Экономические системы общества. Основные направления и критерии развития»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы экономической системы 5
1.Понятие экономической системы 5
2. Типы и модели экономических систем 7
2.Три основных вида экономических систем 12
1.Административно-командная экономическая система 12
2. Рыночная экономическая система 15
3. Смешанная экономическая система 19
3.Государственное регулирование рыночной экономики 26
1.Экономические системы: формационный и цивилизационный

подходы 26
3.2 Необходимость государственного регулирования рыночной

экономики 27

Заключение 31

Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Копия курсовая по экономике2.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

         Под «невидимой рукой» рынка, позволяющей рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей со времен Адама Смита, экономисты подразумевают механизм цен. Именно цены, складывающиеся в процессе конкуренции на рынке, служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о соотношении предложения товаров и спроса на них.

        Рынки, основанные на конкуренции, являются самым эффективным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

        Достоинство конкуренции состоит в том, что только с помощью производства лучших по своим качествам товаров или менее затратных товаров, можно победить конкурентов. В конкуренции покупателей за дефицитный товар с наименьшими затратами одерживают верх те, чья собственная деятельность ценится рынком особенно высоко и лучше оплачивается, что позволяет предложить за товар наивысшую цену.

        Рыночная система в силу особенностей своего функционирования обладает также рядом недостатков, называемых в экономической теории провалами (слабостями) рынка.

       Основными недостатками рыночной системы являются: значительный разрыв между доходами различных слоев населения, неспособность в рамках системы производить достаточное количество так называемых общественных благ, возможная монополизация рынка и др.[15 c21]

         В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными интересами: экономический субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений.

        Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу передвижения в пре­делах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.[2 c83]

        Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система  благоприятствует эффективности использования  ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь очень  мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс.

        Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на постав­ленные выше фундаментальные вопросы? Это тоже сложный вопрос: любой полный ответ на него неизбежно выходит за пределы фактов и вступает в царство ценностных суждений. Но отсюда следует, что научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы. 

2.3. Смешанная экономическая система

        Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается как необходимая составляющая свободного по­рядка вообще) и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости – отражается в понятии "социальное рыночное хозяйство".

        Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе производства и торговли, свободе соревнования.

        Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это, прежде всего, укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность. Экономические механизмы при смешанной экономической системе представлены на рисунке 2. 

Рис. 2. Рыночный механизм в смешанной экономике [9 c.26] 

        Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:

обеспечение экономического роста и экономической стабильности;

социальная  обеспеченность и социальная справедливость;

содействие  конкуренции;

обеспечение политической стабильности.

        В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

       Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение.

        Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:

— смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;

— смешанная  экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

        Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.

        Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство.

Смешанная экономика представляет собой одновременное  сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал [14 c.15].

        Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных  элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика является целостной  системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частной хозяйственной инициативы – социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов.

        В разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

        Американская модель – это либеральная модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночного конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации [7 c 48].

         Немецкая модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В немецкой экономической модели государство не устанавливает экономические цели – это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, оно создаёт надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в немецкой модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику [7 c 53].

        Немецкая модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:

индивидуальная  свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь, это  условие обеспечивается актив­ной  государственной политикой поддержания  конкуренции; социальное равенство – рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве, антициклическое регулирование, стимулирование технологических и организационных инноваций, проведение структурной политики, защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности немецкой модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Информация о работе Экономические системы общества. Основные направления и критерии развития»