Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:12, курсовая работа
Потребность в защите от нежелательных внешних  воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности – это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В  условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.  
  Сегодня наиболее актуальными являются вопросы, связанные с угрозами национальной безопасности Российской Федерации. Экономическая безопасность – одна из важнейших составляющих национальной безопасности страны.
Введение
Глава 1.  Понятие и структура экономической безопасности России.
Сущность и виды экономической безопасности.
Структура системы экономической безопасности.
Показатели экономической безопасности России.
Глава 2. Проблемы экономической безопасности России.
           2.1 Военно-экономическая безопасность.
2.2 Внутриэкономическая безопасность.
2.3 Внешнеэкономическая  безопасность.
Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности.
           3.1 Мониторинг, разработка критериев  и параметров экономической                                      
                 безопасности.
           3.2  Необходимые меры для повышения  экономической безопасности   
                 России.
           3.3  Деятельность государства  по обеспечению экономической безо-
                 пасности качество жизни населения.
Заключение
Список используемой литературы
    
Формально в составе ОПК (ВПК 
в какой-то момент 
    
Тяжелее всего приходится 
    
Возрастающий интерес к 
   Впрочем, 
у Московского завода проблемы 
с выпуском боевой техники. 
По российскому 
Таким образом, американцы смогли прямо влиять на конструкторскую и производственную деятельность предприятия. До настоящего времени злоключения московского завода не закончились.(1)
    
Вокруг активных располагаются все 
остальные живые. Их объединяет важнейший 
квалифицирующий признак  - они в существенно 
большей степени зависят от государства. 
И если НПК или  «Каскол» смогут  
выжить без заказов государства. И если 
НПК или «Каскол» смогут выжить без заказов 
государства, за счет своей диверсифицированности 
и соотношения «военное-гражданское», 
то для всех остальных поддержка  государства 
критически  необходима. Кроме того, над 
ними висит дамоклов меч государственного  
самодурства, хотя форма   собственности 
не так уж и важна – мир знает и убыточные 
частные, и чрезвычайно прибыльные государственные 
компании. Например, в Италии с 30-х  годов 
успешно работает государственный  холдинг, 
объединяющий около 200  высокотехнологичных 
компаний. А в США практически весь бизнес 
частный.  У англичан  было несколько 
волн национализации-
    
