Экономический рост и его государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – осуществить анализ факторов экономического роста и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
Задачи данной работы - четкое представление экономического положения в нашей стране и выявление причин ухудшения экономического роста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономический рост: сущность и факторы. 6
1.1 Сущность понятия экономический рост. 6
1.2 Факторы экономического роста. 10
Глава 2. Государственное регулирование экономического роста. 15
Глава 3. Экономическое развитие России 20
3.1 Ключевые факторы экономического роста в Росси. 20
3.2 Экономический рост РФ в 2012 году. 23
3.3Комплекс мер, необходимых для смягчения финансового 26
кризиса в регионах. Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_ekonom_teoria3 (1).doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

Конечно, образовательный  уровень позитивно влияет на эффективность  производства и процессов обучения, повышая восприимчивость работников к новым технологиям, ноу-хау и т. д. Но сам по себе он не гарантирует высоких темпов роста, особенно если в экономике отсутствуют механизмы его генерации. Экономика бывшего СССР, да и современной России представляет в этом смысле яркий пример: доля лиц с высшим образованием в нашей стране была и остается сопоставимой с аналогичными показателями в передовых странах, однако это практически не сказалось на ее экономической динамике. В ряде странах Африки и Азии рост образования достиг за последние четверть века невиданных ранее темпов, однако это практически не сказалось на экономической динамике данных стран. Это подтверждает и опыт Индии, где значительные ресурсы государства направлялись на повышение образования и фундаментальных исследований. Однако индийская модель развития так и не стала эталоном для подражания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Экономический  рост РФ в 2012 году.

Рост ВВП  в 2012 году будет ниже. Такого мнения придерживаются абсолютно все эксперты, включая и Минэкономразвития. Впрочем, в вопросе, сколько конкретно процентов ожидать от экономического роста в следующем году, мнения расходятся.

Еще в декабре  прошлого года Минэкономразвития, повысив  прогноз по росту ВВП в 2011 году с 4,1 до 4,2%, сообщило, что по прогнозам на 2012 год рост ВВП составит 3,7%. Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач отметил, что «весной в соответствии с графиком будут подготовлены новые сценарные условия, тогда и посмотрим, так как будет более ясно, что происходит в еврозоне, что происходит с нефтью и т.д.». Приблизительно такого же мнения придерживаются и представители Сбербанка России. Как сообщили РБК daily в пресс-службе банка, «прогноз Центра макроэкономических исследований Сбербанка на 2012 года: ВВП 3,8—4% в базовом сценарии, 1,2% в пессимистическом».[9,c.35]

В то же время  согласно аналитическому докладу, подготовленному  экспертами «ВТБ Капитал», прогнозируется, что рост ВВП по итогам  2012 года замедлится до 3,5%. «Усиление инфляции и умеренное повышение пенсионных выплат сказались на потребительских расходах и привели к замедлению роста реальных располагаемых доходов в 2011 году», — отмечают аналитики. В первую половину 2012 года они прогнозируют более низкие темпы инфляции и считают, что повышение довольствий военнослужащих приведет к увеличению доходов и потребления. «В то же время инвестиции, стремительно возросшие в конце 2011 года, могут сократиться в связи с замедлением роста кредитования на фоне ограниченной ликвидности», — сообщает «ВТБ Капитал».

Снижение инвестиций в основной капитал отметили и экономисты банка HSBC. «Экспортные отрасли и промышленность в целом уже сильно затормозили свой рост, инвестиции в основной капитал тоже стали притормаживать. В такой ситуации быстрый рост потребления вряд ли продолжится», — считает главный экономист HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов. Более того, сохранение высоких рисков для мировой экономики и финансов, рост политических рисков в России также будет сдерживать рост ВВП. В отношении экономических прогнозов г-н Морозов привел менее оптимистичные цифры. «Мы ожидаем замедление темпов роста российской экономики в течение 2012 года с 3,7% в первом квартале до 2,5% в четвертом», — отметил он.[9,c.36]

Ожидает уменьшение инвестиций и профессор РЭШ Константин Стырин. «За этот год они выросли только на 6% — это не так много, а причин для их роста в следующем году пока нет», — считает он. Г-н Стырин также отметил, что «рост ВВП, наверное, составит порядка 2—3% при условии, что рецессия в Европе, которая уже началась, не будет глубокой». Если все будет развиваться по худшему сценарию, а политические решения в области кризиса еврозоны будут приниматься медленно, то цены на энергоносители снизятся. «Если цены на нефть сильно упадут, то будет неудивительно, если экономический рост может упасть и ниже 2%, так как нефть — наше все», — говорит профессор. В то же время цены на нефть не будут выше, так как они достигли своего исторического максимума. Исключение возможно только в случае, «если начнется конфликт между Ираном и Израилем, так как потенциально любые конфликты на Ближнем Востоке опасны перебоями в поставках нефти», считает г-н Стырин. В таком случае существующая сегодня нефть будет востребована, для того чтобы «сформировать запасы и обезопасить себя», говорит он. Но даже при условии, что цены на нефть вырастут, рост ВВП, по мнению эксперта, не сможет быть больше 3%.[10,c.25]

