Экономическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:05, курсовая работа

Описание

Из этого следует, что целью курсовой работы является выявление основных механизмов обеспечения и путей совершенствования экономической безопасности России.
Для реализации поставленной цели, следует выделить следующие задачи:
- дать определение понятию и сущности экономической безопасности;
- разобрать структуру и основные показатели экономической безопасности
- рассмотреть проблемы обеспечения и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны;
- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.

Содержание

Введение……………………………………………………..………………..….3
Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности……………….5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности……………….5
1.2. Структура экономической безопасности…………………………..8
1.3. Показатели экономической безопасности………………………….10
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности…...14
2.1. Проблема обеспечения экономической безопасности страны…....14
2.2. Потенциальные угрозы экономической безопасности страны…...20
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России…………....24
3.1. Механизм обеспечения экономической безопасности России...…24
3.2. Пути совершенствования экономической безопасности России...26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………....35

Работа состоит из  1 файл

экономическая безопасность россии.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

   3. Возрастание неравномерности   социально-экономического развития регионов.

   Важнейшими  факторами этой угрозы являются: объективно существующие  различия  в уровне  социально-экономического  развития регионов,  наличие депрессивных, кризисных и отсталых в  экономическом  отношении  районов  на  фоне структурных  сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственном - технологических связей  между  предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва  в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

   4. Криминализация   общества   и  хозяйственной  деятельности, вызванная в основном такими  факторами, как: рост безработицы,  поскольку значительная часть  преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников  государственных органов с организованной  преступностью,  возможность  доступа криминальных структур   к  управлению  определенной  частью  производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы  государственного  контроля,  что привело к расширению  деятельности  криминальных   структур   на   внутреннем финансовом  рынке,   в   сфере  приватизации,  экспортно-импортных        операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение  указанных угроз,  являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный   инвестиционный  климат,  охранение  инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

   5. Распад научно-технического потенциала.

   Научно-технический  потенциал, несмотря на известные слабости (в особенности - односторонняя ориентация на военные цели), был в целом  сопоставим с североамериканским и  западноевропейским. Обвальное падение производства, особенно в ВПК, парализовало спрос на НИОКР. Одновременно сократились бюджетные ассигнования на науку.

   Изощрённой  формой «утечки» является найм на работу российских учёных и специалистов иностранными компаниями с иностранным участием на территории России. Они «эмигрируют», не выезжая за границу.

   Например, «Проктер энд Гэмбл» на 5 лет арендовало Институт биомедицинской химии АМН  России. Американская корпорация Boeing размещает заказы на российских фирмах и оплачивает их после выполнения работ. Сейчас по такой схеме с ними работают более 30 российских компаний (ЦАГИ, IBS, «Хруничев» и другие). Корпорация Intel создала центр по разработке ПО в Нижнем Новгороде, где трудится более 120 человек, и ещё около 90 – по контракту.

   Помимо  «внешней», существует «внутренняя утечка». А именно, исход учёных и специалистов из научно-технической сферы в другие области национальной экономики – административные, коммерческие и криминальные структуры.

   Этот  процесс превышает в 10 раз «утечку  умов» за рубеж. 

   Повышение научного бюджета произошло за счет статьи - фундаментальных космических исследований. Все это является поводом говорить о недофинансировании науки. В частности, профсоюз РАН считает, что развитие научно-технического потенциала требует увеличения расходов в 2 раза - иначе старение научных кадров (уже сейчас достигнут критический уровень 55 лет) приобретет катастрофический характер.

   Бюджетное финансирование российской науки эксперты считают неэффективным, поскольку  в науке доминируют старые финансовые структуры и механизмы, на бюджетные деньги продолжают претендовать многочисленные субъекты научно-технической деятельности. Чтобы конкурировать на мировых рынках интеллектуальной продукции, наука должна демилитаризироваться, стать более компактной и сосредоточиться на приоритетных направлениях. Однако схема финансирования должна быть иной, а именно: только через конкурсный отбор заявок и исполнителей на основе независимой экспертизы, через широкое использование проектного финансирования и контрактной формы выполнения работ.

   Институтом  истории, естествознания и техники  РАН был проведен опрос по теме: «какие ассоциации вызывают у него слова «современный российский ученый»». Так вот более четверти участников опроса назвали «творчество», «увлеченность» и «ум», но они указали и на «бедность», которая, прежде всего, характеризует сегодняшнее положение ученого.

   Вместе  с тем в нашем обществе зарождается  и представление об ученом как  о богатом человеке, научная деятельность которого приносит определенный доход.

   Появился даже новый образ – ученого-предпринимателя, который разительно отличается от научного сотрудника советской формации. 
В образ ученого вошло и такое понятие, как «грант» – об этом вспомнили 5,5 % опрошенных. В целом результаты опроса свидетельствуют о том, что недостаточно эффективная политика государства в области науки разрушила прежний образ ученого – человека, чей труд так необходим государству и должен хорошо оплачиваться. Именно работа на идею вызывает в современном российском обществе непонимание и осуждение.

   Предотвращение  или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения  и мониторинга факторов, подрывающих  устойчивость социально-экономической  системы государства. 
 
 
 
 
 
 

   Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России

   3.1. Механизм обеспечения экономической безопасности России 

   Меры  и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые  на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

   1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

   Важнейшими  элементами механизма обеспечения  экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

   Мониторинг  как оперативная информационно-аналитическая  система наблюдений за динамикой  показателей безопасности экономики  имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).

   2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической  безопасности Российской Федерации

   Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

  • динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
  • состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
  • способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;
  • состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;
  • качество жизни населения .

   3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. 
  2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. 

   Экспертиза  принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

  • 3.2. Пути совершенствования экономической безопасности России 
  •    Стратегической  целью обеспечения экономической  безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

       Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации и объединения.

       Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному  времени (ближайшие 15-20 лет) и стать  ориентиром при принятии важнейших  политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов, прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

       Наиболее  важными задачами в обеспечении  экономической безопасности, должны стать:

    1. регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;
    2. дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;
    3. поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;
    4. проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
    5. обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;
    6. достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;
    7. обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).

       Главная цель экономической стратегии состоит  в восстановлении в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить на новой основе и  с помощью новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально иной структуры экономики и образование промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для перелива капитала в новое русло развития экономики.

       Приоритетами  экономической политики Правительства  Российской Федерации на среднесрочную  перспективу станет реализация антикризисных  мер, а также мер, ориентированных  на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности  экономики страны.

       К основным приоритетам следует отнести  выполнение социальных обязательств государства  перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

    Информация о работе Экономическая безопасность России