Экономическая ценность и альтернативная стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 02:56, курсовая работа

Описание

Цель работы - понять сущность, экономических благ и связанных с ними экономических категорий. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
· подробно изучить экономические блага и их классификацию;
· изучить экономическую ценность и альтернативную стоимость благ.

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика экономических благ 4
1.1 Понятие экономических потребностей и благ 4
1.2 Экономические блага в общей классификации благ 9

2. Ценность и альтернативная стоимость 13
2.1 Товар и его свойства 13
2.2 Проблемы соизмерения благ 17
2.3 Концепция альтернативной стоимости 22

Заключение 27

Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

экономические блага.docx

— 49.79 Кб (Скачать документ)

В экономическом анализе полезность все же используется чаще всего для  описания предпочтений при ранжировании наборов потребительских благ и  услуг.

Каждому набору потребительских товаров  можно установить некоторое число (количество) таким образом, что если набор А предпочтительнее набора В, то и число, соответствующее набору А, будет больше, чем для В. В  этом состоит функция полезности - упорядочивать выбираемые потребителем наборы (товары, услуги) по уровням удовлетворения потребностей. Функцию полезности удобнее  применять к анализу выбора при  трех и большем числе товаров. В этом случае выбор потребителя  может быть объяснен порядковым ранжированием  уровней полезности. Информацию о  выборе мы используем для того, чтобы  сделать вывод об их предпочтениях  и вкусах, но не о том, чтобы сказать, насколько один набор предпочтительнее другого.

Следующий шаг - найти способ описания ограничений, влияющих на множество тех возможностей, которыми располагают потребители. К их числу относятся все обстоятельства, которые не дают людям возможности  потреблять все, что они хотели бы потреблять. Такие ограничения, пределы  ставятся в первую очередь ценами, а также размерами потребительского бюджета. Хотя не исключены и пределы  нерыночного характера.

Числовые  свойства функции полезности оказалось  удобным использовать при принятии потребителями решений, имеющих  приростной характер. Примером такого рода может послужить решение получать ежемесячно дополнительно по 1 единице товаров или услуг. В подобных случаях принято характеризовать результаты того, что сделано в большем или меньшем объеме понятием «предельный». Таким образом, предельная полезность представляет собой дополнительное, добавочное удовлетворение, получаемое потребителем от дополнительной единицы блага. Например, предельная полезность, связанная с ростом потребления от 0 до 15 единиц предметов потребления может равняться 14, от 0 до 10 - 9.

По  мере роста потребления товара или  услуг процесс потребления дает все меньше и меньше приращения полезности. Хотя достаточно очевидно, что с  увеличением (до некоторого предела) количества вещей данного вида, обладающих полезностью  для потребителя, возрастает их общая, суммарная полезность, т.е. по мере роста  объема потребляемых благ наблюдается  приращение полезности. В то же время, отметим еще раз, увеличение суммарной  полезности с ростом количества благ подчинено определенной закономерности, проявляющейся в уменьшении, затухании  общего эффекта по мере насыщения  потребления благами и определяемой как убывающая предельная полезность (или снижающая предельная полезность). Данный принцип был сформулирован  как экономический закон.

Согласно  закону убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемого  блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, т.е. дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу  ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы.

Практическое  значение закона убывающей предельной полезности состоит, прежде всего, в  том, что он позволяет предсказать  поведение покупателей при выборе ими количества и набора приобретаемых  и потребляемых благ. Принцип убывания предельной полезности можно применить  в более сложной ситуации, когда  перед покупателем стоит проблема выбора и потребления нескольких благ. В этом случае, когда предельная полезность, получаемая в расчете  на каждую единицу стоимости одного блага, становится равна предельной полезности, получаемой в расчете на каждую единицу стоимости другого блага, достигается потребительское равновесие. Это можно сформулировать иначе: отношение предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Таким образом, понятие потребительской полезности товара является основой при конструировании так называемой функции полезности потребления. Данная функция описывает зависимость совокупной потребительской полезности набора товаров от количества товаров, приобретаемых в течение некоторого периода времени. Это функция многих переменных.

Потребительское равновесие - ситуация, в которой  потребитель не может увеличить  общую полезность, получаемую при  данном бюджете, расходуя меньше денег  на покупку одного блага и больше - на покупку другого.

Теория  предельной полезности выглядит вполне логичной, хотя, как всякая теория, неизбежно  несет на себе печать односторонности и ограниченности. В частности, многих теоретиков смущало то, что категория полезности слишком зыбка, субъективна и не поддается даже приблизительному количественному измерению. А то, что нельзя измерить, трудно использовать в качестве доказательства теоретических положений.

