Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:45, реферат
Понятие «теория» происходит от древнегреческого слова, которое означает «рассмотрение, исследование». Целью теории является изучение и систематизация закономерностей развертывания действительности и формулирование законов на основе доказательства выдвинутых гипотез. Теоретическое знание имеет методологическую значимость1 в познании действительности. Основными элементами теории выступают: гипотезы, теоремы, аксиомы, законы и категории. Рассмотрим каждое из данных явлений более подробно.
Введение
Глава 1. Общая характеристика экономической теории
1.1 Теория как система научных знаний
1.2 Проблема научности экономической теории
1.3 Процесс научного познания и научные методы исследования
1.4 Объект и предмет экономической теории
1.5 Структура современной экономической теории
1.6 Основные этапы развития экономической теории
В-четвертых, с точки зрения характера предсказаний теории могут быть разделены на динамические (универсальные, или детерминистические) и стохастические (вероятностные) теории. Динамические теории благодаря абстрагированию от случайных, несущественных и вероятностных факторов дают точные, однозначные и достоверные предсказания. Иными словами, в этих теориях жесткая детерминация связана со значительной схематизацией и идеализацией изучаемых объектов. В стохастических, или статистически-вероятностных, теориях в связи с полнотой и большим многообразием исследуемых факторов выводы носят вероятностный характер, а теория определяет лишь общие тенденции развития, без точного и однозначного прогноза. Современная экономическая теория, особенно ее микроэкономический раздел, в большей мере носит стохастический характер.
Структурированное теоретическое знание может быть представлено в виде системы. Система - это совокупность элементов, связанных таким образом, что у этой совокупности появляются свойства (системные свойства), отсутствующие у каждого элемента в отдельности. Систематизация полученных знаний является важнейшим направлением научной деятельности и осуществляется по мере накопления их необходимого объема. К крупнейшим исследователям - систематизаторам экономических знаний можно отнести А. Смита, А. Маршала, К. Маркса, П. Сэмуэльсона и др.
Использование в теоретическом анализе системного подхода обеспечивает полноту исследования, а структурирование - глубину и целенаправленность. Знание структуры изучаемого объекта также необходимо для комплексного его анализа и дает возможность получения более достоверной информации в процессе исследования.
Любая система, в том числе и система научного знания, обладает специфическими характеристиками. В соответствии, например, с гипотезой австрийского биолога-теоретика Людвига фон Берталанфи (1901-1972), одним из пяти основных свойств любой системы является иерархия, т.е. любая система является подсистемой для более крупной системы и в то же время включает в себя другие подсистемы. Так, экономическая теория как система научного знания является подсистемой для экономической науки в целом, но сама она - система, т.е. более широкое образование, например, для кейнсианской теории.
Основным структурным элементом любой теории выступает абстрактный объект, то есть идеализированный образ, абстрагируемый от несущественных свойств исследуемого реального объекта в соответствии с целью и задачами исследования. Например, в современной экономической теории в роли таких абстрактных объектов могут выступать такие обобщенные феномены, как «потребители», «домохозяйства», «предприятия», «факторы производства», «предложение труда», «заработная плата» и т.п. Свойства абстрактных объектов выражаются в исходных понятиях теории, а также во взаимосвязях между ними - в аксиомах, теоремах, законах и принципах. Например, «предприятие» в экономической теории как абстрактный объект представлено в виде экономического агента, занимающегося производственной, коммерческой, посреднической и т.п. деятельностью (свойства абстрактного объекта) и стремящегося к максимизации прибыли (цель деятельности абстрактного объекта, выступающая в виде аксиомы).
Каждая теория оперирует определенным набором понятий, которые в совокупности, объединенные в категориальную систему, создают структуру теории. Именно эта совокупность абстрактных объектов, находящихся в определенных логических отношениях друг с другом, определяет специфику данной теории. В случае изменения свойств абстрактного объекта меняется и структура, а значит, и сама теория.
В центре системы теоретического знания располагаются наиболее значимые установки, теоремы, концепции и доктрины. Они создают ядро теории, или парадигму, которая является на определенный момент развития теории фактически неизменной ее частью и придает устойчивость воззрениям, которые в нее включены. Периферию теории составляют исключения, парадоксы, новые и пока еще малоизвестные гипотезы, альтернативные теории, непроверенное еще знание, околонаучная информация и т.п. - это так называемый «защитный пояс» теории. Эти знания очень динамичны и под влиянием внешнего окружения теории достаточно быстро изменяются: некоторые гипотезы подтверждаются в процессе научного развития и переходят постепенно в «ядро» теории, другие опровергаются и отбрасываются, третьи пополняются и остаются еще в «защитном поясе» и т.д.
