Экономический рост и бедность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание

Экономический рост – в узком смысле: это процесс, который рождается на стадии непосредственного производства, приобретает устойчивый характер на остальных стадиях общественного производства, приводит к количественному и качественному изменению производительных сил, увеличению общественного продукта за определенный период времени и росту народного благосостояния.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ФАКТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ 4
ГЛАВА 2. БЕДНОСТЬ: ПРИЧИНЫ И ПОКАЗАТЕЛИ 14
ГЛАВА. 3. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ БЕДНОСТИ В РФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

     2) наличие капитала: Основной капитал  включает и жилой фонд, потому  что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами. Последнее утверждение может показаться не совсем обычным, однако важно помнить, что современная экономическая теория трактует все факторы производства как оказывающие производительные услуги.

         Фабричные здания и конторы  с их оборудованием являются  факторами производства, потому  что работники, вооруженные большим  количеством машин, будут производить  больше товаров. Товарные запасы  также вносят свой вклад в  производство.

         Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от нормы накопления, тем больше (при прочих равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размера уже накопленных активов, – чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста.

     Примерно 19 % - почти 4/5 - ежегодного прироста реального национального дохода за период 1929-1982 гг. в США определялось увеличением капиталовложений. Отмечается, что именно объем основного капитала, приходящийся на одного работника, является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. Если за определенный период возрастал объем капиталовложений, а численность рабочей силы увеличилась в большей степени, то производительность труда будет падать, так как сокращается капиталовооруженность каждого работника;

     3) уровень технологии: технический  прогресс включает в себя не  только совершенно новые методы  производства, но и новые формы  управления и организации производства, новые информационные технологии. Под техническим прогрессом подразумевается открытие новых знаний, позволяющих по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. При этом, как правило, возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономического роста. Но вклад этого фактора может быть со знаком минус. Многие экономисты подчеркивают, что такие законодательные мероприятия, как введение штрафов и налогов на загрязняющие природу предприятия привели к снижению выпуска соответствующей продукции и сдерживали экономический рост. В связи с этим встает вопрос о качестве экономического роста. На практике технический прогресс и капиталовложения (инвестиции) тесно взаимосвязаны: технический прогресс часто влечет за собой инвестиции в новые машины и оборудование;

     4) количество и качество природных  ресурсов: данный фактор с трудом  поддается количественной оценке, хотя и значительно влияет  на темпы экономического роста. Так, не приходится сомневаться в том, что обширные запасы разнообразных природных ресурсов, которыми обладают США, внесли весомый вклад в экономический рост страны. В США имеется изобилие плодородных земель, здесь в меру благоприятные климатические и погодные условия, вполне достаточные запасы основных минеральных и энергетических ресурсов. Хотя обилие природных ресурсов является мощным позитивным фактором экономического роста, это вовсе не означает, что страны с недостаточными запасами обречены на невысокие темпы экономического роста. Известно, что в Японии природные ресурсы ограничены, но темпы экономического роста этой страны в послевоенный период были значительными. С другой стороны, некоторые наиболее экономически отсталые страны Африки и Южной Америки обладают существенными запасами природных ресурсов. Проблема развития природных ресурсов сливается с проблемой усовершенствования техники для более рационального использования ресурсов, снижения материалоемкости продукции и с проблемой обеспечения оборудования и орудий для использования и обнаружения этих ресурсов.

     Зависимость экономического роста от этих факторов прямая. Действительно, факторы предложения  делают рост производства физически  возможным: лишь доступность большего количества лучших по качеству ресурсов позволяет увеличивать производство реального продукта.

     К факторам спроса относятся такие, которые  повышают совокупный спрос общества на производимую продукцию (заработная плата, налоговая политика государства, склонность населения к сбережению) и этим стимулируют ее рост.

     К факторам распределения относят  именно распределение природных, трудовых и финансовых ресурсов страны, которое  должно быть организовано таким образом, чтобы в большей степени способствовать экономическому росту (приросту продукции, улучшению ее качества и совершенствованию производства).

     Говоря  о факторах, способствующих экономическому росту, нельзя не отметить и те, которые  сдерживают рост производительности труда  и реального национального дохода. К ним относится различная законодательная деятельность в области охраны труда, окружающей среды и т. д. Опыт мирового экономического развития в течение последних 20 лет отчетливо демонстрирует, что мягкая денежная политика воздействует на экономический рост угнетающе, а жесткая денежная политика - благотворно. Чем выше темпы денежной эмиссии, тем ниже темпы экономического роста. При превышении среднегодовыми темпами денежной эмиссии рубежа в 35% годовых экономический рост прекращается и начинается экономический спад. Во многих странах мира значительная часть национального продукта производится на государственных предприятиях. Сопоставление доли производства в ВВП на государственных предприятиях с темпами прироста реального ВВП на душу населения показывает отрицательное воздействие государственного предпринимательства на экономический рост. При минимальных размерах государственного предпринимательства (7% ВВП) темпы экономического роста достигают максимума (1. 5% в год). С увеличением масштабов государственного предпринимательства темпы экономического роста падают, они становятся отрицательными, при превышении объема производства на государственном предприятии уровня 20% ВВП. Отмечается, что, и значительные размеры государственного потребления препятствуют быстрому и устойчивому экономическому росту.

