Экономический кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание

Подъемы и спады экономического развития существуют столько же времени, сколько существует экономика. В древности основным фактором циклического развития была природа: «тучные» года сменялись голодными, и люди не могли с этим ничего поделать. В современном обществе роль природных факторов уже не столь существенна, поскольку человечество научилось нивелировать катастрофические последствия многих природных катаклизмов. Однако волнообразный характер экономической динамики никак не удается ни предсказать, ни преодолеть, хотя общество заинтересовано в том, чтобы экономика в целом и ее атрибуты – темпы роста, качество жизни населения, доходы и т.п. – прирастали равномерно.

Содержание

Введение 2
I. Теоретические аспекты понятия экономический кризис 3
1. Теоретические основы кризиса 3
2. Классификация кризисов. 10
3.Факторы, влияющие на течение кризисов 15
4. Воздействие кризисов на экономику. 16
II. Экономический кризис в России и его специфика 18
1. Начало первого российского кризиса. 18
2. Анатомия современного экономического кризиса в России. 20
3. Особенности современного экономического кризиса. 23
4. Сравнение с кризисом 1998 г. 26
III. Влияние кризиса и выход из ситуации 29
1. Влияние экономического кризиса на состояние экономики. 29
2. Пути выхода из кризиса. 32
3. Приоритеты и направления государственной антикризисной политики. 34
IV. Влияние экономического кризиса на строительную отрасль в России. 39
Заключение 42
Список использованной литературы 43

Работа состоит из  1 файл

кр.docx

— 277.91 Кб (Скачать документ)

    Необходимый для быстрого экономического роста размер фонда накопления (в 2–3 раза больше нынешнего) требует сокращения доходов наиболее состоятельных слоев как минимум в шесть раз, а также значительного сокращения доходов и средних слоев. Тяжесть и продолжительность кризиса определяются также разрушенностью всех элементов экономики, необходимых для преодоления экономической отсталости.

    Единственный  путь выхода из кризиса – это переход к мобилизационной модели экономики. Только так, к сожалению, ввиду жесткости и даже жестокости этой модели, как показывает изученный исторический опыт за три столетия, России до сих пор удавалось выйти из таких кризисов9.

    Переход к мобилизационной модели будет  означать и значительное усиление роли государства в экономике, которое, в связи со слабостью частного сектора, всегда было в России основным субъектом модернизации экономики. Но не только сильного, но и умного государства. Для этого требуется обновление правящего слоя – пожалуй, самая  сложная задача ввиду огромного  сопротивления этому обновлению и малых ресурсах для него при  упадке образования в стране и  утечке мозгов в постсоветский период, деградации нравственных основ общества. И, конечно, воспитание в членах общества (в том числе в правящем слое) не только понятия о своих правах, но и обязанностях перед обществом, которое почти исчезло в постсоветский  период.

    В отличие от западных стран, где мировой  кризис ставит вопрос о переходе от либеральной к дирижистской модели рыночной экономики, которые в ХХ веке периодически сменяли друг друга, в России, вполне вероятно, этот кризис поставит вопрос об отказе от обанкротившейся  капиталистической системы и  замене ее социалистической, модифицированной, разумеется, по сравнению с прежним  образцом.

    Социализм принес России наряду со многими преступлениями и огромные достижения. Капитализм – пока только огромные потери и  ничтожные по сравнению с ними достижения. Правда, к счастью, обошлись без массовых репрессий, но демографические  потери тоже очень значительны. А  ведь нашему «капитализму» не пришлось решать колоссальнейших по сложности задач индустриальной модернизации, и развивался он в исключительно благоприятной внешней обстановке.

Новому  социализму, однако, придется решать во многом те же задачи, что и сталинскому  руководству – преодоление в  кратчайшие сроки экономической  и военной отсталости при негодном государственном аппарате и апатичном, хотя и более образованном, населении. 

    1. Приоритеты  и направления  государственной  антикризисной политики.
 

Оперативным и действенным ответом российских властей на последствия экономического спала стала Программа антикризисных  мер Правительства Российской Федерации  на 2009 г. Благодаря ее реализации, а  также реализации региональных проблем  по снижению напряженности на рынке  труда удалось не допустить высвобождения  около 3 млн. человек, которые потенциально могли стать безработными. Тем  самым удалось избежать резкого  скачка регистрируемой безработицы.

