Экономическая теория 3 вариант

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:06, контрольная работа

Описание

Задание 1
1) А.Смит. Концепция экономического либерализма. Функции государства.
2) А.Смит и теория трудовой стоимости. Теория доходов.
Задание 2
1) а) К.Менгер, б) Г.Шмоллер, в)О.Бем-Боверк, г) Ф.Визер
2) а) Г.Мюрдаль, б) Э.Линдаль, в) Дж.М.Кейнс, г) Б.Улин
3) а) М.Фридмен, б) М.Фелдстайн, в) А.Лаффер, г) Эванс М.
Задание 3
1. Дюпюи А.-Ж. А) эмпирическое направление в институционализме
2. Рошер В. Б) модель «IS-LM»
3. Госсен Г. В) «человеческий капитал»
4. Эрхард Л. Г) «чистый продукт»
5. Митчелл У. Д) «невидимая рука»
6. Мальтус Т. Е) социальное рыночное хозяйство
7. Кенэ Ф. Ж) «закон народонаселения
8. Смит А. З) законы оценки полезности потребляемых благ
9. Хикс Дж. И) потребительский излишек
10. Беккер Г. К) новая историческая школа
Задание 4
Задача. Стоимость средства производства, перенесенная на продукт одним рабочим, за 8 часов (рабочий день) равна 20 долл. Дневная стоимость рабочей силы 4 долл., стоимость, создаваемая рабочим за час труда – 2 долл. Определить необходимое и прибавочное рабочее время: норму прибавочной стоимости, величину стоимости продукции и массу прибавочной стоимости, созданной рабочим за 8 часов.

Содержание

Содержание
3 вариант
Задание 1 2
Задание 2 8
Задание 3 8
Задание 4 9
Список использованных источников 11

Работа состоит из  1 файл

3 вариант.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

3 вариант

Задание 1 2

Задание 2 8

Задание 3 8

Задание 4 9

Список использованных источников 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Задание 1

     А.Смит. Концепция экономического либерализма. Функции государства.

     Теория экономического либерализма А. Смита имеет крепкую социальнофилософскую базу, что очень важно в нынешних условиях для комплексного подхода к пониманию содержания и динамики современных экономических систем. Именно великому шотландцу принадлежат идеи о социальной природе экономической жизни и именно он, по-видимому, впервые рассматривает экономическую сферу жизнедеятельности на уровне самодостаточной и многокомпонентной экономической системы общества1.  Либерализм ХІХ ст.  распространялся по Европе, имея в своей основе парадигмальную идею эмансипации человека. Экономический либерализм эту идею подавал в форме механизма  "невидимой руки"  свободного конкурентного рынка,  используя в качестве интеллектуальный базис теоретических достижений А. Смита.        Экономический либерализм, заявляя о действии универсальных экономических законов, манифестировал себя как экуменическое учение, ведь свобода - это сущностное свойство человека, которое не вытекает, а следовательно, не может ограничиваться пространством политической, религиозной или расовой идентичности. Свобода творит пространство собственной идентичности в каком частный интерес является двигателем общественной системы.          Взнос в  теорию  либерализма  А. Смита,  которого  считают  основателем

классической  политической  экономии,  касается в первую очередь  экономической  сферы.  По его мнению,  в условиях  конкуренции  индивиды,  преследуя  собственные  интересы способны  создать  оптимально  сбалансированный  общественный  строй.  Человек,  который преследует свои собственные интересы, тем же в большей степени служит интересам общества,  чем тогда,  когда  он сознательно  стремится это делать2.    Именно в таком  обществе  экономика организуется спонтанно,  поскольку  искусственное регулирование промышленности  не может быть  выгодным  для общества в сравнении с тем состоянием экономики, при котором она была бы предоставлена «сама себе»3

     Кроме того, должны обеспечиваться экономические  механизмы  роста: расширение рынков, разделение труда  и накопления капитала,  которые  будут способствовать  повышению  производительности труда и эффективности производства.            В основу этой теории легла принципиально новая трактовка человека и человеческого общества. Разрабатываются идеи о естественном праве человека,  о его изначальной свободе,  об обществе как добровольном союзе независимых индивидов и др.  Следовательно,  формируется принципиально новая научная картина о человеке и человеческом обществе,  состоящая из таких элементов, как:

  • свобода индивида, его самоценность и автономия;
  • общество как совокупность независимых индивидов,  основанное на общественном договоре;
  • самостоятельное,  на свой страх и риск хозяйствование,  предпринимательство и накопительство в условиях рынка;
  • демократия, правовое государство. 