Как известно из повседневной практики, многие товары взаимосвязаны друг с другом в процессе потребления: некоторые  товары могут потребляться только совместно (они называются «комплементарными»), другие, наоборот, служат удовлетворению одной и той же потребности  и являются в той или иной степени  взаимозаменяемыми (товары-«субституты»). Следовательно, правильнее рассматривать  полезность не от потребления отдельно взятого товара, а от всего набора потребляемых товаров. Это открывает  возможность оценивать полезность не с количественной точки зрения, а с точки зрения порядка предпочтения разных наборов товаров. Так совершился переход от «кардиналистского» (т. е. количественного) подхода к полезности - к «ординалистскому» (т. е. порядковому).

Ординалистский  подход утверждает, что ценность одного и того же блага зависит не только от его количества, но также от ассортиментного  набора, в котором это благо находится (одно и то же количество хлеба может иметь весьма различную ценность в зависимости от того, в каком наборе оно находится). Эта идея привела к тому, что понятие полезность лучше применять не к отдельному благу, а к определенному потребительскому набору. Причем одну и ту же степень полезности могут иметь различные потребительские наборы. Теория отказывается от представления о том, что потребитель способен количественно измерить полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, а предполагает, что он может просто сравнивать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности. Другими словами, потребитель не мучается вопросом количественной оценки полезности товара. Не требуется от него при выборе набора товаров и ответ на вопрос, во сколько раз данный набор полезнее всякого другого. Потребитель на основе своей субъективной оценки выносит решение, что данный набор товаров для него предпочтительнее всех прочих

Итак, от потребителя требуется только умение сравнить два набора благ и  выбрать, который из них предпочтительней, причем неважно, на сколько. По отношению  к любому заданному набору потребитель  может разделить все возможные  потребительские наборы на 3 части:

· наборы, которые предпочтительнее данного;

· наборы, которые менее предпочтительны, чем данный;

· наборы, которые обладают той же самой полезностью - эквивалентные (безразличные).

Эти предположения легли в основу теории потребительского выбора.

 

 

 

 

2.3 Концепция альтернативной  стоимости

Современная экономическая теория в отличие  от исходных принципов марксистского  анализа процесса капиталистического производства, по-иному подходит к  трактовке издержек. Согласно марксистской концепции, издержки производства - это  то, что стоит товар капиталисту, а именно: сумма расходов на приобретение средств производства и рабочей  силы (постоянного и переменного  капитала). Современная экономика, прежде всего, исходит из редкости (ограниченности) используемых ресурсов и возможности  их альтернативного использования.

Изучая  издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров, прежде всего, следует  обратить внимание на явные и неявные  издержки, так как и те и другие учитываются фирмой в ее деятельности.

Явные (внешние) издержки - это денежные выплаты  за ресурсы, полученные со стороны. К  ним относятся: заработная плата  наемных работников, оплата сырья, материалов, транспортных, финансовых, юридических  и других услуг. Только эти издержки учитываются бухгалтерией, поэтому  их часто называют бухгалтерскими. Они фиксируют реально осуществленные денежные затраты и представляют собой себестоимость продукции. К явным, относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства. Классическими факторами  производства являются труд, земля (естественные ресурсы) и капитал. Они связаны  с приобретением ресурсов на стороне. В любом случае все явные затраты  фирмы в конечном счете сводятся к возмещению использованных факторов производства. Сюда входит оплата труда  в виде заработной платы, земли в  виде аренды, капитала в виде расходов на основные и оборотные фонды, а  также оплата предпринимательских  способностей организаторов производства и сбыта. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость  продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью - как прибыль.

Однако  сумма производственных издержек, если в них включать лишь явные издержки, может быть заниженной и прибыль  соответственно завышенной. Для более  точной картины в издержки следует  включать не только явные, но и неявные (вмененные) затраты в соответствии с современной экономической теорией. Неявные (внутренние) издержки - это издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных (внутренних) ресурсов. В отличие от явных издержек, они не оплачиваются и не отражаются в бухгалтерской отчетности. Эти издержки носят скрытый характер и выступают как вмененные издержки собственных ресурсов фирмы, применяемых ею в производстве. Вмененными называются альтернативные издержки (альтернативная стоимость) использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы другим организациям или лицам. Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их в банки и получить ссудный (банковский) процент.