В то же время  замдиректора института «Центр развития»  НИУ ВШЭ Валерий Миронов прогнозирует, что следующий год будет скромным по темпам роста ВВП, но это будет год роста инвестиций и сил для движения вперед». В целом внутренний и внешний спрос, по мнению г-на Миронова, вырастет на 2%, что и будет примерный рост ВВП. «В этом году внутренний и внешний спрос на отечественную продукцию был меньше, чем рост ВВП (только 1% — рост спроса, остальное — вклад запасов от предприятий), но сейчас снижается и инфляция, и оптимизм насчет будущих продаж, а значит, вклад запасов резко уменьшится», — объясняет эксперт.

Согласны с ростом инвестиций в 2012 году и аналитики Росбанка. Начальник управления исследований и аналитики банка Владимир Колычев отметил, что «в условиях высоких цен на сырье стабильный денежный поток должен поддержать инвестиции госсектора и частных сырьевых корпораций». В то же время частичная отмена повышения ставки страховых взносов может хотя бы отчасти компенсировать негативное влияние роста стоимости кредитных ресурсов на инвестиционную активность несырьевого сектора. По оценке экономического роста в целом г-н Колычев отметил, что Росбанк «ожидает небольшое замедление роста российского ВВП до 3,2% в следующем году». Такого экономического роста будет достаточно для поддержания занятости на текущем уровне и даже позволит несколько снизить уровень безработицы (до 6,5% по сравнению с 6,7% в 2011-м). С точки зрения источников роста основным двигателем российской экономики останется внутренний спрос, а внешний окажется под давлением европейской рецессии. «Тем не менее следует ожидать и некоторого охлаждения темпов роста частного потребления: наблюдаемый с сентября рост процентных ставок в экономике будет способствовать увеличению нормы сбережения домашних хозяйств», — отмечает г-н Колычев.[10,c.27] 

 

3.3 Комплекс мер, необходимых для смягчения финансового кризиса в регионах

В ноябре 2008 г. Аналитический  центр провел экспресс-опрос региональных экспертов относительно глубины проявлений кризиса в регионах страны. Программа опроса предусматривала, прежде всего, оценку масштабов и глубины проявления кризиса в регионах в целом; выявление секторов экономики, в которых финансовый кризис проявился в наибольшей мере; оценку поступления финансовой помощи от федерального центра в регионы в связи с кризисом. Существенное внимание было уделено и оценкам экспертов на 2009г. изменений модели действий организаций реального сектора экономики в условиях кризиса, а также прогнозам возможных изменений в 2009 г. на потребительском рынке и в уровне жизни населения. В опросе приняли участие 720 экспертов из 78 субъектов Федерации. В их состав вошли руководители и специалисты экономических, социальных, финансовых и отраслевых (промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других) региональных ведомств, а также территориальных управлений Банка России и коммерческих банков. Конкретный состав экспертов в каждом регионе определен администрацией субъекта Федерации с учетом письменных рекомендаций Аналитического центра. Результаты опроса, по мнению Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, указывают на необходимость разработки наряду с принятым федеральными властями и Центральным банком России комплексом мер, обеспечивающих смягчение отрицательного воздействия мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие страны, также мер регионального характера. В организационном плане это требует разработки антикризисных программ развития регионов с выделением краткосрочных и долгосрочных мероприятий. Важное место в этих программах прежде всего должны занимать [14стр. 34]:

  • осуществление мер по поддержке занятости в регионах;
  • формирование региональных заказов на продукцию и услуги предприятий и организаций и совершенствование в целом эффективного взаимодействия региональных властей бизнеса;
  • поддержка жилищного строительства;
  • организация общественных работ;
  • реализация мер по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием инноваций;
  • разработка мероприятий по опережающей подготовке и переподготовке кадров;
  • финансовая поддержка экономически наименее защищенной части населения: пенсионеров, школьников, многодетных семей и др.;
  • активное участие в реализации федеральных государственных социально-экономических программ;
  • организация контроля в регионах финансовых потоков, направленных на поддержку как финансовых институтов, так и реального сектора, а также сферы услуг и населения;
  • соучастие регионального бюджета в мероприятиях по оказанию помощи ЖКХ;
  • приостановление наименее эффективных региональных и муниципальных программ;
  • совершенствование системы стимулирования качества производимой продукции в регионах и импортозамещения;
  • осуществление мер по гарантированию возраста средств региональным финансовым институтам, кредитующим реальный сектор экономики;
  • выкуп ипотечных кредитов у банков;
  • адресная финансовая поддержка наиболее значимых для регионов предприятий, в том числе градообразующих, которые не могут реализовать свою продукцию;
  • упрощение регионального налогообложения малого бизнеса;
  • разработка и внедрение прогрессивных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса;
  • развитие инфраструктуры регионального рынка и производственной кооперации;
  • улучшение межрегиональных взаимодействий.

