Экономическая теория Альфреда Маршалла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:12, реферат

Описание

Цели:
Проанализировать историю создания экономической теории А. Маршаллом.
Изучить вклада Альфреда Маршала в теорию управления.
Выявить основные особенности теории и узнать, какое значение данная теория имеет для практического применения в специальности нашего факультета.
Задачи:
• анализ истории создания экономической теории А. Маршалла
• описание сущности экономической теории Альфреда Маршалла
• изучение вклада Маршала в теорию управления;
• изучение значения его теории

Содержание

Введение 3
Биография Альфреда Маршалла 4
Глава 1:Историография вопроса. 6
1.1.Появление концепции. 6
1.2: Основные произведения: 9
Глава 2. 11
2.1: Сущность экономической теории. 11
2.2: Критика. 21
Глава 3 : Современные значения экономической теории. 24
3.1 : Значение для экономической теории. 24
3.2: Значение для практического применения в соц.-эконом. Развитии и ГМУ 26
Заключение: 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 29

Работа состоит из  1 файл

Итог.docx

— 61.67 Кб (Скачать документ)

Прежде всего, Альфред  Маршалл подчеркнул необходимость  включения фактора времени в  анализ цены. Именно Альфред Маршалл  первый отметил различную взаимосвязь  между издержками производства и  ценой в зависимости от того, какой  подход краткосрочный или долгосрочный - кладется и основу анализа.

Так, в краткосрочном плане  в случае значительного превышения спроса над предложением и невозможности  удовлетворить указанное превышение с помощью имеющихся мощностей (новые же мощности для своего введения требуют значительного времени) начинает действовать, по Маршаллу, механизм так называемой квазиренты. Предприниматели, производящие дефицитную продукцию, имеют до введения в действие новых мощностей возможность для заметного повышения своих цен и получения на - 6 этой основе дополнительного так называемого квазирентного дохода. С помощью формирования этого дохода Альфред Маршалл дал описание реакции рыночных сил на кратковременные колебания спроса и предложения. Из других нововведений А. Маршалла, получивших широкое признание, распространение и дальнейшее развитие в буржуазной экономической науке, можно отметить идею об эластичности предложения и спроса по цене, идею о представительной фирме, создающей основу для анализа закономерностей предложения, и т.д..

Компромисс между различными теориями стоимости, предложенный А. Маршаллом  и нацеленный им на вывод буржуазной политэкономии из того тупика, в  какой она попала в конце XIX века, нашел широкую поддержку среди  экономистов. Теория цены, предложенная Альфредом Маршаллом, в своем  дальнейшем развитии и составила  ту часть буржуазной политэкономии, которая носит название микроэкономического  раздела.

А. Маршалл представляет буржуазное общество как достаточно гармоничный строй, лишенный каких-либо серьезных экономических и социальных противоречий и антагонизмов.

Рассмотрим взгляды Альфреда Маршалл на проблемы стоимости, т.е. на проблемы конечного основания  цены и конечных источников доходов. В разработке этих проблем А. Маршалл  выступает как продолжатель традиций предшествующей английской политэкономии. Наибольшее влияние на его теорию стоимости оказали вульгарные теории Н. У. Сениора и некоторых его последователей (особенно Дж. Кернса) . По мнению Маршалла, за денежными издержками производства скрываются реальные издержки производства, которые и определяют в конечном счете те меновые пропорции, в которых товары обмениваются друг на друга (правда, при наличии определенных условий) . В капиталистической экономике реальные издержки, по Маршаллу, слагаются из жертв труда и капитала (постоянные издержки в соответствии с догмой А. Смита, а также ренту Маршалл из анализа исключил) . В объяснении жертв труда и капитала Маршалл почти целиком следовал за Сениором. Жертвой труда он объявил субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми усилиями, жертвой капитала - воздержание от немедленного личного потребления капитала.

Единственное новшество, которое допустил Маршалл, состояло в отказе от термина "воздержание" и замене его более подходящим, по его мнению, термином "ожидание".

"Принесение в жертву  удовольствия в настоящем во  имя получения его в будущем  экономисты называли воздержанием.

Однако этот термин был неправильно истoлкoван, т.к. самые большие накопления богатства производили очень богатые люди, часть которых живет в роскоши и отнюдь не соблюдает воздержания в том смысле, в котором это понятие тождественно бережливости. Под указанным термином экономисты подразумевали следующее: когда человек воздерживается от потребления чего-нибудь, что он вправе потребить, ради увеличения своих ресурсов в будущем, его воздержание от данного конкретного акта потребления увеличивает накопление богатства. Поскольку, однако, этот термин может быть неправильно истолкован, мы вправе с пользой для дела отказаться от его применения и утверждать, что накопление богатства обычно является результатом отсрочки удовольствия или результатом его ожидания"

Однако предложенное изменение  термина и некоторое уточнение  его смысла, сделанное Маршаллом, не изменили сути теории воздержания.

