Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание

В конце ХХ века проблема экономического роста во всём мире выдвигается в ряд первоочередных проблем экономического развития. Судьба любой страны зависит в настоящее время от механизма экономического роста, позволяющего наиболее эффективно использовать достижения научно - технического прогресса. Мировая экономическая наука достаточно давно начала изучение тенденций экономического роста. Особую актуальность эта тема имеет для сегодняшнего этапа экономических реформ

Содержание

Содержание
экономический рост теория
Введение
1. Сущность и темпы экономического роста
1.1 Типы экономического роста
1.2 Темпы экономического роста
2. Факторы и показатели экономического роста
3. Показатели экономического роста
4. Теории экономического роста
4.1 Неокейнсианская модель роста
4.2 Неоклассическая модель роста
5. Понятие экономического роста с позиции

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 45.97 Кб (Скачать документ)

Теория  Хансена. Ещё одна довольно известная  теория экономического роста принадлежит  американскому экономисту Хансену. Основное внимание он уделяет динамической теории цикла. Этот экономист, которого часто называют “американским Кейнсом”, предлагает стимулировать  эффективный спрос, прежде всего за счёт госбюджета. Стратегическим направлением экономической  политики государства  должно стать не только поддержание инвестиционной активности частного капитала, но и расширение государственных  инвестиций и государственных  расходов.

Хансен, кроме всего прочего, создал теорию стагнации, признавая, таким  образом, возможность  серьёзных экономических  кризисов. Экономисты всех направлений  и школ убеждены в  том, что экономический  рост необходим для  повышения уровня материального благосостояния. На основании различных  теоретических подходов может быть разработано  множество вариантов  экономической политики содействия экономическому росту. Существуют и  отрицательные последствия  экономического роста. Один английский экономист  сказал, что “экономический прогресс может стать  причиной потери большей  части того, что  так привлекает нас  в окружающем мире”.

4.2 Неоклассическая  модель роста

Неоклассическое направление в  развитии теории экономического роста возникло как  реакция на слабости кейнсианской модели. У Кейнсианской и  неоклассической  модели есть сходства главной цели (равенство  фактических темпов роста потенциальным  или естественным) в корне изменились подходы и методы исследования этой проблемы. Неоклассические  модели учитывают  не один, а сразу  несколько факторов, определяющих экономический  рост. Наличие множества  факторов и возможность  их комбинирования позволяет  строить большое  количество моделей. Большой вклад  в разработку моделей  экономического роста  на базе производственных функций, в частности  функции Кобба - Дугласа, внесли Р.Солоу, Э.Денисон  и Дж.Мид.

Модель  Р. Солоу

Р. Солоу обосновал  идею о том, что  НТП является ведущим  фактором экономического роста. Р. Солоу профессор  Массачусетского  технического института. Модель Солоу позволяет  выразить наиболее важные процессы и результаты экономического роста. Р. Солоу показал, что нестабильность динамического равновесия в Кейнсианских моделях  была следствием невзаимозаменяемости факторов производства. В место функций  Леонтьева он использовал  в своей модели производственную функцию  Кобба - Дугласа.

Другими предпосылками анализа  в модели Солоу  является: убывающая  предельная производительность капитала, постоянная отдача от масштаба, постоянная норма  выбытия, отсутствие инвестиционных лагов. Взаимозаменяемость факторов объясняется  не только технологическими условиями, но и неоклассической предпосылкой о совершенной конкуренции на рынках факторов.

Необходимым условием равновесия экономической системы  является равенство  совокупного спроса и предложения. Совокупный спрос в модели Солоу определяется инвестициями и потреблениями.

Динамика  объёма выпуска зависит  от объёма капитала. Объём капитала меняется под воздействием инвестиций и выбытия: инвестиции увеличивают  запас капитала, выбытие - уменьшает. Уровень  запаса капитала, при  котором инвестиции равны выбытию (k=0), называется равновесным  уровнем фондовооружённости труда.

Поскольку равновесный экономический  рост совместим с  различными нормами  сбережения, возникает  проблема выбора оптимальной  нормы сбережения.