В условиях кризиса  необходимо изменить подходы к управлению и принятию решений. Важно быстро реагировать на происходящее, чтобы  управленческие воздействия были своевременными. Так, меры по поддержке фондового рынка неоправданны, если кризис приобрел затяжной характер и распространился на реальный сектор. Они лишь ведут к потере финансовых ресурсов, усиливая спекулятивную активность на рынке. В условиях жесткого рационирования ресурсов их надо расходовать наиболее эффективным образом. Для этого нужно включать в состав органов, принимающих решения, людей, имеющих опыт работы в кризисных условиях и проведения реформ как на корпоративном, так и на государственном уровне. Необходим общественный диалог между государством, бизнесом и населением. Это позволит обеспечить лиц, принимающих решения, достоверной информацией о процессах, происходящих в экономике, оценить результативность принимаемых решений и реализуемых мер, а также сформировать эффективную коммуникационную политику, снижающую социальную напряженность [15стр29-30]Таким образом, модернизационные силы в стране есть. Они не консолидированы и скорее всего их активность проявится лишь после кульминации кризиса, когда станет ясно, что его дно достигнуто.Проанализировав экономическое развитие России можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в России наблюдается экономический кризис, который наносит большой ущерб стране в целом. Государством разрабатываются антикризисные программы, которые помогут смягчить все последствия кризиса. Реализуемые антикризисные меры и принципы соответствующих решений требуют совершенствования. Осуществление ряда дополнительных мер позволит адекватно противостоять выявленным вызовам. Стержнем предстоящей модернизации должна стать инновационная экономика, опирающаяся в том числе на реформирование институтов собственности и судебной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экономический рост измеряется темпами роста ВВП или темпами его прироста. В первом случае за основу берется объем ВВП в предшествовавшем году, принятый за 100%, во втором – объем производства, равный на начало года нулю. Однако как сами абсолютные величины ВВП, так и их изменение с течением времени указывают на экономическую мощь страны и ее динамику. Однако социально-экономическое благополучие нации, уровень жизни населения измеряются удельными показателями. В частности, ВВП, приходящийся на душу населения. ВВП страны, разделенный на численность ее населения, позволяет определить величину ВВП, приходящуюся на одного человека (подушевой показатель).

Факторы экономического роста. Экономический рост определяется такими факторами предложения, как природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технология. Ускорение экономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличения масштабов использования ресурсов производства. Это называется экстенсивным ростом. Особенно большие возможности для ускорения роста открывает использование таких факторов, как повышение капиталовооруженности труда; совершенствование технологии производства на основе достижений науки и техники; улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных ресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п. Эти факторы обеспечивают интенсивный рост, значение которого со временем повышается. Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом численности населения и убывающей предельной производительностью факторов производства.

 

Рассмотрев выше изложенные проблемы, можно сделать вывод, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать и о негативных факторах экономического развития, таких, как экологическая проблема. А чтобы добиться наибольших результатов, необходимо использовать разработки ученых разных направлений.

Но, все же, главный  вопрос, который возникает по результатам  проведенного исследования состоят  в том, каковы реальные возможности  российской экономики и в дальнейшем обеспечивать опережающую динамику качественной компоненты роста. Наша позиция и оценка состоит в том, что поскольку период выбраковки неэффективных производств практически завершен, а трансформационные факторы роста рыночного качества продукции в российской экономике практически исчерпаны, главной составляющей качественных приращений российской экономики в перспективе является технический прогресс. Таким образом, у России нет других инструментов обеспечения высокой динамики производства и экономического прорыва в будущее кроме науки и инвестиций.

 

 

 Список использованных источников

  1. Морозова Т.Г. //Государственное регулирование экономики// Москва, изд.:Юрист. 2009г.
  2. Орешин В.П. //Государственное регулирование национальной экономики// Москва, изд.:Юрист. 2009г.
  1. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики / Р.М. Нуреев. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 240 с.
  1. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2006. – 301 с.
  2. Амосов А. О предпосылках устойчивого экономического роста / А. Амосов // Экономист. – 2005. – № 10. – с.16-24.
  1. Российская газета № 47 (4871), Шпаро, Д.И, 19-25 марта 2009г.
  1. Российская газета № 52 (4876), Ямшанов, Б. А, 26 марта – 1 апреля 2009г.
  1. Журнал «Экономист». 2007. №1Сергеев И., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования. с46-55
  1. Журнал «Вопросы экономики» № 4 апрель 2010. Гл. ред. Л.И. Абалкин, М.: Институт экономики РАН. – с.35-37
  2. Журнал «Экономист» № 4 апрель 2011. Ред. кол.: П.А. Игнатовский, С.С. Губанов, Р.А. Кучуков, В.И. Кушлин, Б.П. Плышевский, А.З. Селезнев, А.Т. Спицын, М. - с.25-29
  3. Энтов Р., Луговой О., Астафьева Е., Бессонов В., Воскобойников И., Турунцева М., Некипелов Д. Факторы экономического роста российской экономики – М.; ИЭПП 2009г.

Информация о работе Экономический рост и его государственное регулирование