Теория стоимости Маршалла в своих основных положениях не носит  нового или оригинального характера.

Высокой популярности Альфред  Маршалл добился созданием теории цены.

Прежде всего, необходимо отметить новую взаимосвязь, которую  установил Маршалл между стоимостью (реальными издержками) и ценами товаров. У предшествующих буржуазных теоретиков, будь то сторонники теории факторов производства или предельной полезности, стоимость без каких-либо оговорок рассматривалась как конечная причина цен. Поэтому основная задача указанных теорий состояла в показе той большей или меньшей цепи взаимозависимостей через которую стоимость (в виде предельной полезности, жертв или производительного вклада факторов производства) определяет цены. Альфред Маршалл поставил проблему иначе. Основное внимание он обратил на те ограничения, которые препятствуют пропорциональности цен реальным издержкам.

"Мы постепенно выявим  множество различных ограничений  той доктрины, что цена, по которой  предмет может быть изготовлен, представляет реальные издержки  производства, т.е. усилия и жертвы, прямо или косвенно связанные  с его производством" (см. "Основы  политической экономии", кн. V, гл. III) .

В итоге анализа указанных  ограничений, среди которых важнейшее  место занимали факторы динамического  развития, Маршалл пришел к выводу, что стоимость (реальные издержки) определяет цены только в так называемый нормальный период.

Чем же характерен указанный  период? В теории Маршалла на этот вопрос нет однозначного ответа. Все же наиболее часто Альфред Маршалл  под нормальным понимал период, характеризующийся  достижением равновесия во всех частях рыночной экономики. Но и здесь остается неясным, как А. Маршалл соотносил  нормальный период с реальными экономическими процессами. В одних разделах его  работы нормальный период рассматривался как конечная логическая цепь, к  которой экономика стремиться, никогда  ее не достигая. В других - как чисто гипотетическое состояние экономики, отдаленное от реальной действительности. В третьих - как такое состояние, к которому экономика стремится в виде тенденции и достигает этого состояния в долговременном аспекте. Только в третьем понятии, не являющемся основным у А. Маршалла, стоимость (реальные издержки производства) имеет какую-то связь с ценами. В других понятиях А. Маршалл, по существу, отбрасывает связь реальных издержек с ценами. Тем Самым Маршалл, формально выступая как сторонник и продолжатель теории стоимости, предшествующей английской политэкономии, по существу, резко ограничил значение категории стоимости, сведя ее к чисто логическому понятию, имеющему силу только для условий, весьма далеких от реальной экономики. В связи с последним и цена нормального периода приобретает у Маршалла в основном логическое значение. "... Нормальная, или "естественная", стоимость товара это та его стоимость... которую экономические силы образовали бы, если бы общие условия жизни оставались неизменными в течение периода времени, достаточно продолжительного, чтобы позволить всем указанным условиям полностью реализоваться" (см. "Основы политической экономии", кн. V, гл. VII)

Фактический отрыв стоимости  от ценообразования, проделанный Маршаллом, явился предпосылкой его разработок по проблемам складывания цены на отдельных рынках. Раз стоимость  не связана с ценой, то возникает  проблема нахождения других факторов, непосредственно определяющих цену. Маршалл указал, что в конкретной действительности складывание рыночных цен определяется взаимодействием  спроса и предложения.

Поэтому познание механизма  ценообразования требует познания того комплекса факторов, которые  определяют изменение как спроса, так и предложения и их взаимодействие на том или ином отдельном рынке. С точки зрения установления цены значение сил спроса и предложения, по мнению Маршалла, равнозначно. Попытки  придания решающего значения либо предложения (как это делали и классическая английская политэкономия, и представители теорий факторов производства) , либо спросу (как это делали ранние теоретики предельной полезности) в одинаковой мере неправильно. Маршалл в связи с последним отмечал: "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость (меновая) полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц". (см. "Основы политической экономии", кн. V, гл. III) .