     По Смиту общество представляет собой меновой союз, в котором на основе разделения труда и частной собственности люди обмениваются разнообразной продукцией своего труда.

     Каждый занят своим делом и, реализуя свой частный интерес, тем самым, даже не сознавая этого,  содействует реализации интересов общества4.  Даже при смитовском, упрощенном понимании общества частные и общественные интересы сливаются.  Раз так, государство должно быть устранено из процессов регулирования хозяйствования.  Основной  целью  государства,  считал  А. Смит,  выступает  политика невмешательства в  деятельность  индивидов,  поскольку  лишь  тогда,  когда  индивид  принимает во внимание свою собственную выгоду, это неотвратимым образом «приводит его к выбору того  занятия,  которое наиболее  выгодное обществу« 5.        Государство должно выполнять роль  «сторожевого пса»,  охранять частную собственность и деловых людей,  когда они отдыхают,  спят.  Поэтому господствовала политика laisser faire,  то есть политика невмешательства государства в деловую жизнь.  На самом же деле частные и общественные интересы никогда не сливались воедино,  а всегда противостояли и противостоят друг другу.  Вследствие устранения государства из деловой жизни,  частные интересы еще больше подавляют общественные. Для частников окружающая среда  (а также наемный труд) --  объект нещадной эксплуатации с целью наживы.  Для общества же окружающая среда --  высшее,  незаменимое общегосударственное благо.  И поскольку безмерно принижена роль общества,  государства,  постольку безмерно обесценены общественное благо, окружающая среда, превращающаяся в место свалки.   Двойственность и непоследовательность экономической теории А. Смита отмечал К. Маркс, высоко оценив первую ее составляющую и пренебрегая второй. Экономическое мнение Запада одобрительно отнеслось к таким определяющим идеям этого выдающегося экономиста, как свобода человека, личности, свободная конкуренция, невмешательство государства в экономику.  Именно эти принципы стали теоретической основой современных концепций экономического консерватизма, неолиберализма, социального рыночного хозяйства.

     А.Смит и теория трудовой стоимости. Теория доходов.

     Свой взнос в теорию стоимости А. Смит начал с разграничения двух аспектов товара: потребительской и меновой стоимости. Потребительскую стоимость он понимал как естественное свойство товара, а меновую -- как созданную любым трудом в сфере материального производства. Ученый оперирует понятиям "ценность" в двух его значениях:

  • как полезность вещи ("ценность в потреблении"), то есть способность удовлетворять человеческие потребности;
  • как возможность приобретения других дел путем обмена ("ценность в обмене").

