческим и, по сути своей, он является разновидностью трудовых ресурсов. Поэтому под капиталом как таковым обычно подразумевают материальный - физический капитал.

Физический (материально-вещественный) капитал - здания, машины, сырье и т.п.

Физический капитал разделяется на основной капитал и оборотный.

Основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене только в случае износа или негодности, в которую может прийти со временем.

Основой капитал включает в себя активы (то есть то, что может принести доход) длительного пользования (здания, сооружения, машины, оборудование).            

Оборотный капитал целиком расходуется в течение одного производственного цикла (от начала производства благ до выпуска готовой продукции). Оборотный капитал тратится на приобретение средств для каждого цикла: сырья, основных, вспомогательных материалов труда и т.п.

Капиталом являются и денежные средства, которыми обладает фирма или потребитель.

Заемный капитал (кредит) - денежные средства, которые могут быть предоставлены фирме  (потребителю) в пользование на строго фиксированное время и под установленную в договоре займа плату

Примером займа для потребителя может быть потребительское кредитование, покупка в рассрочку. Принципиальное отличие заемного капитала состоит в том, что он непременно должен быть возвращен, причем с определенной платой за его предоставление и использование (процент).

Собственный капитал - денежные средства, предоставляемые фирме в обмен на право совладения ее имуществом и доходами, обычно не подлежат возврату и приносят доход, зависящий от итогов работы фирмы.

Инвестиции - это увеличение запаса капитала фирмы.

Если страна желает реализовать свой потенциал, она должна иметь в своем распоряжении механизм, способный привлекать сбережения и направлять их в инвестиционные проекты, преумножающие ее богатство. В рыночной экономике эту функцию осуществляет рынок капитала.

Этот многообразный по своим формам рынок включает в себя:

♦ фондовый рынок;

♦ рынки недвижимости;

♦ рынок заемных средств.

В отличие от денежного рынка на рынке капитала обращаются финансовые инструменты фондового рынка, заемные средства со сроком погашения более одного года.

 

Финансовые институты, такие как банки, страховые компании, фонды и инвестиционные компании играют на этом рынке важную роль. Рынок капиталов координирует действия владельцев сбережений, которые предоставляют свои средства для реализации, с действиями инвесторов, занятых поисками средств для финансирования различных видов деятельности. Частные инвесторы должны тщательно оценивать проекты и искать среди них наиболее прибыльные.

Процентная ставка  - ставка центрального банка по операциям с другими кредитными учреждениями. Через учетную ставку центральный банк имеет возможность влиять на процентные ставки коммерческих банков, на уровень инфляции в стране и курс национальной валюты.

При уменьшении процентных ставок повышается деловая активность и увеличивается инфляция. Повышение процентных ставок приводит к снижению деловой активности, снижению инфляции и удорожанию национальной валюты.

Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах. Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в течение года нужно заплатить 50 рублей.

На рынке капитала существуют спрос и предложение, которые определяют равновесную ставку процента (цену) и количество отданных напрокат денег.

Одной из главных особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот "ресурс" в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот "ресурс" не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"