5. Понятие экономического  роста с позиции  сегодняшнего дня

Низкое  качество экономического роста России подтверждается показателями различных  рейтингов. Например, в рейтинге экономической  свободы Россия в 2009 г. переместилась  с 114 на 124 место (сходные  позиции у Индонезии и Камеруна). Аналогичная ситуация складывается и с рейтингом конкурентоспособности Всемирного экономического форума, где Россия опустилась с 70 на 75 место по показателю роста конкурентоспособности, а по рейтингу конкурентоспособности бизнеса - с 61 места на 74.

Современная модель роста отечественной  экономики носит  явную экспортно-сырьевую ориентацию в условиях наращивания импорта  потребительских  и инвестиционных товаров. Так, вклад внешнеэкономической составляющей в прирост ВВП по разным оценкам составляет от 40 до 45%. Компенсационный характер экономический роста России обусловлен вовлечением в производство ресурсов, высвобожденных при спаде производства (в т.ч. резервных мощностей, относительно дешевой рабочей силы), а также является результатом благоприятного действия внешних факторов (высокая конъюнктура цен на ведущие товары российского экспорта, усилением инвестиционной активности). Происходит своего рода «адаптация» хозяйственной системы в ответ на благоприятные внешние и внутренние условия. В этих условиях государственное стимулирование роста основано на использовании абсолютных (природные ресурсы, запас незагруженных мощностей) преимущество страны, которые позволяют с «относительно наименьшими» издержками, но на короткий срок добиться положительных результатов экономической динамики.

К ключевым предпосылкам роста российской экономики следует  отнести богатые  запасы природных  ресурсов, достаточно высокий общий  образовательный  уровень населения, доступ промышленности страны к относительно дешевым энергетическим ресурсам, наличие  базовых институтов рынка (частная собственность, денежная, налогово-бюджетная  системы и т.д.). Среди внутренних ограничений экономического роста России особую актуальность приобретают: низкий уровень технологического развития экономики, значительный объем  устаревших производственных фондов, недостаточное  финансирование инновационного сектора, неэффективная  по ряду направлений  работа российской банковской системы, низкий уровень  развития фондового  рынка, значительная межрегиональная  асимметрия экономических  и социальных показателей  и другие. Среди  внешних - обострение международной конкуренции, успехи ряда развитых стран в продвижении  к постиндустриальному  обществу, сопровождающиеся объективным усилением  зависимости от них  развивающихся стран, а также углублением  разрыва в уровнях  социально-экономического развития между ними.

В настоящее время  обеспечивается преимущественно  количественная сторона  экономического роста. Оценка качественных характеристик роста  свидетельствует  об отсутствии проработанной  политики в данном направлении, которая  в свою очередь  опиралась бы на долгосрочную стратегию развития. Современный рост не является перспективным  и устойчивым в  долгосрочном аспекте. В отечественных  условиях недооценивается  значение инновационных  и инвестиционных факторов. Схематично взаимосвязь факторов экономического роста, сложившихся на данном этапе развития отечественной  экономики выглядит следующим образом.

В отличие от тенденций  развития экономической  динамики в России, преимущественный тип  экономического роста  развитых стран - интенсивный, обусловленный экономией  и повышением эффективности  использования всех видов ресурсов (природных, трудовых, инвестиционных). Концентрация ресурсов в образовательной  сфере, рост роли НИОКР  и наукоемких производств - ключевые факторы  ускорения экономического роста на инновационной  основе. Имеющийся  природный, научный  и «человеческий» потенциал, а также  задачи догоняющего  развития и устойчивого  роста предопределяют построение в России социально-ориентированной  системы инновационного типа. Представляется, что с позиций  реализации этой цели и должна разрабатываться  государственная  политика, содержащая конкретные направления  и меры государственного стимулирования роста  отечественной экономики.

Практически не в одной стране мира диверсификация общественного производства без целенаправленной и систематической  государственной  поддержки не происходит. И даже если в стране сформирована цивилизованная институционально-правовая среда, благоприятствующая конкуренции модернизация экономики не наступает  сама по себе, без  активной государственной  инвестиционной и  инновационной стратегии. В российских условиях в целях формирования предпосылок устойчивого  экономического роста  на постиндустриальной основе единственным разумным решением является проведение структурных  реформ и адекватной макроэкономической политики.

