Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:29, реферат

Описание

Государственный кредит — самостоятельное звено финан­совой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит — важная состав­ная часть государственных финансов, поэтому ему присущи та­кие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отно­шениях, распределительный характер этих отношений, жест­кая государственная регламентация условий и порядка осуще­ствления государственно-кредитных операций.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая сущность государственного кредита.docx

— 42.23 Кб (Скачать документ)

 Регулирующая функция  государственного кредита заключается  в сознательном воздействии на  общеэкономические и социальные  процессы. Это касается производства, занятости населения, а также  денежного обращения. Он является  инструментом финансовой политики  государства. 

 Государство регулирует  денежное обращение, размещая  зай­мы среди различных групп инвесторов. Например, мобилизуя средства физических лиц, оно уменьшает их платежеспособ­ный спрос. Структура активов предприятий и организаций из­меняется при покупке государственных ценных бумаг. Про­исходит «связывание» денежных ресурсов, что положительно в условиях инфляционной экономики. Для финансовых компа­ний и банков государственные ценные бумаги служат чувстви­тельным ориентиром в осуществлении финансовой деятельнос­ти и формой размещения активов в целях поддержания лик­видности. Процентные ставки, доходность государственных ценных бумаг, тенденции развития рынка ценных бумаг в стра­не являются важными макроэкономическими индикаторами общего состояния ее экономики. Чем выше спрос государства на заемные средства, чем лучше развит рынок государственных ценных бумаг, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента и цена кредита для предпринимателей.

 У государственного  кредита как звена финансовой  системы существует тесная взаимосвязь  с бюджетом государства, с од­ной  стороны, и корпоративными финансами  и финансами насе­ления — с другой. В современных условиях она не ограничива­ется рамками одной страны. Государства вправе заимствовать средства у международных финансовых организаций, друг у друга, зарубежных частных инвесторов, а затем продавать свои долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранным ком­паниям или банкам.

 В рыночной экономике  очевидна позитивная роль государ­ственных ценных бумаг в финансировании бюджетного дефи­цита, который является одной из главных причин формирова­ния государственного долга. Достигнув определенных разме­ров, государственный долг может представлять угрозу для эко­номической безопасности страны, поэтому правительства уста­навливают пределы бюджетного дефицита и государственного долга в процентах к валовому внутреннему продукту, преду­сматривают мероприятия по сдерживанию расходов бюджета в связи с обслуживанием государственного долга.

 В Беларуси предельные  объемы государственного внутрен­него и внешнего долга, а также пределы внешних заимствова­ний страны на очередной финансовый год утверждаются Законом о бюджете на очередной финансовый год, в России — феде­ральным Законом о федеральном бюджете на очередной финан­совый год (с разбивкой долга по формам обеспечения обяза­тельств). Предельный размер государственных заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны.

 Государственный кредит  оказывает регулирующее воздей­ствие на объем производства и занятость, которое проявляется: а) в поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии; б) вы­даче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с ус­ловием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государ­ственных займов; в) кредитовании экспорта отечественных то­варов и др.

 Контрольная функция  государственного кредита тесно  свя­зана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двусто­роннее движение стоимости, поскольку государственно-кре­дитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль за правильностью и эф­фективностью данных операций осуществляют как финансо­вые, так и кредитные уполномоченные органы.[5,c.278-280]

1.3 Формы и инструменты  государственного кредита 

 Государственный кредит  может быть внутренним, когда заемoиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.

 ♦ В соответствии  с Законом «О внутреннем государственном  долге Республики Беларусь» внутренний  государственный кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. В Российской Федерации внутренний государственный кредит выступает в формах государственных займов путем эмиссии ценных бумаг, кредитов Центрального банка или коммерческих банков и кор­пораций. В обоих государствах право привлекать заемные сред­ства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов.[5c.282-283]

 Государственные займы  характеризуются тем, что вре­менно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюд­жета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

 Государственные ценные  бумаги представляют собой долго­вые обязательства государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг — и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования.

 Важнейшая задача фондового  рынка — обслуживание госу­дарственного долга. Уровень доходности, сложившийся на рын­ке государственных ценных бумаг, является точкой отсчета, относительно которой оценивается целесообразность операций с другими финансовыми инструментами. Поскольку негосудар­ственные ценные бумаги являются менее надежными инстру­ментами, то операции с ними должны обеспечивать большую доходность по сравнению с операциями на рынке государствен­ных ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг поз­воляет также регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возмож­ность освобождать или связывать дополнительные инвестици­онные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов. Государственные займы в фор­ме эмиссии ценных бумаг являются источником безэмиссион­ного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики.

 В современных условиях  тенденции на рынке государствен­ных ценных бумаг служат индикаторами рыночной конъюнк­туры для отечественных субъектов финансового рынка и иност­ранных инвесторов.

 В развитых странах  нормальное соотношение объемов  сде­лок на рынках государственных  и корпоративных ценных бу­маг  составляет примерно 0,9 : 1. Значительное превышение это­го соотношения в пользу государственных ценных бумаг может привести к финансовому кризису/

 Основными видами государственных  ценных бумаг в Рес­публике Беларусь являются: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купон­ным доходом; облигации, номинированные в свободно конвер­тируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства Республики Бела­русь.

 Облигация — наиболее  распространенный вид государствен­ных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее вла­дельцем денежных средств в распоряжение государства и под­тверждает обязательство эмитента возместить в предусмотрен­ный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой до­хода (процентов). Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по его истече­нии — возврат основной суммы долга. По условиям займа воз­можны иные способы выплаты дохода.