Существует множество методов построения научной теории: аксиоматический24, семантический25, гипотетико-дедуктивный26 и т.п. Эти методы могут использоваться в научной теории как по отдельности, так и в совокупности, но при этом каждая теория в зависимости от ее особенности, от ее специфики имеет свой основной метод построения.
В основе структуры современной экономической теории лежит аксиоматический метод, позволяющий установить логические связи между применяемыми понятиями и утверждениями теории. Наряду с достоинствами данная структура изложения научной теории имеет и ряд существенных недостатков. Подобное построение научной теории, например, основывается на абстрактных объектах, которые могут значительно отличаться от их «земных прототипов».
Аксиоматическая структура экономической теории особенно заметна в ее микроэкономическом разделе, где основные положения носят формализованный характер - особенно после так называемой «маржиналистской революции».
Структурирование современной экономической теории (рыночной версии) - «экономикс» также зависит от выбора «угла рассмотрения», под которым она изучается. Каждый ракурс предполагает свои методы экономического анализа.
Например, экономическая теория может быть структурирована по следующим критериям: 1) по уровню исследования (микро-, макро-, мега-…); 2) по предмету исследования (всеобщие законы экономического развития, такие как закон убывания предельной полезности, закон «невидимой руки рыночного механизма»…); 3) по ценностно-объективному наполнению (позитивная, нормативная экономика…); 4) по историческому критерию (меркантилизм, физиократия, кейнсианство…); 5) по временному критерию (ex post, ex ante (смотри ниже)); 6) по применяемым средствам и методам (эмпиризм, маржинальный анализ) и т.д.
Объект, предмет и метод исследования составляют неразрывную совокупность существенных элементов каждой теории. Именно они являются опознавательными маяками, позволяющими исследователю двигаться избранным курсом, не натыкаясь на рифы «тирании слов и понятий», по мысли П. Самуэльсона.
Структурирование экономической теории по предмету исследования и историческому критерию были рассмотрены в предыдущих параграфах, в связи с чем в данном параграфе мы остановимся на других не менее важных критериях структурирования экономической теории: уровень исследования (иерархия) и ценностное наполнение.
В соответствии со структурой первого учебника по современной экономической теории, опубликованного в России, - учебника «экономикс» П. Сэмуэльсона, по уровню, или месту в иерархии, рассмотрения объекта исследования экономическая теория, как мы уже упоминали, делится на две основные части: микро- и макроэкономику. Нижний уровень составляет микроэкономика, верхний - макроэкономика.
Микроэкономика представляет собой часть экономической теории, которая рассматривает поведение отдельных экономических агентов, таких как домохозяйства, фирмы (предприятия), правительство и их выбор по определению наиболее эффективного способа использования ограниченных ресурсов. Понятие «микро» подразумевает малые величины. В понятие «домохозяйства» обычно включают отдельно живущего человека, неполную семью, полную семью, несколько семей, ведущих общее хозяйство, группу совместно живущих людей. Микроэкономика исследует также поведение отдельных фирм, организаций и их небольших объединений (картели, синдикаты, тресты и т.п.); отдельные рынки (естественной монополии, рынок хлебо-булочных изделий, велосипедов и т.п.); поведение отдельных правительственных агентов, регулирующих экономические процессы, происходящие на микроуровне (Министерство внешней торговли, государственное предприятие, Министерство социальной защиты). Иными словами, микроэкономика изучает неагрегированный реальный сектор, разбитый на множество теоретически почти не связанных между собой рынков отдельных товаров и услуг.
Но сами по себе «малые» величины (подобъекты) не являются существенной характеристикой данного раздела экономической теории, так как могут изучаться и в других направлениях экономического знания. Например, потребители и их выбор изучаются в курсе «Маркетинг», предприятия выступают в роли объекта в «Экономике предприятия», правительственные агенты и их выбор по регулированию рынков - в «Экономике государственного регулирования» и «Экономике общественного сектора» и т.д.