      Не  произошло и значительного «всплеска» масштабов бедности Вместе с тем  надо признать, что запас прочности» антикризисных мер не бесконечен. В случае дальнейшего ухудшения  мировой конъюнктуры, падения спроса на российские товары и услуги, снижения цен на российские энергоносители, отсутствия внятной политики по структурной  перестройке экономики и модернизации неконкурентоспособных отраслей ситуация в плане увеличения числа бедных может ухудшиться.

С учетом этих угроз основные задачи экономической  политики государства в краткосрочной  перспективе:

  • поиск и реализация мер по дальнейшему смягчению негативных социальных последствий кризиса в условиях, когда бюджетные ресурсы существенно ограничены и, несмотря на уже реализуемые антикризисные меры, динамика безработицы и бедности далека от благоприятной.
  • оживление экономики, возобновление экономического роста; только в условиях увеличения инвестиций и усиления предпринимательской активности можно рассчитывать на создание новых, адекватных требованиям НТП рабочих мест, обеспечивающих стабильную и защищенную занятость, достойный уровень оплаты труда.
 

Борьба  с бедностью не может быть сведена  к проведению «ограниченных» мер  воздействия. Стратегия преодоления  бедности должна основываться на комплексном  подходе, предполагающем реализацию широкого спектра мер воздействия на различные  формы проявления бедности. Углубление экономического кризиса обусловливает  возрастание требований к качеству рабочей силы, определяемых развитием  рынка труда, структурной перестройкой экономики и переходом к инновационным технологиям. Это - уровень образования и квалификации работников, их возможность работать в конкурентной среде, быстро реагировать на происходящие на производстве технологические изменения, способность к повышению квалификации и даже переобучению на другую специальность в соответствии со складывающейся конъюнктурой и др. Стержневыми направлениями государственной социальной политики по предотвращению роста бедности является реализация следующих взаимосвязанных мер: 

     1. Инвестиции в человеческий капитал всего населения – как бедного, так и небедного или, другими словами, развитие сектора государственных социальных услуг (образование, здравоохранение, физическая культура, жилье), повышение доступности и охвата ими населения и совершенствование их качества. Международный опыт свидетельствует, что важная роль в сокращении бедности принадлежит таким аспектам благосостояния, которые непосредственно не измеряются уровнем доходов. 

     2. Активная политика на рынке труда и государственная поддержка сферы занятости:

– сокращение низкооплачиваемой занятости и  маргинальных рабочих мест и реализация комплекса мер по созданию новых, высокооплачиваемых и защищенных

рабочих мест, обеспечивающих зарплату не ниже ПМ трудоспособного населения . Помимо создания рабочих мест, важным путем  выхода из бедности является изменение  структуры занятости в пользу более квалифицированного труда  и связанное с этим повышение

квалификации  и качества рабочей силы. В этом случае размер получаемой заработной платы будет выступать как  главная гарантия от бедности;

– усиление взаимосвязи рынка труда и  профессионального образования, приспособление профессионального образования  к потребностям рынка труда, кардинальное повышение качества образования  и профессионального обучения в  учебных заведениях. Опережающее  профессиональное обучение и переподготовка как занятых, но ищущих работу, так  и безработных

под создаваемые  рабочие места. Многопрофильность  образовательных программ, обучение и переобучение граждан так называемым интегрированным профессиям (специальностям). В системе высшего профессионального  образования, наряду с получением основной

специальности, следует организовать освоение рабочих  профессий, близких к вузовской  специальности;

– реализация превентивных мер против безработицы, особенно в отношении групп наибольшего  риска стать безработными, например, работников предприятий, близких к  банкротству, низкоквалифицированных работников, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и др. Участие безработных  в различных программах занятости необходимо тесно увязывать с периодами их безработицы и уровнем квалификации;

– социальная защита молодежи от безработицы является одним из важнейших приоритетов  государственной политики занятости  и социальной политики в целом.