Ситуация  выбора создаёт проблему рационального  ведения хозяйства. Каждый хозяйствующий  субъект (субъект экономических  отношений) стремится к достижению максимальных результатов при условии  минимизации затрат.

Делая выбор, мы каждый раз отказываемся от чего-либо. Каждый выбор связан с  затратами упущенных возможностей или альтернативной стоимостью.

Альтернативная  стоимость - это количество товаров  или услуг, от которых приходится отказываться, чтобы приобрести товар  или услугу, которым отдано предпочтение. Альтернативная стоимость - это цена выбора. В ходе выбора любое общество решает три главных вопроса: что, как, для кого.

В экономической науке нет существенных различий между теорией предложения  и теорией спроса. И та и другая предполагают, что лица, принимающие  решения, могут выбирать, что выбор  предполагает наличие альтернатив  и что выбор основывается на сопоставлении  ожидаемых выгод, связанных с  альтернативами. Логика экономии одинакова  и у производителей, и у потребителей.

Рассчитывая издержки производителя, мы обычно вспоминаем, что используется для производства. Мы думаем о сырье и материалах, о затратах рабочего времени, а также, может быть, о необходимых машинах  и инструментах. Мы выражаем ценность этих ресурсов в денежных единицах и предполагаем, что издержки на производство товара равны сумме  этих денежных оценок. Здесь нет  ошибки, но вопрос, почему данные ресурсы  имеют именно такую денежную оценку, остается при этом без ответа. Концепция  альтернативной стоимости утверждает, что эти оценки отражают ценность данных ресурсов при их наилучшем  альтернативном использовании, или, другими  словами, ценность тех альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать, когда данные ресурсы используют для производства товара A или товара В.

Для производителя товаров A издержки равны  расходам на приобретение соответствующих  ресурсов. Но т.к. существуют другие возможности  их использования, то он должен заплатить  за ресурсы по цене «лучшей альтернативы». Таким образом, ценность нереализованных  альтернативных возможностей превращается в издержки производства товара А. В  этом есть глубокий смысл, т. к. затраты  на получение дополнительной единицы  товара А по самой своей сути равны  ценности того, от чего приходится отказываться или чем приходится жертвовать, чтобы  получить эту единицу.

Для наглядности можно рассмотреть  пример на производстве мебели. Часть  издержек её производства составляет стоимость древесины. Предположим, что увеличится спрос на новые  жилые дома и, соответственно, строительные фирмы станут закупать гораздо больше древесины. Если вследствие этого повысится  цена древесины, то вырастут издержки производства мебели. Не произошло  ничего такого, что изменило бы физический объем ресурсов, используемых для  производства стола, но издержки повысились. Так как жилые дома, при строительстве  которых используется древесина, теперь ценятся выше, чем раньше, то производитель  мебели должен оплачивать более высокую  альтернативную стоимость древесины, из которой он хочет делать свою мебель.

Концепция альтернативной стоимости объясняет  также, каким образом в производственные издержки входит труд. Наниматели должны предложить рабочим такую заработную плату, которая побудит их отказаться от всех других возможностей. Квалифицированный  рабочий будет получать больше неквалифицированного лишь по той причине, что в каком-нибудь другом месте его квалификация имеет  большую ценность.

Если  в этом месте рабочему предложат  большую зарплату для прежнего работодателя их альтернативная стоимость. Он постарается  заменить их другими рабочими, чья  альтернативная стоимость ниже.

Понятие альтернативной стоимости можно  также проиллюстрировать на примере  такого ресурса, как земля. Предположим, вы хотите купить один гектар земли, чтобы  построить дом. Сколько вам придется заплатить за землю, будет зависеть от ценности земли при ее альтернативном использовании. Считают ли другие люди этот гектар земли прекрасным участком под застройку, есть ли перспективы  использовать его в промышленности или торговле, использовался бы он в качестве пастбища, если бы вы его  не купили? Ваши затраты на покупку  земли будут определяться альтернативными  возможностями ее использования, которые  усматривают другие люди.

Исходя  из концепции альтернативной стоимости, современные экономисты делают следующие  выводы:

· кривые предложения, равно как и  кривые спроса, отражают то, как люди оценивают ценность альтернативных возможностей. И количество блага, которое  предлагается на продажу, и количество, на которое предъявляется спрос, зависят от выбора, который делают люди после того, как они соотнесут  доступные им возможности;

Информация о работе Экономическая ценность и альтернативная стоимость