Экономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:45, контрольная работа

Описание

Впервые термин «экономическое равновесие» был введен в научный оборот в XIX веке основателем математической школы экономики Л.Вальрасом. Свое дальнейшее развитие теория экономического равновесия получила в работах В. Парето, Дж. Хикса, Р. Аллена, a затем Дж. М.Кейнса, В.Леонтьева, П.Самуэльсона и других ученых. Анализ экономического равновесия содержится также в марксистской теории воспроизводства. Содержательные дискуссии велись в СССР в 20-e годы по проблемам экономического равновесия, связанным c индустриализацией страны и планированием народного хозяйства. Они были связаны c именами С.Г.Струмилина, Г.М.Кржижановского, А.В.Кона, Н.А.Ковалевского, В.А.Базарова, Н.И.Бухарина, В.Г.Громана, Е.А.Преображенского, Л.К.Юровского. B условиях современной переходной экономики России разработка теоретических основ макроэкономического равновесия должна способствовать выходу из кризиса и стабилизации экономики, оптимизации ее пропорций, интенсификации экономического роста при переходе к рынку.

Содержание

Экономическое равновесие и проблемы его устойчивости……………………………………………….3

Экономические циклы………………………………….....11

Принципы циклического развития………………………13
Понятие эластичности. …………............................................17

Эластичность спроса и предложения……………………….18
Используемая литература…………………………...…………26

Работа состоит из  1 файл

зкономика.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)
 
  
  1. Интернальные  теории рассматривают экономический  цикл как порождение внутренних причин: соотношение пессимизма и оптимизма в экономической деятельности людей (В. Парето, А. Пигу); избыток сбережений и недостаток инвестиций (Дж. Кейнс); противоречие между общественным характером производства и частным присвоением (К. Маркс); нарушение в области денежного спроса и предложения (И. Фишер, Р. Хоутри); перенакопление капитала (М. Туган-Барановский, Г. Кассель, А. Шпитхоф); недопотребление и бедность населения (Т. Мальтус) и др. Такое обилие взглядов объясняется сложностью важностью данного экономического процесса.
 

  Наиболее  распространенными сегодня являются следующие направления исследования причин кризисов и циклов.

  Это, во-первых, объяснение кризисов недопотреблением народных масс, вызывающим обвал производства. Лекарство от кризисов в этом случае — стимулирование потребления. Между тем, неравномерная динамика потребления, как убеждает нас практика, представляет собой скорее следствие, чем причину экономического цикла.

  Во-вторых, группа ученых-экономистов связывает  кризис с отсутствием «правильных пропорций» между отраслями и регионами, с нерегулируемой деятельностью предпринимателей. Составной частью этих взглядов можно считать концепцию, объясняющую кризисы сбоями в денежном обращении или банковской сфере, описанной выше.

  В-третьих, известную популярность получил поиск причин циклического характера развития экономики в конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Экономический кризис обнаруживает существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе, поэтому кризис является не только результатом нарушения пропорциональности развития общественного производства, но и импульсом к достижению равновесия и сбалансированности национальной экономики.

  Такое обилие взглядов объясняется сложностью и важностью данного экономического явления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Понятие эластичности. 

  ЭЛАСТИЧНОСТЬ (от греч. elasticos - гибкий) - мера изменения  одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый. Математически это производная от одного показателя по другому, изменение одного показателя, обусловленное приращением другого показателя на единицу.

  Эластичность  – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. 
   Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. 
   Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены.

  Анализ  данных об эластичности необходим при  принятии решений об изменении цен, как на уровне отдельной фирмы, так  и целого государства. Фирмы могут  проанализировать, как изменятся объемы продаж при изменении цен на их продукцию, в каком случае общая выручка от реализации продукции будет для них наиболее выгодной. Понятие эластичности может применяться и государством при выработке мероприятий государственного регулирования экономики. В этом случае важно знать, насколько сильно изменение цеп на различные товары и услуги отразится па изменении уровня жизни населения

  Основные  области практического использования  понятия эластичности следующие:

  1. анализ реакции потребителя на изменение цен;
  2. подготовка производства к изменению спроса;
  3. определение ценовой политики фирм;
  4. принятие решений о соответствующей маркетинговой политике фирмы;
  5. разработка структуры налогообложения;
  6. проведение различных операций па внешнем рынке (экспортно-импортные операции), на валютном рынке;
  7. выработка мероприятий государственного регулирования экономики.

