Экономический рост в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание

В связи с необходимостью обеспечения устойчивого экономического развития Республики Беларусь в условиях современного высококонкурентного мира значительно расширяется круг проблем, которые предстоит решать нашей стране. Для достижения стратегической цели социально-экономического развития Беларуси - повышения благосостояния населения, обеспечения его рациональной занятости и социальной защищенности - необходимо не только ускорение темпов роста экономики, но и улучшение качественных параметров развития народного хозяйства страны.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

На динамику роста валового внутреннего продукта активно влияют потребление домашних хозяйств и внешний спрос, менее заметно воздействие инвестиционного спроса. В связи с тем, что значительная часть совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг, возникает необходимость в проведении политики импортозамещения. Актуализируются также проблемы существенного повышения качества отечественной продукции в результате усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках и формирования современной наукоемкой структуры национальной экономики.

Условия перехода к социально ориентированной  рыночной экономике требуют создания новой модели экономического роста, учитывающей общемировые закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство.

В переходный период предстоит преодолеть те негативные черты, которые были свойственны  административно-командной системе. Прежде всего, необходим отказ от преимущественно экстенсивного типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию населения.

Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество.

Актуальна проблема перевода экономики на рыночные условия хозяйствования, которые стимулировали бы инновационный процесс. Как показывает экономическая история, путем принятия административных мер невозможно постоянно «проталкивать» инвестиции в производство, ускорять научно-технический прогресс. Важными задачами здесь являются институциональное строительство, включающее преобразование отношений собственности; выработка и закрепление в общественном сознании определенных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификация и повышение ответственности управленческих кадров. В данном контексте иностранные инвестиции важны не только как способ увеличения выпуска продукции, обновления ее ассортимента и повышения качества, но и как заимствование передового опыта хозяйствования, прогрессивных методов организации и управления.

Составная часть  национальной модели экономического роста  — промышленная политика, основными  приоритетами которой в переходный период являются:

  • рост объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов;
  • развитие наукоемких отраслей с высокими технологиями;
  • расширение производства конкурентоспособной продукции;
  • энерго- и ресурсосбережение;
  • обеспечение занятости населения.

Реализация  промышленной политики предполагает совершенствование  государственного регулирования экономики  путем осуществления налоговых, таможенных и инвестиционных мер по стимулированию отечественного производителя, поддержки развития мелкого и среднего бизнеса, содействия продвижению отечественных товаров на внешних рынках (реклама, организация тематических и постоянных выставок, развитие инфраструктуры).

Для переходной экономики важное значение имеют повышение качества трудовых ресурсов и отечественного менеджмента, научных исследований, усиление связи науки с производством, обеспечение высокой скорости распространения технологических инноваций [2, 265-268 с.].

 

2.2 Условия и факторы экономического роста в Республике Беларусь

 

Пo индексу развития человеческого потенциала ООН Беларусь занимает 61-e место, поднявшись за минувший год на 6 позиций рейтинга и опередив все страны СНГ. В рейтинге национального  благосостояния, охватывающем 90 % населения планеты, Беларусь отнесена к числу стран «в стадии экономического рывка». Страна за предыдущий год шагнула сразу на 30 позиций — с 85-го места она переместилась на 54-е, оставив позади Россию, Украину, Узбекистан, Молдову. В частности, такой показатель, как ВВП на душу населения, у нас соответствует 49-му месту в мире. С 2004 по 2008 год в Беларуси зафиксирован один из самых высоких в мире средний ежегодный рост ВВП на душу населения — в среднем 10,3 %. Из несомненных преимуществ аналитики выделили высокий уровень образованности населения (23-е место) и развитие системы здравоохранения (37-е место). Уровень грамотности в стране составляет 100 %. Еще один положительный момент — индекс доверия граждан, где население продемонстрировало свой традиционно открытый характер.

По обобщенному  показателю «Индекс развития образования  для всех» Беларусь находится  на 41-м месте в мировом рейтинге, опережая ряд стран — членов ЕС (Болгарию, Румынию, Португалию). В соответствии с данными рейтинга национальных бюджетов Всемирного банка Беларусь по уровню бюджетных расходов на душу населения заняла самое высокое место среди стран бывшего СССР. А согласно классификации Всемирного банка Беларусь входит в число стран с уровнем доходов выше среднего [9, 49 с.].

В соответствие с основными положениями Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, одобренными IV Всебелорусским народным собранием, ежегодный прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в текущем пятилетии должен составить 10-11 %, что на четверть выше среднегодовых темпов за предыдущие десять лет(7,4%).

Одним из важнейших  факторов запланированного ускорения  экономического роста должно стать  создание в Беларуси благоприятных  условий для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В этой связи  Программа деятельности правительства  на 2011— 2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров от 18 февраля 2011 года № 216, предусматривает комплексное  совершенствование национального  законодательства, обеспечивающее решение поставленной главой государства задачи по вхождению страны в ближайшие годы в число первых тридцати стран мира с наилучшими условиями ведения бизнеса.

Следует отметить, что целенаправленная работа, которая  проводилась правительством в последние годы по либерализации условии осуществления экономической деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства, ликвидации необоснованных административных барьеров для развития бизнеса, позволила Беларуси переместиться в рейтинге по условиям ведения бизнеса Всемирного банка со 123-го места в отчете «Ведение бизнеса - 2007» до 68-го места в отчете «Ведение бизнеса - 2011» (среди 183 государств - участников исследования).

