Шпаргалка по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:05, шпаргалка

Описание

Монополия – соглашение нескольких крупных собственников, которое осуществляется с определенными целями: получение максимальной прибыли и завоевание твердых позиций в конкурентной борьбе. Чистая монополия – одна фирма-производитель в отрасли или целая отрасль.

Характерные черты:
Единственный продавец – фирма и отрасль – синонимы
Нет близких заменителей товаров, продукт монополии является уникальным, для покупателя не существует никаких альтернатив, монополисту не нужна реклама, которая стимулирует сбыт продукции
Монополист диктует, контролирует цены, а также устанавливает общий объем производства продукции
Монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. существуют барьеры для вступления в отрасль.

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория 3.doc

— 517.00 Кб (Скачать документ)

19.Расширенное  воспроизводство и условия его реальзаии.

По  своему типу воспроизводство может  характеризоваться как простое, расширенное или суженное.

Простое воспроизводство – это процесс возобновления процесса производства в неизменном масштабе, что предопределяет необходимость возобновления производства благ с неизменным объемом ресурсов в их количественном и качественном отношении.

Воспроизводство называется расширенным, если производство из года в год осуществляется в возрастающем масштабе, что предопределяет дополнительное вовлечение ресурсов и их качественное совершенствование.

Суженное  воспроизводство характеризуется сокращением масштаба производства, которое может быть вызвано недостаточностью ресурсов, нерациональным и неэффективным их использованием или ухудшением качественного состояния используемых ресурсов. Как правило, воспроизводство имеет расширенный характер.

После каждого процесса производства собственник  средств производства выходит из производства обогащенным на величину прибавочного продукта. Рабочий класс, после восстановления своей рабочей силы путем использования зарплаты, выходит без средств производства и должен опять продавать свою рабочую силу. Классическая теория ставила в центр внимания сферу исследования производства, а сферу обращения рассматривала как второстепенную. В то время как теория экономикс исходит из первичности рынка. Для осуществления воспроизводства общественного капитала из года в год необходимо инвестировать капитал и реализовывать готовую продукцию. Существуют специальные условия для реализации СОП. Маркс первый сформулировал 3 условия реализации СОП и дал математические выкладки. СОП = C +V + m. По натурально-вещественной форме СОП делится на 2 подразделения:

I подразделение включает все отрасли и производства, выпускающие средства производства. Эта продукция остается в сфере производства.

II подразделение охватывает все отрасли и производства по выпуску предметов потребления. Эта продукция выбывает из сферы производства и поступает в сферу потребления.

  • Вводятся теоретические ограничения – научные абстракции:
  • Рассматривается чистый капитализм – общество из класса предпринимателей и наемных рабочих
  • Сумма цен товаров равна сумме стоимостей товаров.
  • Экспорт равен импорту
  • НТП не учитывается, т.е. органическое строение капитала остается постоянным и не растет
  • Норма прибавочной стоимости – 100% (V=m)
  • Отвлекаются от амортизационных отчислений.

В совокупности эти подразделения охватывают все  общественное производство:

I подразделение: CI + VI + mI = WI

II подразделение: CII + VII + mII = WII.      

Где C – постоянные капиталы (стоимость  материально-вещественных ресурсов),

V –  переменные капиталы (стоимость  привлеченных трудовых ресурсов),

m –  прибавочные продукты 

W –  СОП

В первый год состояние общественного производства:

CI+VI+mI=WI

CII+VII +mII=WII.

I   4000C + 1000V  + 1000m = 6000

II  2000C  + 500 V + 500m = 3000

Чтобы осуществить производство в наступающем  году в таком же масштабе, как  и в истекшем, необходимо, чтобы  прибавочные продукты использовались только на потребление. В I подразделении оставляются средства производства CI. За необходимыми предметами потребления I подразделение обратиться во II, предложив взамен отсутствующие у последнего средства производства, по стоимости составляющие (VI+mI). II подразделение оставляет себе необходимое количество предметов потребления для своих работников и предпринимателей, по стоимости (VII+MII). Чтобы получить необходимые средства производства, II подразделение вынуждено обратиться к I и предложить ему предметы потребления, равные стоимости CII, в обмен на необходимые ему средства производства. Итак, вновь созданная стоимость I подразделения должна быть равна перенесенной стоимости средств производства II подразделения:

VI + mI = CII: 2000(C + V)=2000C.

Отсюда  вытекает второе условие: CI + CII =WI. 4000+2000=6000

Из  первого равенства вытекает третье: (VI + mI) + (VII + mII)=WII: 1000V+1000m+500V+500m=3000

которое указывает на то, что продукт II подразделения (предметы потребления) нашел полную реализацию для работников и предпринимателей I и II подразделений.

Для осуществления расширенного воспроизводства необходимо ежегодно часть созданного и прибавочного продукта направлять на увеличение материальных и трудовых ресурсов с целью расширить масштаб производства и увеличить объем производимого общественного продукта. В этом случае прибавочный фонд распадается на фонд потребления и фонд накопления. Фонд накопления служит источником для дополнительного приобретения средств производства и найма рабочей силы. Различие между простым и расширенным воспроизводством: при простом воспроизводстве весь прибавочный продукт проедается, т.е. используется на потребительские цели. При расширенном воспроизводстве одна часть прибавочного продукта идет на потребление, а другая – на наращивание ресурсов. Меняется органическое строение капитала: в первом подразделении 4/1, а во втором 2/1.

Первый  год

    I 4000c + 1000v + 1000m = 6000,

    II 1500c + 750v + 750m = 3000.  

    4/1=500:5

    I 4400c + 1100v + 500m = 6600,

    II 1500c + 100с+750v + 50v +600m = 3000.

    II 1600c + 800v + 800m = 3200.