Также существует версия, представленная российскими экономистами Л.С. Тарасевичем, П.И. Гребенниковым и А.И. Леусским, в учебнике по микроэкономике, которая основана на том, что предметом исследования данной науки являются процессы рыночного ценообразования и его роль в национальном хозяйстве. В соответствии с данной версией можно предположить, что структурными элементами микроэкономики также выступают различные механизмы и методы ценообразования.
Существенной характеристикой микроэкономики выступает метод исследования. Имея дело главным образом с предельными показателями, современная микроэкономика опирается прежде всего на маржинальный (предельный) анализ, анализ «приростных величин». Изучая «идеальные» составляющие, то есть те состояния, к которым стремятся экономические субъекты или должны стремиться при рациональном поведении, микроэкономика активно использует методы моделирования и графического анализа.
Традиционный курс микроэкономики включает следующие теории: спроса и предложения, потребительского поведения, производства, издержек производства, рынков совершенной и несовершенной конкуренции, «фиаско» рыночного механизма, общего равновесия и пр. Так как эта часть экономической теории сформировалась значительно раньше, чем остальные, ее структура является относительно сформировавшейся и упорядоченной.
Макроэкономика представляет собой часть экономической теории, которая исследует крупномасштабные экономические явления, во-первых, в рамках страны, государства, в международных отношениях, такие как цикличность экономического развития, инфляция, безработица, экономический рост и т.п.; а во-вторых, выбор наиболее рациональных методов их регулирования. В определении понятия «макроэкономика» есть некая историчность. Понятие «макро» означает большой, длинный. Применительно к экономической теории слово «большой» может использоваться к определению экономической системы в целом.
В момент возникновения макроэкономики как науки процессы интеграции и глобализации были настолько слабы, что не имело большого смысла говорить о мировой экономике как единой экономической системе, в связи с чем данные вопросы в макроэкономике рассматриваются с позиции конкретного национального хозяйства, его внешнеэкономической политики.
Принято считать, что макроэкономика изучает национальное хозяйство, взятое в целом, т.е. агрегированную систему, включающую в себя как реальный, так и финансовый секторы. Являясь теоретической наукой, она, как и микроэкономика, анализирует «идеальные» условия на основе разработки моделей и установления причинно - следственных связей.
Первую часть макроэкономики, как правило, составляют модели закрытой экономики (автаркии). Это упрощенные модели, абстрагируемые от взаимосвязей стран с внешним миром и дающие относительно ясные представления об особенностях функционирования закрытой национальной системы и взаимосвязях ее элементов, то есть рассматриваются явления как бы «при прочих равных условиях». Такие модели очень редко отражают реальную действительность. Примером такой модели может быть традиционная экономическая система, в анализе которой можно пренебречь межстрановым взаимодействием.
Поскольку в современных условиях в индустриально-развитых странах существует смешанная экономическая система, интегрированная в мировое хозяйство, возникает необходимость рассмотрения моделей открытой экономики. Это более сложные модели, которые строятся на базе моделей закрытой экономики посредством введения в них дополнительных условий, таких как наличие импорта, экспорта, вывоза капитала, мобильности рабочей силы и т.п.
Макроэкономический анализ абстрагируется от индивидуальных черт происходящих процессов, выявляя лишь существенные общие тенденции, характерные для всех элементов экономической системы одновременно. При этом большое внимание уделяется государству как основному органу регулирования экономических процессов. Можно даже утверждать, что макроэкономика изучает экономическую политику государства на уровне национального хозяйства, то есть выбор методов и инструментов государственной экономической политики. В реальных условиях данный выбор определяется конкретными историческими условиями, целями правительства, его добросовестностью и грамотностью.
В свою очередь государственная политика изучается и в других, более конкретных направлениях экономических знаний: регионоведение, государственное регулирование, внешнеэкономическая деятельность государства и т.п.
В макроэкономике используется множество теоретических подходов, часто по-разному объясняющих одни и те же экономические явления и дающих различные рецепты регулирования экономической системы. При этом каждая из моделей базируется на различных исходных предпосылках. Так, классическая экономическая школа исследовала равновесие в условиях достижения полной занятости, в то время как кейнсианская школа предположила возможность существования экономического роста в условиях инфляции и безработицы.
Специфическим методом макроэкономики выступает метод агрегирования, подразумевающий рассмотрение совокупных показателей в масштабах национального хозяйства. Показатели макроэкономики образуют систему национального счетоводства и используются для характеристики национальной экономики, государственного планирования, проведения экономической и социальной политики государства и т.п.