Экономические поведение и его типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:39, доклад

Описание

экономическое мышление - взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Основные факторы формирования Э.М. субъекта - многообразные формы собственности, в рамках которых субъект осуществляет свою деятельность; другие субъекты экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует; разнообразие взаимодействующих субъектов (предприятия различных форм собственности, банки, инвестиционные фонды и др.); интенсивность, поливариантность и качественная специфика связей; направленность и сила этих связей и др. Чем более значительными являются факторы формирования Э.М., тем более глубокой становится включенность социального субъекта в экономическую практику, в результате которой компоненты Э.М. объективируются и со временем могут быть включены в сферу экономического сознания.

Работа состоит из  1 файл

НОУ СПО Московский кооперативный техникум.docx

— 27.27 Кб (Скачать документ)
 
 

НОУ СПО Московский кооперативный техникум

    имГ.НАльтшуля 
     
     
     
     

    Доклад  по экономической  теории

    На  тему: «Экономические  поведение и его типы » 
     
     
     
     
     

Подготовил

    Волков  Даниил

    Преподаватель

    В. С.  
     

    Мытищи 2011

 

 
 
 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ 
 
 
 
 

   - поведение,  связанное с перебором экономических  альтернатив с целью рационального  выбора, т.е. выбора, в котором  минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Предпосылками Э.П. выступают экономическое сознание, экономическое мышление , экономические интересы , социальные стереотипы .  
 

    экономическое сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности.

   экономическое мышление - взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Основные факторы формирования Э.М. субъекта - многообразные формы собственности, в рамках которых субъект осуществляет свою деятельность; другие субъекты экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует; разнообразие взаимодействующих субъектов (предприятия различных форм собственности, банки, инвестиционные фонды и др.); интенсивность, поливариантность и качественная специфика связей; направленность и сила этих связей и др. Чем более значительными являются факторы формирования Э.М., тем более глубокой становится включенность социального субъекта в экономическую практику, в результате которой компоненты Э.М. объективируются и со временем могут быть включены в сферу экономического сознания. 
 
 
 

   При этом каждый феномен по-своему формирует тот  или иной тип Э.П. Так, например, техника  экономического мышления - это некая  предпосылка, которой человек руководствуется  в своем поведении. Исходя из баланса  рациональности и эмоциональности  своего мышления индивиды предпринимают  лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (т.е. пользу за вычетом возможных затрат, связанных  с этими действиями). В общении  между собой, особенно по поводу распределения  и потребления ограниченных экономических  ресурсов, субъекты преследуют свои экономические  интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка  их Э.П., позволяющая во многом его  предсказывать. Действуя в собственных  интересах, люди создают возможность  выбора для других, и общественная координация формируется как  процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим  в ходе их взаимодействия. Существует несколько моделей Э.П. индивидов, содержащих механизмы общественной координации. 
 
 
 

Первая  модель. Виды экономического поведения

 
 

 Основанная на методологии английского экономиста и философа А. Смита, строится на признании компенсаторной роли заработной платы в качестве основы Э.П. субъекта. Функционирование модели детерминируется пятью главными условиями, которые "компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:  

1) приятность или  неприятность самих занятий; 

2) легкость и дешевизна  или трудность и дороговизна  обучения им;

3) постоянство или  непостоянство занятий; 

4) большее или меньшее  доверие, оказываемое тем лицам,  которые занимаются ими; 

5) вероятность или  невероятность успеха в них".  

Эти условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их Э.П.

   Анализ Э.П. индивида, в контексте методологии  А. Смита, показывает, что в отечественной  экономике в процессе становления  рыночных отношений явно доминируют два базовых типа Э.П. индивидов: дорыночный и рыночный. Дорыночный тип поведения характеризуется формулой "гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат", или "минимум дохода при минимуме трудовых затрат". В целом для носителей дорыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием социальных стереотипов, выработанных в годы советской экономики.

   Рыночный  тип поведения характеризуется  формулой "максимум дохода ценой  максимума трудовых затрат". Он предполагает высокую степень экономической  активности со стороны индивида, понимание  им того, что рынок предоставляет  возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям. Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной  мере зависит от хода экономических  реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов.

   Неизбежные  издержки формирования рынка труда  привели к возникновению еще  одного типа Э.П. - псевдорыночного. Псевдорыночный тип экономического поведения характеризуется формулой "максимум дохода ценой минимума трудовых затрат". Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вторая  модель. Стратегия профессионального поведения 

Основанная на методологии американского экономиста П. Хейне, исходит из того, что экономический образ мышления имеет четыре взаимосвязанные особенности:

    1. люди выбирают;
    2. только индивиды выбирают;
    3. индивиды выбирают рационально;
    4. все общественные отношения  можно трактовать как рыночные отношения.
 

    Названные  условия создают определенный  баланс действительных или воображаемых  выгод и издержек, на которых  основывается рациональный выбор  индивида. Делая этот выбор, индивид  предпринимает действие, которое  принесет ему в соответствии  с его ожиданиями наибольшую  чистую пользу. При этом чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше вероятность того, что он будет рациональным.