СОП увеличился на 800 единиц. 

19))Лена  Куликова:

Расширенное восп-во – пр-во из года в год осуществляется в возрастающем масштабе, что предопределяет дополнительное вовлечение ресурсов и их качественное совершенствование.

При расширенном восп-ве приб. пр-т распадается на Фонд Накопления и Ф. Потребления (ФП).

      mп1       (фонд потребления)        mп2

m1         mc1     (ср-ва пр-ва)        m2         mc2

      mн1      (фонд накопления)          mн2

            mv1    (раб. сила)                         mv2

WI=CI+VI+mп1+mc1+mv1

WII=CII+VII+mп2+mc2+mv2

I подразделение  оставляет себе для расширения  пр-ва CI+mc1, а оставшуюся часть пр-та VI+mп1+mv1 предст. собой ср-ва пр-ва, предоставл. для обмена на продукцию II подразделения.

II подразделение  оставляет себе предметы потребления  VII+mп2+mv2, а ост. часть пр-та CII+mc2 обменивает на ср-ва пр-ва I подразделения.

VI+mп1+mv1=CII+mc2-условие реализации при расширенном восп-ве.

ВЫВОД: Равновесное состояние нац. эк-ки при расширенном восп-ве достигается, если ст-ть ср-в пр-ва II подразделения с учетом накопления, будет = ст-ти ФП I подразделения с учетом его приращения.

3 условия  реализации:

1) (VI+mп1+mv1)=(CII+mc2)

2) WI=(CI+mc1)+(CII+mc2)

3) WII=(VI+mv1+mп1)+(VII+mv2+mп2) 

20.Совокупный спрос и совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы, оказывающие влияние на них.

Важное  значение для развития макроэкономики имеет  регулирование совокупного  спроса и совокупного  предложения на рынке. Взаимодействие совокупного  спроса и совокупного предложения определяет динамику, пропорции и другие параметры воспроизводства такие как зарплата, налоги, цены, денежное обращение. Совокупный спрос – потребность, представленная на рынке в денежной форме со стороны населения, предприятий и государства. Это реальный объем национального продукта  (услуг и товаров), который потребители (частные лица, предприятия и государство) готовы купить при данном уровне цен. Факторы совокупного спроса можно разделить на ценовые и неценовые. К ценовым факторам относятся:

  • Эффект процентной ставки (эффект Кейнса): - при постоянном объеме денежной массы спрос на товары увеличивается, денег в обществе не хватает, поэтому деньги становятся дорогими, т.е. повышается их процентная ставка. Если повышается процентная ставка, то сокращается спрос на реальный продукт.

Эффект процентной ставки - влияние уровня цен на общий объем расходов в стране через механизм процентной ставки:  
- повышение уровня цен ведет к повышению спроса на деньги, повышает процентные ставки и сокращает общий объем расходов в стране;  
- снижение уровня цен ведет к снижению спроса на деньги, снижает процентные ставки и увеличивает общий объем расходов в стране.

  • Эффект богатства (эффект Пигу, эффект реальных кассовых остатков): с ростом цен на товары и услуги происходит обесценение имеющихся у населения наличных денег и ценных бумаг, снижение покупательной способности и сокращение богатства, и наоборот.
  • Эффект импортных закупок (эффект импортных закупок): повышение уровня цен в данной стране увеличивает экономику импорта и сокращает объем национальной продукции.

Вывод: повышение уровня цен при прочих равных условиях приведет к уменьшению совокупного спроса на реальный объем производства и наоборот.

Неценовые факторы:

  • Изменение потребительских расходов (благосостояние населения): связано с ожиданием потребителя, с налогами, с задолженностями, как государства, так и предприятия.
  • Изменение в инвестиционных расходах: связано с предприятиями – речь идет о ценах на средства производства, о наличии новых технологий, об ожидании прибыли от инвестиций, о наличии избыточных мощностей и о налогах.
  • Изменение в государственных расходах: связано с государственным бюджетом – какая часть идет на потребление, какая на накопление.
  • Изменение в расходах на чистый объем экспорта: эти изменения связаны с уровнем национального дохода общества в других странах и с валютным курсом. Падение валютного курса выгодно экспортерам.

Кривая  совокупного спроса - кривая, отражающая зависимость между:  
- желаемыми или планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги; и  
- уровнем цен на них.

Кривая совокупного  спроса всегда имеет отрицательный  наклон в связи с тем, что все  компоненты, формирующие реальный совокупный спрос, находятся в обратной зависимости  от среднего уровня цен.

1. В ответ  на рост цен потребление сокращается  в связи с тем, потребитель  не полностью защищен от инфляции  и его сбережения фиксированы  в номинальных денежных знаках.

2. В ответ  на рост цен реальные инвестиции  сокращаются в связи с ростом  ставки процента.

3. В ответ  на рост цен реальные закупки  правительства сокращаются в  связи с тем, что они формируются  или планируются в номинальном  выражении. 

4. Рост внутренних  цен приводит к изменению курса  национальной валюты: внутренние  товары и услуги становятся дороже для иностранных покупателей, а иностранные товары и услуги становятся дешевле на внутреннем рынке.  

Совокупное  предложение – реальный объем производства страны при каждом возможном уровне цен на товары и услуги. Главный вопрос в совокупном предложении – каковы издержки производства: если издержки высоки, то производство сокращается, если низкие – производство постоянно увеличивается. Кривая совокупного предложения показывает соответствие того или иного уровня реального объема внутреннего производства каждому из возможных уровней цен. Форма кривой совокупного предложения может иметь различный вид в зависимости от того, рассматривается ли предложение в краткосрочном, среднесрочном или же в долгосрочном периоде.

Информация о работе Шпаргалка по экономической теории