При этом Беларусь дважды входила в первую десятку стран-реформаторов (в отчетах «Ведение бизнеса - 2009» и «Ведение бизнеса - 2010») и в целом за 2006-2010 годы заняла третье место среди 174 государств - постоянных участников исследования «Ведение бизнеса», которые достигли значительных успехов в создании благоприятной среды для национальных субъектов предпринимательской деятельности.

Эти результаты свидетельствуют о том, что нам  вполне по силам в течение нескольких ближайших лет войти в число  первых 30 стран в рейтингах по условиям ведения бизнеса Всемирного банка и глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Ключевым направлением деятельности правительства по инновационному развитию национальной экономики является формирование, организационное оформление и развитие новых для Беларуси высокотехнологичных производств и отраслей, подготовка кадров в сфере новых и высоких технологий. По итогам текущего пятилетия высокотехнологичный сектор экономики страны будет представлен такими отраслями, как приборостроение, электронная, авиакосмическая, фармацевтическая, микробиологическая и биотехнологическая промышленность, информационные технологии, наноиндустрия, ядерная энергетика.

Развитие этих отраслей предполагается обеспечить на базе интеграции организаций НАН Беларуси, учреждений высшей школы и промышленных предприятии с привлечением иностранных инвесторов и перспективных научных кадров высшей квалификации.

Основным инструментом станет реализация масштабных инновационных  проектов, осуществляемых с участием стратегических инвесторов из числа международных (транснациональных) компаний, работающих в сфере новых и высоких технологий. В рамках реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы планируется привлечь не менее 16 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций, или более половины предусмотренных этой программой финансовых ресурсов.

Учитывая, что  разработка и освоение новых технологий требуют больших объемов финансирования и наличия исследовательских подразделений в составе предприятий, важным направлением технологического развития станет объединение предприятий в холдинги, включающие научные организации, что позволит создать сквозной научно-производственный цикл: исследование - разработка - производство - реализация продукции. Еще одним направлением развития высокотехнологичных производств является создание соответствующей инфраструктуры, включая научно-практический центр по электронике и оптике, научно-технологический парк в области фармацевтики и биотехнологий [8, 34-38 c.].

В Республику Беларусь идет постоянное увеличение притока иностранных инвестиций

В 2011 г. иностранными инвесторами вложено в реальный сектор экономики (без банков) валовых  иностранных инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ), что более чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (рисунок 2).

В 2011 году прямые иностранные инвестиции в Беларуси прогнозируются на уровне $6,4-6,5 млрд. Это предусмотрено указом №596, которым утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2011 год.

Рисунок 2 – Поступление прямых иностранных  инвестиций

В топ-10 2011 года стран-доноров ПИИ в Республику Беларусь: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6%.

Структура прямых иностранных инвестиций направленных в 2011 году в организации по видам экономической деятельности:

  • оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (более 40%),
  • транспорт и связь (более 40%),
  • промышленность (более 7%),
  • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (2,5%),
  • строительство (0,6%),
  • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,2%),
  • гостиницы и рестораны (0,1%) и др.

С 1 января 2010 года функционирует Таможенный союз (ТС) Беларуси, Казахстана и России, действуют  единый таможенный тариф и товарная номенклатура ТС, Комиссии Таможенного союза (КТС) переданы полномочия в сферах таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования, технической политики, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

С передачей  КТС полномочий по управлению единым таможенным тарифом появился реальный рычаг принятия решений по импортным  таможенным пошлинам, отвечающих интересам  всех государств - участников ТС. Достаточный  уровень тарифной защиты позволяет  развивать собственный производственный потенциал, служит стимулом для зарубежных компаний по созданию производств в странах ТС.

Отсутствие  ввозных таможенных пошлин во взаимной торговле создает условия для  роста ее объемов и, соответственно, экспорта. Единые внешнеторговое регулирование в отношениях с третьими странами и политика в сферах технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм гарантируют защиту интересов производителей Беларуси на рынках России и Казахстана.

В связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза с 6 июля 2010 года во взаимной торговле Беларуси, Казахстана и России отменены ранее действовавшие правила определения страны происхождения товаров, таможенное оформление товаров и транспортных средств осуществляется с использованием единых форм документов. На белорусско-российской границе отменен пограничный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль, завершается работа по переносу транспортного контроля на внешнюю границу ТС. Значительно упрощен режим таможенного контроля, когда в отношении товаров из третьих стран  осуществляется выборочный контроль только по отдельным товарным позициям.

Белорусские производители  имеют беспошлинный доступ на рынки  России и Казахстана вне зависимости от происхождения, количества и удельного веса сырья и материалов, которые были использованы при производстве продукции. Это позволяет нашей стране эффективно использовать свои преимущества «сборочного цеха», связанные с выгодным географическим положением, наличием высококвалифицированных трудовых ресурсов и развитой транспортной, энергетической и другой инфраструктуры.

Прогнозируемое  увеличение грузопотоков из третьих  стран через территории государств - членов ТС значительно увеличивает  транзитный потенциал Беларуси. Одним из направлений повышения эффективности его использования является создание на территории нашей страны транспортно-логистических центров, предоставляющих грузоперевозчикам весь комплекс услуг. В республике в этой сфере уже реализуются крупные проекты с участием иностранных инвесторов.

Информация о работе Экономический рост в РБ