   Необходимыми  свойствами-ограничениями экономической  теории П. Хейне являются, во-первых, признание безусловной рациональности человека; во-вторых, абсолютизация рационального выбора; в-третьих, акцентирование внимания на возможности осуществления выбора единичным индивидом. Осуществляя рациональные выборы, основанные на ожидании чистой выгоды, индивиды предпринимают определенные действия, прогнозируемые другими людьми. Когда пропорция между ожидаемой выгодой и ожидаемыми затратами на какое-либо действие увеличивается, то люди совершают его чаще, если уменьшается - реже. Тот факт, что почти каждый предпочитает большее количество денег меньшему, неимоверно облегчает весь процесс; деньги здесь подобны смазочному материалу, крайне важному для механизма общественного сотрудничества. Умеренные изменения денежных затрат и денежных выгод в тех или иных случаях могут побудить большое число людей изменить свое поведение таким образом, что оно окажется лучше согласованным с действиями других людей, осуществляемыми в то же самое время. В этом и заключается главный механизм сотрудничества между членами общества, позволяющий им обеспечивать удовлетворение своих потребностей, используя доступные для этого средства 

     Исходит из установки получить интересную работу в будущем. Данный тип поведения  теснее всего связан с уровнем  образования индивидов. Парадоксально, но в нынешний переходный период ситуация такова, что чем больше лет потребовалось на образование, тем меньшей горизонтальной мобильностью обладает индивид, тем, следовательно, хуже его социальное самочувствие.[9

     Стратегия безразличного поведения исходит  из того, что нужно просто получить образование. Этот тип поведения  почти не связан с уровнем образования  и полом индивидов. Он мало связан с возрастом, не имеет четких субъектных характеристик и тенденций в  своих изменениях. Он весьма подвержен  влиянию (как положительному, так  и отрицательному) всего общественного  развития и конкретной общественной ситуации.

     Каждая  из рассмотренных моделей содержит необходимое количество системных  компонентов, взаимодействие которых  создает устойчивую структуру типов  экономического поведения индивидов. Действие каждой модели экономического поведения подчинено определенному  социальному механизму регулирования  экономических отношений, что открывает  возможности научного управления ими, повышает надежность прогностических  оценок и создает предпосылки  для прогрессивного изменения практики.

     Третья  модель. Воздействие  экономической культуры на экономическое  поведение

В самом общем виде экономическую культуру можно определить как совокупность социальных норм и  ценностей, являющихся регулятором  экономического поведения и выполняющих  роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих  в сфере экономики и ориентирующих  ее субъектов иные формы экономической  активности. Авторы этого определения  известные специалисты в области  экономической социологии Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина подчеркивают, что экономическую культуру нельзя рассматривать в качестве отдельной, самостоятельной части культуры, поскольку она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу социально-экономических отношений.[6]

     В экономической  культуре можно выделить несколько  взаимосвязанных уровней, в различной  степени воздействующих на экономическое  поведение:

  1. ценности и мораль (трудовая этика);
  2. научное и инструментальное знание (профессиональное,

    специализированное);

  1. нормы и нормативная регуляция поведения.

     Среди ценностных стандартов экономической  культуры ведущее место принадлежит  ценности труда и тесно связанной  с ней трудовой этике. Под трудовой этикой принято понимать отношение  людей к труду, запечатленное  в нормах и ценностях господствующей в обществе морали и воплощенное  в категориях и образцах культуры, которые реализуются в сфере  трудовой деятельности.

     Как убедительно показал еще М. Вебер, мировые религии по-разному определяют значение хозяйственной деятельности, но трудовая мораль занимает важное место  в системе религиозных ценностей. Согласно его точки зрения, протестантская этика, возникшая в ряде стран Западной Европы в XVI-XVII веках, в период после Реформации, подчеркивающая значение добросовестного труда, рачительного, бережного отношения к хозяйственной деятельности, явилась моральным стимулом для возникновения «рационального духа капитализма».[17]

     В системе  экономической культуры важную роль выполняют и другие ценности, воздействующие на экономическое поведение. Среди  них ведущую роль играет такая  ценность, как частная собственность.

     Уровень экономической культуры, связанный  с нормативным регулированием экономической  деятельности, также отличается рядом  особенностей. Институционализированный ценностно-нормативный комплекс, регулирующий статусно-ролевое поведение различных социально-профессиональных групп, состоит из трех взаимосвязанных сфер:

  1. профессиональные нормы и профессиональная этика;
  2. ролевые предписания, относящиеся к различным типам
  3. экономического поведения (бизнес, банковское дело, реклама и т. д.)
  4. рыночный механизм.

Литература

 
     
  1. Автономов В. Рыночное поведение: рациональный и этический  аспекты. // Мировая экономика и  международные отношения. 1997. №12. С. 10
  2. Антология русской классической социологии / Под ред. Д.С.Климентьева, Л. Н. Панковой. М.: 1995.
  3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  4. Бобков В.Н. Уровень жизни населения России: состояние, проблемы, пути решения (теоретико-методологический аспект). М., 1997.С.3.
  5. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания //Вебер М., Избранные произведения. - М., 1991, с. 345-415.
  6. Верховин В. И. Экономическая социология. М.: 1998.
  7. Вестник экономики. Ежемесячник Министерства экономики РФ 1993, №1. С. 141; 1995, №1. С.35.
  8. Горин Н. Особенности психологического склада жителей России // Вопросы экономики, 1996 №9. С.146.
  9. Горичева Л. Экономические проблемы и национальное самосознание // Вопросы экономики. 1993. №8. С.44-53.
  10. Дюркгейм в работе 1909 г. «Социология и социальные науки»
  11. История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова: В 5 т. Т. 1. М.: Наука, 1997.
  12. Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996.
  13. Киреевский И.В. Полн. собр. соч. в двух томах. М., Т. 1. 1911. С. 115.
  14. Ковалевский М. М. Социология // Сочинения: В двух томах. Т. 1. СПб: Алетейя, 1997.
  15. Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М., 1991. Разд. 1 Общество и хозяйство.
  16. Словарь современной западной философии. М., 1991. С.176.
  17. Смелзер Н. Дж. Социология экономической жизни //Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. с. 188-202.
  18. http://otherreferats.allbest.ru
  19. http://voluntary.ru

Информация о работе Экономические поведение и его типы