     Усиление  государственного вмешательства в  дела частного бизнеса, касающиеся вопросов загрязнения среды, правил безопасности и охраны здоровья, потребовало увеличения расходов на очистные сооружения, на улучшение  условий труда. Тем самым отвлекались средства от инвестиций в основной капитал, необходимый для повышения производительности труда. Среди прочих факторов, отрицательно влияющих на экономический рост, можно назвать недобросовестное отношение к труду и хозяйственные преступления, прекращение работы во время трудовых конфликтов, воздействие неблагоприятных погодных условий на сельскохозяйственное производство.

   ГЛАВА 2. БЕДНОСТЬ: ПРИЧИНЫ  И ПОКАЗАТЕЛИ

 

     Проблема  бедности во многих странах была и  остается острой темой среди всех слоев населения. Но для России она является особенно актуальной. Нимало научных и художественных произведений написано по данному вопросу да и, наверное, не существует человека, не обеспокоенного этим  разлагающим явлением общества. Однако, ни в одном экономическом словаре не приводится определения этого понятия, хотя я считаю бедность в большей мере экономическим фактором. В «Большом энциклопедическом словаре» приводится лишь определение понятия «беднота», но оно не является исчерпывающим.Для того, чтобы бороться с бедностью и пытаться её искоренить, необходимо знать причины этого явления. Не раз проводились социологические опросы, которые выявили мнение населения о причинах бедности в России, среди них отмечаются: правительство, коррупция, лень, национальный менталитет, пьянство, мафия, монополизм.  Я бы хотела рассмотреть главные причины бедности в России.

     Около 50% опрошенных отметили коррупцию самой  главной причиной бедности в России. И это неудивительно, ведь коррупция- страшное явление, разлагающее общество, затрагивающее все его слои и практически не поддающееся истреблению в нашей стране. А между тем, коррупция имеет ряд очень неблагоприятных и даже ужасающих последствий:

     -Коррупция  расширяет теневую экономику,  что сокращает поступления в  бюджет и лишает государство рычагов управления.

     - Коррупция разрушает конкуренцию,  так как взятка обеспечивает  предоставление неконкурентных  преимуществ.

     - Коррупция лишает государство  возможности обеспечивать соблюдение  честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства как арбитра и судьи.

     В экономической и статистической литературе используются различные  подходы для измерения бедности. Подавляющее большинство исследователей считает, что к бедным относятся  те, чьи доходы ниже границы бедности. При этом граница бедности представляет собой объективно определенную величину дохода, рассчитанную исходя из национальных или субнациональных минимальных норм потребления материальных благ и услуг.

     Такой подход к оценке бедности предполагает использование перечня товаров (с указанием их количества), которые составляют минимальную потребительскую корзину, а также источников информации о ценах на них.

     Этот  метод оценки бедности используется в Российской Федерации. В качестве границы бедности рассчитывается прожиточный минимум, представляющий собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум в Российской Федерации регулируется федеральным законом, который вступил в силу с 1 января 1998 г. и Методическими рекомендациями по определению минимальной потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и ее субъектам, утвержденными Правительством РФ в феврале 1999 г. Закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении государственных гарантий при получении гражданами России минимальных денежных доходов и осуществлении других мер их социальной защиты. Данный закон использует такие понятия:

     ? минимальная потребительская корзина  (минимальный набор продуктов  питания, непродовольственных товаров  и услуг, необходимых для сохранения  здоровья человека и обеспечения  его жизнедеятельности);

     ? прожиточный минимум (стоимостная  оценка потребительской корзины  плюс обязательные платежи и  сборы);

     ? семья (лица связанные родством  или свойством, совместно проживающие  и ведущие совместное хозяйство);

     ? основные социально-демографические группы населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

     В соответствии с этим законом прожиточный  минимум используется в качестве критерия оценки уровня жизни населения  при разработке и реализации социальной политики, федеральных и региональных социальных программ; для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсии по старости, размеров стипендий, пособий, других социальных выплат, включая оказание необходимой государственной помощи малоимущим гражданам; а также при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Закон устанавливает, что потребительская  корзина определяется для основных социально-демографических групп  населения в целом по России и  субъектам Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых Правительством России с участием профсоюзов. Потребительская корзина в целом по стране устанавливается федеральным законом, а в субъектах Федерации — их законодательными органами. При этом региональные разработчики потребительской корзины ориентируются на учет природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. Все проекты потребительских корзин должны проходить экспертизу.

     Величина  прожиточного минимума рассчитывается Госкомстатом России на душу населения  в целом по стране и по субъектам  Федерации ежеквартально с использованием утвержденных потребительских корзин и потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также данных о расходах населения по обязательным платежам и сборам. Расчеты осуществляются по всему населению и по основным социально-демографическим группам. Величина прожиточного минимума утверждается правительством, а в субъектах Федерации — органами исполнительной власти. Закон определяет, что соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете.

     Семья (или одиноко проживающий гражданин) имеет право на получение государственной  социальной помощи и считается малоимущей (малоимущим), в случае, если среднедушевой доход (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и условия получения малоимущими гражданами государственной социальной помощи устанавливается законодательством России и законодательством соответствующего субъекта Федерации.

     Как правило, в статистической литературе соотношение размеров социальных гарантий, предоставляемых государством населению, выражается коэффициентом — отношением между разными видами социальных гарантий и величиной прожиточного минимума для определенной социально-демографической группы населения (трудоспособные, пенсионеры, дети). Оценки бедности с использованием метода прожиточного минимума позволяют конструировать границу бедности для домохозяйства в целом и учитывать при этом размеры прожиточных минимумов всех его членов.

Информация о работе Экономический рост и бедность