     Анализируя преимущественно меновую стоимость, А. Смит различал естественную и рыночную цену товара. Естественная цена -- это средняя цена товара при условиях свободной конкуренции, потому она является самой низкой. Рыночная цена формируется на основе спроса и предложения, отклоняясь от естественного уровня. Монопольную цену А. Смит определил как наивысшую, что формируется естественным или искусственным путем: в первом случае через исключительные географические и климатические условия, во втором -- вследствие предоставления государством привилегий и льгот.              У А. Смита можно найти четыре противоположных теории стоимости, которые "мирно" уживаются и сочетаются. Сначала ученый определяет стоимость потраченного на производство товара труда (трудовая теория стоимости). Согласно другой теории, стоимость определяется количеством труда, который покупается за данный товар, то есть определение стоимости переносится в сферу обмена. По мнению А. Смита, два варианта определения стоимости (трудом, который потрачен, и трудом, который покупается) почти идентичные. Он неоднократно отмечал, что трудовая теория стоимости может быть применена лишь в докапиталистических условиях, потому что при капитализме закон стоимости нарушается. При условиях капиталистического производства, писал А. Смит, обмен осуществляется безотносительно к расходам труда, а потому стоимость разделяется на заработную плату, прибыль и ренту (третье определение).        Игнорирование постоянного капитала как составной стоимости получило название догмы Смита. Последним, четвертым определением стоимости является такое: "Заработная плата, прибыль и рента являются тремя первобытными источниками любого дохода, равно как и любой меновой стоимости"6. Возведение стоимости к доходам прямо противоположно трудовой теории стоимости.  А. Смит положил начало классовому разделению общества по критерию отношения к средствам производства. Каждый класс получает свой главный доход: рабочие -- заработную плату, капиталисты -- прибыль, владельцы земли -- ренту. Кроме первобытных доходов в результате производства существуют еще и вторичные как следствие перераспределения. Заработную плату -- доход рабочего -- А. Смит объявлял продуктом труда, или естественным вознаграждением за труд. Категорию заработной платы он рассматривал внеисторически, но не ограничивал ее физическим прожиточным минимумом человека, отмечал значение соотношения сил рабочих и капиталистов в установлении заработной платы.  Исходя из трудовой теории стоимости, А. Смит определил прибыль как продукт неоплаченного труда наемного рабочего. В ином случае он понимал под прибылью доход промышленного капиталиста, который остался после уплаты ренты земельному владельцу и процента владельцу денежного капитала. Прибыль рассматривалась как порождение всего авансированного капитала, а его получение признавалось конечной целью капиталистического производства.            Земельную ренту, как и прибыль, А. Смит провозгласил отчислением из продукта труда рабочего, отмечая ее значение как исключительный доход землевладельца. Он связывал существование ренты со многими факторами -- от монополии частной собственности на землю, к определению ренты как результату действия сил природы или как источники стоимости.    В отличие от физиократов, которые считали производительным лишь капитал, занятый в сельском хозяйстве, А. Смит весь общественный капитал рассматривал как производительный. Согласно трудовой теории стоимости капитал определялся как стоимость, которая приносит прибыль на основе эксплуатации наемного труда.         Виденье капитала как накопленного запаса для развития производства обусловило его разделение на основной и оборотный (А. Смит первым ввел эти термины). Под оборотным капиталом он понимал товарный и денежный капитал, то есть капитал в сфере обращения. Продовольствие, материалы, готовые изделия, деньги -- это элементы оборотного капитала страны. Деньги ученый пафосно называл "большим колесом обращения", однако отмечал, что доход общества набирает формы материальных товаров, а не "колеса", которое их переносит и распространяет.         В теории воссоздания А. Смита рассматривается два основных показателя -- чистый доход, который есть воплощением настоящего богатства страны (в современной экономической теории -- национальный доход), и валовой доход (совокупный общественный продукт). Конкретизируя взгляды Ф. Кене относительно механизма общественного воссоздания, А. Смит четко различает денежную и материальную формы чистого дохода: первая состоит из доходов всех классов (прибыли, ренты, заработной платы), которые формируют фонды потребления и нагромождения, а вторая представлена выработанными предметами потребления и средствами производства. Вместе с тем подчеркивается, что это не две составляющие, а лишь две формы выражения того же общественного богатства. Существенно, что А. Смит рассматривал полноценный процесс расширенного воссоздания, а нагромождение капитала признавал главным условием увеличения общественного богатства.  А.Смит объяснил механизмы роста частного и национального (общественного) богатства на основе разделения труда, теорий стоимости, классового разделения общества, теории доходов, капитала и воссоздания. Значение экономической теории А. Смита трудно переоценить: впервые была построена целостная система экономической науки; наполнились новым содержанием старые и были введены новые экономические категории и законы; были четко сформулированы принципы экономического либерализма, невмешательства государства в экономическую жизнь, свободы конкуренции.  А. Смит стал основателем систематизированной науки, генератором новых идей, которые были восприняты и развитые следующими поколениями экономистов: от Ж. Б. Сэя и Д. Рикардо (начало XIX ст.) к А. Маршаллу (конец XIX ст.), В. Ойкену и М. Фридмену (конец XX ст.).

    Задание 2

 

    1) а) К.Менгер, б) О.Бем-Боверк, в) Ф.Визер.   Австрийская школа

    2) а) Г.Мюрдаль, б) Э.Линдаль, в) Б.Улин.  Стокгольмская школа

    3) а) М.Фелдстайн, б) А.Лаффер, в) Эванс М. Теория экономики предложения.