Основная проблема в качестве 
собственника. Менеджмент в России 
на многих государственных 
Проблемы экспорта продукции ОПК заключаются в отсутствии внутреннего спроса и стремительного старения экспортного потенциала ОПК. Другой аспект этой проблемы – стремительное старение экспортного потенциала ОПК. Россия торгует в основном «платформами» военной техники, а этот рынок просто исчезает на глазах. В рамках многочисленных офисных и лицензионных соглашений технологии производства платформ постепенно широко распространяются. Стремительно растет другой рынок – электронных, оптических и других подсистем. Именно поэтому от государства требуется четкая программа вооружений, которая должна быть техническим отражением четкой военной доктрины. Еще одной актуальной проблемой ОПК, связанной с государственной стратегией, является проблема сохранения научной школы.
  Всё 
последние десятилетие 
В бюджете 2001 года расходы на НИОКР были пересмотрены в сторону увеличения на 40%, но этого недостаточно.
Еще одной серьезной проблемой является взаимодействие транснациональных корпораций с российской наукой и наукоемкими отраслями отечественной промышленности, «оно приобретает явно односторонний … характер. Например, транснациональные корпорации запатентовали сотни российских изобретений, применяемых на самых современных образцах военной техники… масштабы «патентной агрессии» против России достигают огромных размеров. В результате этого Россия может столкнуться с весьма серьезными правовыми проблемами при продвижении своего новейшего наукоемкого оружия на мировой рынок».
Проблемы вооруженных сил.
В начале ноября 2000 года Совет безопасности России подвел черту под дискуссиями о военной реформе, продолжавшиеся с большей или меньшей степенью интенсивности все последние десять лет. Плачевное состояние вооруженных сил признают и сами военные, сделавшие горький вывод о том, что в ближайшей перспективе Россия будет не способна «вести крупномасштабную войну обычными средствами». Как признал секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, «людей в погонах в России сейчас около трех миллионов – это непосильная ноша для нашей экономики.(10) Из общего состава силовых структур, где числиться 2 млн. 360 тыс. военных и 960 тысяч гражданского персонала, должны быть уволены около 600 тысяч. В том числе армия и флот, где под ружьем находятся около 1 млн. 200тысяч, потеряют 365 тысяч штыков, а другие войска – чуть больше 100 тысяч. В России на одного солдата два командира и три гражданских. Согласно принятой Концепции безопасности страны, необходимо довести уровень расходов на оборону и безопасность до 5,1% от ВВП, и эта цифра в бюджете превышена: на оборону направляется 3,41%, на безопасность – 1,85%. Более трети расходной части бюджета на оборону и безопасность.
2.2.Внутриэкономическая безопасность.
  Региональный 
уровень экономической 
К наиболее вероятным угрозам развития экономической безопасности России относятся угрозы возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов России. Важнейшими факторами угроз являются:
Разница в отношениях с федеральным бюджетом некоторых субъектов Федерации, появившихся в середине 90-х годов, ведет к невозможности реализации фундаментального конституционного принципа равноправия для всех субъектов Федерации.
Происходит дальнейшее падение уровня социально-экономического развития в отсталых и слабоосвоенных районах с экстремальными природно-климатическими условиями в силу острой неконкурентоспособности местных производств и практически стихийного оттока населения из районов Севера. Наблюдается чрезмерная территориальная концентрация производственных сил в результате преимущественного размещения торгово-промышленного и банковского капитала в немногих высокоурбанизированных зонах и крупнейших городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
Так в 1997 году 11 регионов (г. Москва, Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Свердловская, Нижегородская, Пермская области, республики Татарстан и Башкоторстан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) обеспечили 66% доходов в федеральный бюджет.(12) И если на данный момент положение в связи с ростом российской экономики немного изменилось, диспропорции в развитии регионов сохраняются. Об этом можно судить по уровню покупательной способности населения 20 первых регионов России, приведённому в таблице 3, и по уровню концентрации доходов населения приведенному в таблице 4.(15)
Таблица 3. 20 лучших регионов России по уровню покупательной способности населения.
| Рейтинг инвестиционного потенциала в 1999 – 2000 гг. | Регион | Соотношение доходов населения и прожиточного минимума | 
| 1 | Москва | 7,76 | 
| 5 | Ханты-Мансийский АО | 5,26 | 
| 19 | Ямало-Ненецкий АО | 5,01 | 
| 32 | Тюменская область | 4,39 | 
| 33 | Республика Коми | 3,77 | 
| 26 | Мурманская область | 3,24 | 
| 7 | Самарская область | 3,10 | 
| 63 | Республика Северная Осетия-Алания | 3,03 | 
| 6 | Красноярский край | 2,99 | 
| 8 | Республика Татарстан | 2,81 | 
| 62 | Новгородская область | 2,71 | 
| 12 | Челябинская область | 2,66 | 
| 17 | Республика Саха (Якутия) | 2,63 | 
| 55 | Тамбовская область | 2,61 | 
| 48 | Томская область | 2,60 | 
| 13 | Кемеровская область | 2,58 | 
| 9 | Пермская область | 2,54 | 
| 11 | Республика Башкортостан | 2,54 | 
| 16 | Иркутская область | 2,51 | 
| 10 | Краснодарский край | 2,50 | 
Таблица 4. 20 первых регионов России с наибольшей концентрацией доходов населения.
| Рейтинг инвестиционного потенциала 1999 – 2000гг. | Регион | Доля в общероссийских доходах (%). | 
| 1 | Москва | 25,15 | 
| 2 | Санкт-Петербург | 3,85 | 
| 3 | Московская область | 3,39 | 
| 7 | Самарская область | 2,61 | 
| 4 | Свердловская область | 2,48 | 
| 5 | Ханты-Мансийский АО | 2,45 | 
| 10 | Краснодарский край | 2,36 | 
| 15 | Ростовская область | 2,25 | 
| 6 | Красноярский край | 2,11 | 
| 11 | Республика Башкортостан | 2,10 | 
| 12 | Челябинская область | 2,06 | 
| 8 | Республика Татарстан | 2,02 | 
| 13 | Кемеровская область | 2,02 | 
| 16 | Иркутская область | 1,87 | 
| 9 | Пермская область | 1,83 | 
| 14 | Нижегородская область | 1,50 | 
| 17 | Республика Саха (Якутия) | 1,49 | 
| 18 | Новосибирская область | 1,40 | 
| 21 | Саратовская область | 1,26 | 
| 20 | Приморский край | 1,24 | 
Из приведённой выше таблицы видно, что на долю 20-ти первых регионов с наибольшей концентрацией доходов населения приходится 65% всех доходов населения, причем 25% всех доходов приходится на одну Москву. Подобный дисбаланс естественно вызывает социально-экономическую напряженность населения. Структуру современного социального пространства российского общества можно охарактеризовать следующими стратами: 0,1:2:15:66:10:7. (14)
В общих чертах структура формирования региональной экономической безопасности России – это, прежде всего комплекс экономических, геополитических, экологических правовых и иных условий, которые призваны обеспечивать:
Экономическая безопасность региона – это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность её развития.(6)
Авторы «Направлений» обоснованно считают, что «активное включение России в процесс экономической глобализации… должно использоваться для усиления внутренней экономической интеграции». И предлагают для этого развивать трансконтинентальные коммуникации, сдерживая рост тарифов на перевозку грузов на дальние расстояния.
Макроэкономические показатели.
Первая группа 
индикаторов экономической