– развитие малого и среднего бизнеса является очень важным для создания рабочих мест, обеспечения занятости населения, снижения уровня его бедности. Перспективными направлениями содействия занятости безработных граждан является их вовлечение в сферу

предпринимательства, самозанятость;

– стимулирование роста сельскохозяйственного производства, ускоренное развитие сельского хозяйства, АПК в целом, особенно предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, обеспечение занятости на несельскохозяйственных работах – основной путь создания новых рабочих мест, расширения сферы занятости и, следовательно, роста доходов и снижения

бедности  сельского населения. Важное значение имеет также развитие инфраструктуры услуг в сельской местности и повышение их качества;

– улучшение  условий труда также является важным направлением снижения уровня бедности, так как профессиональные заболевания работающих членов семьи и травматизм на рабочем месте являются очень существенными факторами, усиливающими риски «попадания» всей семьи в состояние бедности. Для этого необходимы меры по адекватной защите здоровья и обеспечению безопасности на рабочем месте, улучшению охраны труда. 

     3. Защита доходов населения - заработных плат, пенсий, пособий, стипендий:

– увеличение размеров основных социальных гарантий, установленных законодательством  Российской Федерации и, в более широком плане, увеличение социальных трансфертов и расходов;

– проведение ежегодной индексации большей части этих гарантий, прежде всего направленных на поддержку детей, матерей, семьи, студенчества, пенсионе-

ров;

- установление  минимального размера оплаты  труда в привязке к прожиточному минимуму;

- активизация  механизмов социального партнерства;

- проведение  политики «зарплатного паритета, равновесия» между работниками  бюджетной и небюджетной сферы  (сближение среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами зарплаты во внебюджетной

сфере);

- более  эффективное использование института  налогообложения (переход от плоской  к прогрессивной шкале налогов на заработную плату, увеличение налогов на предпринимательскую деятельность, введение налогов на покупку недвижимости, престижных и дорогих транспортных средств, введение (увеличение) налогов на собственность и доходы от нее).

     4. Развитие института микрофинансирования, получившего широкое распространение в ряде странмира, в том числе развитых, как особой стратегии по расширению возможностей занятости, повышению доходов населения и снижению уровня бедности, т.е. создание финансовых систем, которые обслуживают бедных, оказывают финансовые услуги для бедного населения. Его

основная  форма – микрокредитование, которая  является первой ступенью предпринимательской деятельности, начальным шагом проявления инициативы для создания

микропредприятий. Социально-экономический эффект от данной формы поддержки малого бизнеса состоит в том, что микропредприниматели становятся менее зависимыми от различных форм социальной поддержки и в силах сами прокормить себя и свою семью. Тем самым

снижается нагрузка на государство по социальной поддержке «бывших бедных». В  России этот институт находится на этапе становления. 

     5. Политика «толерантности» к неформальному сектору экономики. Мировой опыт также показывает, что в условиях экономических трудностей неформальный сектор экономики может выступать как их амортизатор - «поглощает», то есть обеспечивает занятость и доходы, не только часть официально работающих (через вторичную занятость), но и значительную часть полностью и «частично» безработных (вынужденно работающих на условиях неполного рабочего времени или

отправленных  в административные отпуска). Неформальная занятость – это не только снижение

фактической безработицы. Она способствует заполнению не престижных, не привлекательных  с точки зрения условий и оплаты труда рабочих мест. Поэтому в переживаемой в настоящее время Россией нестабильной экономической ситуации неформальный сектор следует рассматривать в качестве фактора, обеспечивающего новые возможности для трудоустройства бедных и неквалифицированных людей и получения ими доходов и, следовательно, способствующего снижению уровня бедности. Основа государственной политики по отношению к

данному сегменту экономики - более полный учет производимой продукции и услуг  в неформальном секторе экономики, домашних предприятиях и соответствующих

доходов населения. Вместе с тем, необходимы разработка и апробация методики измерения бедности, включающей в  качестве неотъемлемого компонента оценку доходов от теневой экономики. 

     6. Социальная защиты населения – одно из ключевых направлений сокращения бедности и снижения экономического неравенства населения. Она невозможна без совершенствования функционирования систем социального страхования и социальной помощи, направленных, соответственно, на улучшение финансовой устойчивости и повышение охвата и адресности этого

Информация о работе Экономический кризис