     Задание 3

 
1. Дюпюи А.-Ж. потребительский излишек
2. Рошер В. новая историческая школа
3. Госсен Г. законы оценки полезности потребляемых благ
4. Эрхард Л. социальное рыночное хозяйство
5. Митчелл У. эмпирическое направление в институционализме
6. Мальтус Т. «закон народонаселения»
7. Кенэ Ф. «чистый продукт»
8. Смит А. «невидимая рука»
9. Хикс Дж. модель «IS-LM»
10. Беккер Г. «человеческий капитал»

         Задание 4

     Задача. Стоимость средства производства, перенесенная на продукт одним рабочим, за 8 часов (рабочий день) равна 20 долл. Дневная стоимость рабочей силы 4 долл., стоимость, создаваемая рабочим за час труда - 2 долл. Определить необходимое и прибавочное рабочее время: норму прибавочной стоимости, величину стоимости продукции и массу прибавочной стоимости, созданной рабочим за 8 часов.

      Решение:

      Час простого среднего труда создаёт стоимость, равную 2 долларам, а дневная стоимость рабочей силы равна 4 долларам. В таком случае для возмещения дневной стоимости своей рабочей силы рабочий должен трудиться в течение 2 часов. Но капиталист купил рабочую силу на весь день, и он заставляет пролетария работать не 2 часа, а в течение целого рабочего дня, который продолжается 8 часов. В течение этих 8 часов рабочий создаёт стоимость, равную 16 долларам, между тем как стоимость его рабочей силы равна 4 долларам.

      Норма прибавочной стоимости, отношение прибавочной стоимости к переменному капиталу  , выраженное в процентах. Характеризует степень эксплуатации рабочего класса капиталистами.

      Норма прибавочной стоимости = 4/16 = 0,25 = 25 %.

      Порожденная авансированным капиталом К в процессе производства прибавочная стоимость, или прирост авансированной капитальной стоимости, выступает прежде всего как избыток стоимости продукта над суммой стоимости элементов его производства.

      Капитал К распадается на две части: денежную сумму с, израсходованную на средства производства, и другую денежную сумму v, израсходованную на рабочую силу; с представляет часть стоимости, превращенную в постоянный капитал, v часть стоимости, превращенную в переменный капитал. Следовательно, первоначально К = с + v. В конце процесса производства получается товар, стоимость которого = + m, где m есть прибавочная стоимость. Первоначальный капитал К превратился в К'.

      Величина стоимости =  2 * 8 = 16 долл.

      Масса прибавочной стоимости в теории К. Маркса абсолютная величина прибавочной стоимости, соответствующая стоимости авансированного переменного капитала, умноженная на норму прибавочной стоимости.

      Масса прибавочной стоимости = 16 * 0,25 = 4 долл.

      Ответ: 25 %; 16 долл.; 4 долл. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников

  1. Антология экономической классики. Т. 1. М., 1993, стр. 122
  2. Блауг М. Экономическая теория в ретроспективе / Марк Блауг. - М.: Изд-во "Основы", 2001. - 680 с.
  3. Либерализм: Антология. - М.: Изд-во "Факел", 2002. - 1126 с.
  4. Классики политической мысли от Платона до Макса Вебера. - М.: Изд-во "Тандем", 2002. - 487 с.
  5. Малтус Т.Р. Исследование закона народонаселения / Т.Р. Малтус. - М.: Изд-во "Основы", 1998. - 535 с.
  6. Манана П. Интеллектуальная история либерализма / П. Манана. - М.: Изд-во "Дух и литера", 2005. - 216 с.
  7. Мовсесян А.Г. Либерализм и экономика / Александр Григорьевич Мовсесян. - М.: Изд-во ЛОГОС, 2003. - 240 с.
  8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов//  Петти В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М. Классика экономической мысли: Сочинения. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000. - c. 441
  9. Хайлбронер РЛ. Философы от мира сего / Роберт Л. Хайлбронер: пер. с англ. И. Файсбисович. - М.: Изд-во "КоЛибри", 2008. - 432 с.

Информация о работе Экономическая теория 3 вариант