Альфред Маршалл установил  следующий простой механизм воздействия  соотношения спроса и предложения  на складывание цен товаров в  условиях неограниченной конкуренции. Спрос и предложение имеют  следующую связь с ценой: спрос, как правило, при падении цены растет и при ее росте снижается; предложение в большинстве случаев  с ростом цены растет и при снижении цены падает. Поэтому устойчивая цена, цена равновесия, устанавливается в  той точке, где спрос уравнивается с предложением (т.е. при графическом  изображении в точке пересечения  кривых спроса и предложения) . Цена, превышающая цену равновесия, ведет к превышению предложения над спросом, что неминуемо действует в сторону снижения цены. Цена, оказавшаяся ниже цены равновесия, ведет к превышению спроса над предложением, что действует в сторону повышения цены. Только при цене равновесия спрос уравнивается с предложением (уравнивается в том смысле, что не возникает стимулов для измене - 12 ния трех функционально связанных величин - спроса, предложения, цены) . В этих условиях, по Маршаллу, цена тяготеет к денежным издержкам производства, но указанные издержки в обычных условиях не связаны со стоимостью (реальными издержками производства) , а сами определяются соотношением спроса и предложения на те факторы производства, которые образуют эти издержки.

Тем самым Альфред Маршалл  сумел построить теорию цены, по существу, полностью без обращения  к стоимости (реальным издержкам) ограничив  анализ только вопросами соотношения  спроса и предложения. Цена товаров складывается под воздействием спроса и предложения, издержки производства, к которым тяготеет указанная цена при равенстве спроса и предложения на рынках товаров, складываются под воздействием спроса и предложения на факторы производства, формирующие соответствующие издержки. Более глубокий анализ Маршалл считал излишним.

"Анализ издержек производства  товара, - пишет он, - может быть  доведен до любой глубины, он  редко имеет смысл заходить  в нем слишком далеко. Например, часто достаточно признать в  качестве окончательной цену  предложения различных видов  сырья, применяемого в данном  производстве, не вдаваясь в анализ  отдельных элементов, из которых  эта цена складывается; в противном  случае анализ, по существу, станет  бесконечным. Можно, следовательно,  подразделить элементы, требующиеся  для изготовления товара на  любые подходящие для нашей  цели группы, и назвать их 1факторами  производства0. В таком случае издержки производства определенного количества данного товара будут равны ценам предложения соответствующих количеств факторов его производства" (см. "Основы политической экономии", кн. V, гл. III) .

Прежде всего, эта теория объясняет цены ценами. В такой постановке вопроса исчезают причинно-следственные связи, и на первое место выдвигаются связи функционального характера, т.е. связи, по отношению к которым решающим становится определение всестороннего взаимодействия различных элементов ценообразования и условий их равновесия. Эта сторона теории цены Маршалла вызвала серьезные замечания в свой адрес, в том числе и со стороны ряда буржуазных экономистов, которые рассматривали подобный подход как вращение в одном и том же заколдованном круге цен без конечного объяснения последних.

Все эти замечания имеют  серьезные основания. Очевидно, что  подобный подход Альфреда Маршалла способствовал  окончательному отходу буржуазной политэкономии  от исследования глубинных закономерностей  капиталистического производства, выраженных в проблемах теории стоимости. Маршалл, по существу, ограничился исследованием проблем ценообразования с позиции отдельного капиталистического предприятия. Недаром и весь соответствующий анализ он строил применительно к так называемой представительной фирме, под которой подразумевал фирму со средними отраслевыми характеристиками. Тем самым Маршалл создал основу для развития микроэкономического раздела буржуазной политэкономии, занимающегося прежде всего изучением проблем ценообразования применительно к отдельным товарам, предприятиям и рынкам.

Изменение спроса Альфред  Маршалл полностью связал с категорией предельной полезности. По Маршаллу, предельные полезности соизмеренные в денежных единицах, выступают на рынке как  максимальные цены (так называемые цены спроса) , которые потребитель готов уплатить за то или иное благо. С ростом предложения того или иного блага цены спроса снижаются, с падением предложения - увеличиваются. Необходимо отметить выдвинутое А. Маршаллом конкретное понятие эластичности спроса, которое затем прочно вошло в теорию потребления.

Степень эластичности (или  быстрота реакции) спроса на рынке зависит  от того, в какой мере его объем  возрастает при данном снижении цены или сокращении при данном повышении  цены" (см. "Основы политической экономии", кн. III, гл. IV) .

Спрос на товар считается  эластичным, если при снижении (или  росте) цены на 1% спрос на указанный  товар повысится (или упадет) более  чем на 1%. Спрос на товар считается  неэластичным, если при снижении (или  росте) цены на 1% спрос повысится (или  упадет) менее чем на 1%.

Маршалл в исследовании эластичности спроса отметил два важных момента: во-первых, неэластичный характер спроса на товары, удовлетворяющие наиболее насущные потребности населения, и  спроса на отдельные предметы роскоши, покупаемые богатейшими слоями населения  на незначительную часть своего дохода; во-вторых, исторический характер категории эластичности спроса (поскольку включение потребления какого-либо товара в круг наиболее насущных потребностей населения может превратить спрос на него из эластичного в неэластичный) .

Информация о работе Экономическая теория Альфреда Маршалла