 Средства, поступающие  от продажи государственных обли­гаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных задач.

 Государственные внутренние  займы классифицируются по

 ряду признаков: 

 • субъектам-эмитентам  (например, выпускаемые прави­тельством страны или местными органами управления);

 • месту размещения  — внутренние и внешние займы; 

 • признаку держателей  ценных бумаг — займы, реализуе­мые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные, т.е. размещаемые среди физических и юриди­ческих лиц (например, в Республике Беларусь государственные краткосрочные облигации и долгосрочные облигации с купон­ным доходом размещаются среди юридических лиц, в том чис­ле коммерческих банков; валютные облигации на предъявите­ля — среди физических лиц, а первый выпуск облигаций, номи­нированных в свободно конвертируемой валюте, — в ЗАО «Бел-ингосстрах»);

 • форме обращения  на рынке — рыночные и нерыночные  займы, специальные выпуски. Рыночные  займы свободно про­даются и  покупаются и являются основными  в финансирова­нии бюджетного дефицита. Нерыночные займы не подлежат об­ращению на рынке ценных бумаг. Они целенаправленно выпус­каются государством для привлечения определенных инвесто­ров (например, на Западе нерыночные государственные облига­ции выпускаются для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесто­ров). Держатели облигаций нерыночных займов имеют некото­рые привилегии — право досрочного предъявления к оплате (хотя и с потерей в процентах), возможность погашать облига­циями налоговые платежи;

 • срокам действия  — займы краткосрочные (срок  погаше­ния до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для фи­нансирования в периоды временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях прави­тельством страны выпускаются векселя. Их срок значительно различается по странам: от 60 дней в Японии до 4, 6, 12 месяцев в Италии. Исключением является Германия, где векселя могут выпускаться на среднесрочный период — до 2 лет. Как прави­ло, для привлечения средств на средне- и долгосрочный период выпускаются облигации;

 • форме выплаты  доходов — займы процентные, выигрыш­ные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным до­ходом. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала (дискон­том), а выкупаются по номиналу. Такие облигации могут назы­ваться облигациями с нулевым купоном;

 • форме стоимости  — товарные и денежные займы.  В совре­менных условиях используются денежные займы, однако в ис­тории Беларуси был переходный период от капитализма к соци­ализму, когда применялись и товарные займы — хлебный, са­харный;

 • оформлению —  облигационные и безоблигационные  займы; 

 • методам размещения  — займы добровольные, размещае­мые по подписке и принудительные. Каждому методу соответ­ствует свой способ реализации. В СССР до 1958 г. широко ис­пользовались займы, размещаемые среди населения по подпис­ке с рассрочкой платежа. Формально они являлись доброволь­ными, но население подписывалось на них под давлением со стороны органов власти, что по сути делало их обязательными. Необходимость в принудительных займах возникает в случае войн, революций, других чрезвычайных обстоятельств. Одна из форм принудительных займов — замораживание вкладов на счетах в банке.[5,c.283-285]

 Важное значение для  успешного проведения государствен­но-кредитных операций имеет вопрос о курсе займа.

 Курсом займа называется  цена облигации займа, выражен­ная в процентах к номиналу. Курсы могут быть трех типов: аль­пари (цена совпадает с номиналом), ажио (цена выше номина­ла) и дизажио (цена ниже номинала).[7,c.242-247]

 Правительство страны  заключает договор об условиях  вы­пуска займа с банком, группой  банков, биржей, министерством финансов  или другими финансовыми институтами. 

 Условия включают сумму  займа, срок, условия погашения,  уровень доходности, эмиссионный  курс.

 Эмиссионным называется  курс займа в момент его  выхода, при первичном размещении. Он, как правило, ниже номинала, что объясняется покрытием затрат  по первичному размещению займа  и привлечением кредиторов.

 Сделки купли-продажи  государственных облигаций на  вто­ричном рынке осуществляются по реальному (биржевому) кур­су, который зависит от уровня доходности займа и банковского процента. Облигации государственных займов погашаются за счет доходов бюджета, а процентные платежи по ним произво­дятся за счет расходной части бюджета.

 Формой внутреннего  государственного кредита является  выдача кредитов центральным  банком правительству стра­ны и местным органам власти (в Беларуси — Национальным банком). Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населе­ния и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. В большинстве стран сберегательные банки (кассы) имеют особый статус. Государство гарантирует сохранность вкладов в таких банках и, в свою очередь, исполь­зует остатки средств на счетах в своих целях. В Беларуси Сбер­банк является коммерческим, т.е. может совершать различные банковские, в том числе ссудные, операции. Но в то же время признается его особый статус, обусловленный гарантиями госу­дарства на вклады граждан.

 При такой форме  внутреннего государственного кредита,  как кредиты коммерческих банков  и других юридических лиц возможны  безоблигационные займы и оформление  заим­ствования средств государством векселями правительства, зак­лючением договоров с кредиторами.

 ♦ Внешний (международный)  государственный кредит пред­ставляет собой совокупность экономических отношений, воз­никающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финан­совом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти эко­номические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах воз­вратности, срочности и платности.

 Получателями внешних  займов в Беларуси являются  Пра­вительство Республики Беларусь и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юри­дические лица иностранных государств, международные фи­нансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.

 Иностранные заимствования  позволяют странам превышать  в процессе инвестирования и  потребления пределы, определяе­мые текущим внутренним производством, и финансировать ка­питальные вложения за счет внутренних сбережений и сбере­жений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита