Экономическая наука и ее эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:27, курс лекций

Описание

Образование централизованных государств и преодоление феодальной раздробленности повлекли попытки осмыслить принципы организации и управления не отдельного частного, а государственного, общественного хозяйства. Как попытка теоретического обоснования экономической политики, отражающей интересы торговой буржуазии возник меркантилизм - первая школа экономической науки.

Содержание

1. Предмет экономической теории и его эволюция.
2. Метод экономической теории

Работа состоит из  1 файл

Лекции ЭТ высшее обр..doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

 Эти процессы привели  к существенному изменению конкурентной  борьбы на рынках. Наряду со  свободной, совершенной конкуренцией  появились ее новые виды, и,  прежде всего, конкуренция несовершенная1, делающая безусловно необходимым расширение аппарата и функций государства (антитрестовские законы, законы по защите конкуренции, поддержка малого предпринимательства и т. д.)

Марксистские и социалистические концепции, делающие акцент на выравнивании доходов, события 1917 г. в России существенно повлияли на то, что в странах с рыночной экономикой правительства начали играть важную роль в перераспределении доходов. Перераспределение доходов, то есть снижение доходов богатых и повышение благосостояния бедных, стало рассматриваться как одна из основных задач экономической политики. Получили распространение налогообложение дохода по резко прогрессивной шкале, субсидирование товаров первой необходимости, социальные пособия. В прошлом такой политики не было или она проводилась лишь в редких случаях. Рост государственных расходов на образование и здравоохранение также обосновывался необходимостью перераспределения доходов.

Экономический кризис 30-х  годов и торжество кейнсианской доктрины еще больше стимулировали рост государства и расширение его функций. Главная идея кейнсианской революции заключалась в том, что государство должно взять на себя ответственность за уровень  общественного производства и при недостаточном совокупном спросе компенсировать его из государственного бюджета. Для этого предлагались программы общественных работ и система пособий по безработице, расширение госсектора, использование гибких налоговых схем. Во многих странах были введены государственные пенсионные системы и различные формы помощи малоимущим слоям населения.

Расширению экономической  роли государства способствовали крупные  технологические изменения в  экономике, ставшие особенно очевидными после второй мировой войны. Выдвинутая П.Самуэльсоном и Р.Масгрэйвом концепция “общественных благ” 1 доказывала, что государство должно отвечать за предложение товаров и услуг, не выраженных в спросе, но важных для экономики и общества в целом.

Из концепции общественных товаров экономистами были сделаны  следующие выводы для экономической политики государства.

  • поскольку гражданин покупает общественный товар по цене, равной налогу, то необходимо поддержание равновесия между доходами бюджета, формируемыми из налогов, и его расходами;
  • структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары;
  • с увеличением или уменьшением спектра общественных товаров должен соответственно увеличиваться или уменьшаться государственный бюджет.

Для 50-60-х годов, ставших  периодом  расцвета государственного вмешательства в экономику1, был характерен ряд наивных политических идей относительно роли государства в экономике. Предполагалось, что государственные решения принимаются на основе рациональности и взвешенности. Поэтому невозможны противоречия между различными направлениями экономической политики, которая отличается последовательностью как в пространственном, так и во временном аспектах.

Широкое распространение  получила патерналистская политика, при которой предпочтения потребителей заменяются предпочтениями государства, которое определяет структуру жизненно важных товаров. Считалось, что деятельность государственных структур направлена исключительно на реализацию и гармонизацию общественных интересов и нет фактов своекорыстного, рентоориентированного поведения государственных чиновников.

Однако хозяйственная  практика показала, что идеалистический  взгляд на государство далек от реальной жизни. Во-первых, фактом является то, что  государство далеко не монолитно, а  характеризуется множественностью центров выработки политики, каждый из которых руководствуется своими представлениями об общественных интересах. Во-вторых, экономическая политика не всегда отличается научной взвешенностью и последовательностью. В-третьих, принимаемые решения могут определяться корыстью государственных чиновников и группами давления.

Осмысление всего этого  в последние годы привело к  определенному пессимизму относительно роли государства в экономике  и большему вниманию к рынку. Произошел  радикальный пересмотр идей, которые  раньше способствовали возрастанию государственного вмешательства в экономику.

В начале 70-х годов  экономика промышленно развитых стран столкнулась не только с  глубоким циклическим кризисом и  затуханием темпов экономического роста, но и с рядом структурных кризисов: энергетическим, сырьевым, экологическим, валютно-финансовым. Инфляция приняла острые формы, а в отдельных странах стала перерастать в гиперинфляцию. В этих условиях в экономической науке возобладало новое направление – монетаризм ( денежная теория ). Ее родоначальник – американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен.

По политическим взглядам М. Фридмен является сторонником  идеи свободного предпринимательства. По мнению Фридмена, свободный рынок  представляет собой устойчивое, саморегулирующееся образование, стабильность функционирования которого нарушается любым государственным воздействием. Следовательно, для реализации свободы и повышения экономической эффективности необходимо ограничить роль государства.

Как считает М. Фридмен, государство не должно допускаться к созданию материальных ценностей, регулированию объемов производства, занятости и цен. В книге “Капитализм и свобода” он перечисляет 14 сфер, из которых государство должно быть исключено. По его мнению, необходимо : отказаться от поддержки цен на сельскохозяйственные продукты, отменить экспортно-импортные квоты и тарифы, правительственный контроль над объемом производства и величиной квартплаты, отменить законодательно установленные пределы заработной платы и максимальные пределы цен, отказаться от детального регулирования любых областей экономической деятельности, любого контроля над радио и телевидением, отменить обязательное страхование для обеспечения пенсий по старости, лицензирование любых видов трудовой деятельности, прекратить государственное жилищное строительство, отказаться от всеобщей воинской повинности в мирное время и т.д.

Сфера деятельности государства  в экономике должна ограничиваться регулированием количества денег в  обращении, борьбой с естественными  монополиями, отдельными несовершенствами рынка или же социальной помощью в вопросах, касающихся детей и недееспособных членов общества. Таким образом, существование свободного рынка не снижает, по Фридмену, необходимости существования правительства. Правительство необходимо как  “форум для определения правил игры и как арбитр, толкующий установленные правила и обеспечивающий их соблюдение. Рынок резко сужает круг вопросов, которые нужно решать политическими средствами, и…сводит к минимуму необходимость прямого правительственного участия в игре” [5, с.31].

Под влиянием экономического кризиса, идей Фридмена, а также прихода  к власти ключевых фигур 80-х годов  – Р.Рейгана, М.Тетчер, папы Иоанна Павла II1 произошла серьезная переоценка роли государства в политической и экономической жизни. Результатом стало постепенное уменьшение государственного вмешательства в экономику и большее доверие к распределительным возможностям рынка. В функциях правительства происходит сдвиг от замещения рынка к его поддержке и дополнению, а также возврат к своим базисным функциям, таким как обеспечение законности и порядка, оборона, гарантия прав собственности и выполнения контрактов, проведение определенных общественных работ.

“Проблема заключается  не в том, - замечает Дж.Стиглиц, - должно ли государство быть вовлеченным в экономическую жизнь общества, а в том, каким образом это нужно делать. Следовательно, основной вопрос – не масштабы государства, но направления и методы его деятельности. В странах с эффективными экономиками сфера деятельности государства достаточно широка” [4, с.27].

Модификация места и  роли государства в процессе развития никоим образом не исчерпывается  характеристиками типа: больше – меньше. Значимость государства для развития в некоторых отношениях, безусловно, снижается, но в других, напротив, - повышается. Для определения существа процессов, происходящих в этой сфере, думается, больше подходят такие понятия, как усложнение и совершенствование, обусловленные продвижением на более высокую ступень развития.

Что же касается постсоциалистических стран, то они переживают крайне сложный период восстановления рыночных отношений, и чтобы ограничить роль государства именно базисными функциями, требуются глубокие реформы как экономики, так и самого государства.

Основные выводы

1. Современный хозяйственный механизм рыночной экономики представляет собой взаимосвязь и взаимодействие рынка и государства.

  2. Основными направлениями  экономической деятельности государства  являются обеспечение сохранности  рыночного механизма и условий  его нормальной работы, а также решение экономических и социальных проблем, перед лицом которых рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или недостаточную эффективность.

3. Государство выполняет  свои функции, используя экономические  (косвенные) и административные (прямые) методы. Использование экономических методов предполагает воздействие на экономические интересы субъектов экономики. Административные методы предусматривают беспрекословное исполнение решений, предписанных государством.

4. На разных исторических  этапах развития общества границы и формы вмешательства государства в экономику изменялись и совершенствовались.

 

1 Теоретики предельной полезности часто прибегали в изложении своих концепций к так называемому методу «робинзонады». Представим себе одинокого Робинзона на острове с источником пресной воды. Предположим, что литр воды ежедневно нужен Робинзону для утоления жажды. Еще два литра – для приготовления пищи, 5 литров для поливки огорода, 10 литров для мытья и стирки, еще 2 литра – для поливки услаждающего его взор цветника. Итого Робинзон может найти применение 20 литрам воды ежедневно, остальное ему использовать некуда. Допустим, что источник дает ежедневно 100 литров воды. Ясно, что в этих условиях Робинзон может полностью набрать свои 20 литров, 80 литров являются лишними. Какова же будет для него ценность одного литра воды ? Она будет равна нулю, так как, потеряв один литр, он сохранит 99, а это по-прежнему намного больше, чем ему надо. И если на острове появится Пятница, то у Робинзона не будет экономических оснований взимать с него плату за пользованием источником.

Предположим теперь, что в результате жесточайшей засухи источник заметно иссяк и дает уже лишь ровно 20 литров воды в день. Робинзон все еще полностью удовлетворяет свои потребности, но теперь утрата даже одного литра для него сопряжена с некоторыми потерями: его цветник лишится по меньшей мере половины необходимой ему воды и начнет вянуть.

Пусть к Робинзону приползет  умирающий от жажды Пятница. В  этой ситуации вполне вероятно, что  Робинзон разрешит ему напиться, но теперь уже не даром, а в обмен  на что-то имеющее для него не меньшую  ценность, чем его цветник (пример, разумеется условный, поэтому не будем упрекать Робинзона в жестокосердии).

Чем больше будет высыхать источник, тем ощутимее будут для Робинзона  потери каждого литра воды. Теряя  каждый раз из следующих 10 литров, Робинзон будет вынужден ходить все более грязным, потеряв еще 5 литров воды, он лишится овощей и фруктов, а затем для него уже непосредственно встанет вопрос жизни и смерти. И по мере этого он будет запрашивать с Пятницы все более высокую цену, пока наконец никакие ценности в мире не заставят его расстаться ни с одним стаканом. Таким образом, ценность блага определяется ценностью последней имеющейся в наличии единицы, величиной предельной полезности.

 


Информация о работе Экономическая наука и ее эволюция