  ЭЛАСТИЧНОСТЬ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

  Эластичность  спроса.

  В экономике  широко распространено использование  процентного исчисления для выражения  способности одной переменной реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность.

  Спрос и предложение разных товаров  по-разному чувствительны к изменению  факторов, их определяющих. Эластичность - это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

  Рассмотрим  сначала эластичность спроса. Главным  фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) - это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

  Математически прямая эластичности может быть выражена в виде коэффициента эластичности:

  Относительное (процентное) изменение  объема спроса = ld

  Относительное (процентное) изменение цены

  Процентное  изменение называется относительным, т. к, показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины.

  Для линейной зависимости спроса приемлема  следующая формула:

  Q=A-BP, где Q-величина спроса,

          P-цена, A и B—константы.

  Тогда коэффициент эластичности в точке  для эластичности спроса будет выглядеть так:

  Эластичность = BP / (A-BP).

  Представляемый  горизонтальной кривой спроса, численно не может быть определен, т. к. по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель  формулы эластичности стремится к нулю, а само численное значение эластичности стремится к бесконечности. Иначе говоря, любое сколь угодно малое повышение цены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое понижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к цене.

        Восемь  основных правил эластичности.

  ПРАВИЛО 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

  ПРАВИЛО 2. (следствие первого). Спрос на товар тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.

  Агрегирование—это объединение товара с другими  товарами во все более и более  расширяющиеся группы.

  ПРАВИЛО 3. (следствие первого). Спрос на товар одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности.

  ПРАВИЛО 4. (следствие первого). Товары, расходы  на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов.

  С этой точки зрения, 20% снижение цен на автомобили окажет большее влияние  на бюджет потребителя, чем такое  же процентное понижение цены на зубные щетки. Спрос на автомобили ощутимо возрастет, на зубные щетки—слабо.

  ПРАВИЛО 5. (следствие первого). Невысокую  эластичность имеет обычно спрос  на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши  отличается высокой эластичностью.

  ПРАВИЛО 6. (следствие первого). Для большинства  товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с уменьшением  цен—падает.

  Это происходит потому, что снижение цены какого-либо товара при неизменном спросе означает расширение его предложения. Появление на рынке дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит товары—заменители, и эластичность спроса на него понизится.

  ПРАВИЛО 7. (следствие первого). Повышение  спроса при неизменном предложении  также в большинстве случаев  приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.

  ПРАВИЛО 8. (следствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной степени  определяется временными рамками, в  пределах которых принимается решение о покупке.

  Существует  ряд причин, по которым на коротких временных интервалах спрос менее  эластичен, чем на длинных.

  Причина первая. Полное приспособление к изменению  цены какого-либо товара может потребовать  изменений в структуре потребления покупателя.

  Причина вторая. Увеличение цены одного товара стимулирует предпринимателей наладить в ходе долгосрочного периода  выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых  на эластичность нам уже известно.

  Причина третья. Медленная, постепенная адаптация вкусов потребителей.

  Эластичность  предложения.

  Эластичность  предложения показывает степень  реакции производителя на изменение  величины какого либо фактора. Ценовая  эластичность предложения характеризует  чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентному изменению цены:

  ES = ((Q2-Q1)/Q1): ((P2-P1)/P1)

  Если  интенсивность реакции производителя  на изменение цен велика, то предложение  эластично, и наоборот.

  Факторы, влияющие на эластичность предложения:

    1. Фактор времени
    2. Степень сохранности товара, стоимость его хранения
    3. Возможности (гибкость) технологического процесса.

  Важнейший фактор, влияющий на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение  цены продукта - время. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность.

  Кроме фактора времени на предложение  влияет также степень сохранности  товара (например, помидоры не могут  долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются  достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения

  Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать  или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и т.д.

  В отличие  от эластичности спроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения  просто не существует, поскольку зависимость  между ценой и количеством  предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

  Следует подчеркнуть огромное практическое значение использования концепции  эластичности: Показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д.

Информация о работе Экономическое равновесие