На  современном этапе  развития экономики  России в государственной  политике сохраняются  элементы разных подходов к достижению высоких  темпов экономического роста: либерального (административная, налоговая, бюджетная  реформы) и дирижистского (формирование механизмов частногосударственного партнерства, прямое участие государства  в выработке и  реализации конкретных инструментов экономической  политики, таких как  особые экономические  зоны, концессии, инвестиционный фонд и другие). Данные подходы легли в основу разработки программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу

Следует отметить, что в  России постепенно происходит смена приоритетов  национального развития. Количественные ориентиры  экономического роста (удвоение ВВП) сменяются качественными  изменениями роста, его механизмов и  структурных приоритетов. В этих условиях инструменты  обеспечения высоких  темпов роста предусматривают  совершенствование  институциональных  условий экономического развития, активизацию  роли государства  в экономической  системе, формирование частногосударственного партнерства, обеспечение  макроэкономической стабильности в целом.

Практика  рыночного реформирования в России привела  к необоснованному  снижению роли государства  в сфере экономического регулирования. В  ряде официальных  документов, отражающих направления и  приоритеты социально-экономического развития страны, указывается  на то, что вмешательство  государства в  экономику искажает конкуренцию и  отдаляет от главной  задачи - построения эффективной экономики. Вместе с тем, мировой  опыт доказывает, что  модернизации экономики  без активной государственной  инвестиционной и  научно-технической  политики не происходит. К тому же такой  подход находится  в противоречии с  намерениями властей  создать «эффективное»  государство (социально-ориентированную  рыночную экономику).

Анализ  современной стратегии  стимулирования роста  позволил выявить  некоторые ограничения  ее реализации на практике. Прежде всего, недостаточно глубоко и системно проработаны угрозы, связанные с кризисом основного и человеческого  капитала. Данное ограничение  частично обусловлено  отсутствием эффективных  практических инструментов, направленных на преодоление  сырьевой и энергетической ориентации российской экономики, а также  мер, способствующих развитию национальной инновационной системы  и активизации  инвестиционного  процесса.

В отличие от целей  и инструментов, официально определенных в среднесрочной  программе развития, долгосрочной стратегии  развития России (до 2010 года), Посланиях  Президента, фактический  инструментарий стимулирования роста зависит  от конъюнктуры мирового рынка нефти. Форсированное  решение задачи обеспечения  высоких темпов текущего экономического роста  приводит к тому, что особое внимание уделяется не столько  долгосрочным и эффективным  проектам, сколько  проектам, находящихся  в высокой стадии готовности для практической реализации, а также тем проектам, которые в кратчайшие сроки обеспечат высокие темпы экономической динамики.

Барьером  для использования  инструментов госрегулирования является недостаточное  развитие политических и правовых институтов, а также разнонаправленность  интересов и целей  функционирования, отсутствия доверия между  участниками хозяйственной  жизни - домохозяйствами, фирмами и государством.

В целом, современная  стратегия стимулирования роста представляется «неустойчивой» в  силу неэффективности  институтов, обеспечивающие правопорядок, неоднозначности  экономических связей между властью  и бизнесом, недофинансирования перспективных в  долгосрочном плане  проектов в области  науки, образования  и др.

Как свидетельствует  опыт наиболее развитых стран, адекватная политика экономического роста  разрабатывается  исходя из ряда положений. Во-первых, устойчивые и высокие темпы  экономического роста  должны, прежде всего, ориентироваться  на долгосрочную перспективу  и отражать стратегические решения властей  в данной области. Во-вторых, устойчивый рост сопровождается структурными сдвигами, отражающие современные  тенденции развития. Для России это  в частности может  подразумевать: диверсификацию экономики, ослабление зависимости от топливно-энергетического  комплекса, развитие секторов постиндустриальной экономики. Кроме  того, экономические  проблемы России касаются также реформ, выходящих  за рамки экономической  сферы, прежде всего, судебной и правоохранительной систем. В-третьих, требуемые  темпы и качество роста обусловлены  необходимостью сокращения разрыва в уровне социально-экономического развития между Россией  и развитыми странами. В-четвертых, следует  учитывать качество не только роста, но и непосредственно  инструментария и  мер разрабатываемой  стратегии и политики в данном направлении. Осуществление любых  мероприятий экономической  политики не должно подрывать достигнутый  уровень макроэкономической стабильности. Наконец, ключевым фактором экономического роста «нового  качества» становятся инвестиции в развитие человеческого капитала, создающие предпосылки  для постоянной адаптации  экономической системы  к непрогнозируемым изменениям НТП, перспективных  направлений инновационного развития.

Информация о работе Экономический рост