Экономическая безопасность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание

Экономическая безопасность - основа жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости. Система её критериев включает количественные и качественные характеристики ресурсного, производственного, научно-технического потенциала, эффективность его использования и развития, структурного преобразования производства, конкурентоспособность продукции и разделение труда на мировом рынке, целостность экономического пространства, возможность адаптации к новым условиям и др. Но, в конечном итоге, целью экономической безопасности является недопущение нерационального по социально-экономическим, политическим и национальным критериям использования природных и трудовых ресурсов, их перераспределения в пользу конкурирующих стран.

Содержание

I ЧАСТЬ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
1.2 СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
II ЧАСТЬ КОМПОНЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УГРОЗ
2.2 МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
2.3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.4 ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

кУРСАЧ.docx

— 54.16 Кб (Скачать документ)

     Первая  группа отличается устойчивым платежеспособным спросом и нормой прибыли, достаточной  для  удержания собственных  оборотных  средств и мобилизации внешних  кредитов для их пополнения. Это, как  правило, предприятия нефтегазовой, химической и металлургической промышленности, поставляющие значительную часть своей  продукции на экспорт. Последнее  и позволяет им придерживать относительно высокую норму прибыли, обеспечивать своевременный возврат средств  и привлекать относительно дешевые  кредитные ресурсы из-за рубежа для  финансирования оборотных средств. При благоприятном стечении обстоятельств  они в состоянии задействовать  кредитные и накопленные собственные  средства в объемах, необходимых  для финансирования инвестиций.

     Вторая  группа предприятий характеризуется  достаточной для поддержания  простого воспроизводства нормой прибыли  и наличием в той или иной мере платежеспособного спроса на их продукцию, позволяющего осуществлять (пусть и  с опозданием) оборот капитала. Они  ориентированы главным образом  на спрос предприятий первой группы. Сюда относят и немногочисленные предприятия, выпускающие конкурентоспособную  продукцию потребительского назначения, а также относящиеся к сфере  естественных монополий.

     В третью группу входят платежеспособные предприятия, отличающиеся низкой или  отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособностью выпускаемой продукции или отсутствием  платежеспособных потребителей. Это  наиболее многочисленная группа, охватывающая предприятия сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства  и связанных с ними отраслей машиностроения, а также производства с длительными  циклами изготовления продукции (которым  особенно трудно выживать в условиях кризиса ликвидности).

     3. Потеря экономической  независимости. 

     В настоящее время степень экономической  зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии  пресечь незаконный массированный  вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности  российской экономики. Страна вынуждена  подстраивать свою экономическую политику под требования международных экономических  организаций, нередко не учитывающие  в должной мере российскую специфику, а иногда и действующие прямо  во вред российской экономике.

     Удельный  вес основных видов топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта за последние годы составил более половины, всего сырьевых товаров — 3/4, а машин и оборудования — лишь 8—9%. В обмен на природную ренту Россия приобретает товары народного потребления, машины и оборудование, финансируя научно-технический прогресс и создание рабочих мест за рубежом.

     В Концепции национальной безопасности от 10 января 2000 года к числу наиболее серьезных угроз экономической  безопасности России относится низкий уровень инвестиций [27]. Действительно, привлечение иностранных инвестиций в экономику России (в особенности ее нефтегазовую отрасль) способно замедлить отставание развития запасов полезных ископаемых от их добычи, свертывание в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, а также, в дальнейшем,  возможно, смогут воздействовать на решение таких острых проблем российской безопасности, как низкая конкурентоспособность отечественной продукции или задержки в выплатах зарплаты.

     Однако, возможно, что под влиянием притока  иностранных инвестиций ускоренное развитие нефтегазового комплекса  приведет к дальнейшему увеличению доли топливо-сырьевого сектора  в экономике страны и усилению ее топливно-сырьевой ориентации. Другим важным ориентиром может считаться  положение о том, что нельзя допустить  установления контроля со стороны иностранных  компаний над стратегически важными  отраслями экономики. Существует реальная угроза утраты национального контроля над цветной металлургией, приборостроением,  химической промышленностью, электроэнергетикой.

     Необходимо  остановится на еще одном способе  утраты национальной безопасности России. Дело в том, что низкая экономическая  активность не только не позволяет  поддерживать хотя бы простое воспроизводство, обороноспособность и достигнутые  параметры благосостояния. Она исключает  обеспечение минимально необходимого уровня хозяйственного освоения территории страны и содержания наличной инфраструктуры. Это выражается в массовом оттоке населения из районов  Севера и  Дальнего Востока в резком учащении катастроф и аварий в базовых  отраслях: на транспорте, в энергетике, химической промышленности. При сохранении сложившихся тенденций «разреживаемое» экономическое пространство России будет неизбежно заполняться иностранным капиталом. Это уже сейчас явственно ощущается в нарастающем давлении на органы власти различных сил, лоббирующих интересы зарубежных компаний. Последние стремятся захватить наиболее ценные и богатые ископаемыми участки земли, усилить свой контроль над информационным пространством и транспортными коммуникациями России.

     Особого рассмотрения заслуживает потеря Россией  продовольственной независимости. Сельскохозяйственное производство всегда более консервативно по сравнению с промышленным. Зависимость первого от почвенно-климатических условий, технико-технологическая отсталость, более низкая фондовооруженность производства и труда, а также слабая энерговооруженность замедляли темпы развития в аграрной сфере хозяйственной деятельности. Сельское хозяйство при природных и общественных катаклизмах страдает более, нежели другие отрасли производства.

     Подрыв  сельского хозяйства в своей  основе вызвал ухудшение питания  населения России. Ухудшение питания вызвано не только снижением объемов производства основных пищевых продуктов, свертыванием работы пищевой промышленности, но и падением покупательной способности населения, увеличением численности людей, живущих за чертой бедности, в особенности на селе. В наши дни среднемесячная заработная плата в деревне составляет 42% от средней по стране.

     4. Уровень жизни населения.

     Структуру современного социального пространства российского общества можно охарактеризовать следующими стратами: 0,1:2:15:66:10:7 [25].

     Первый  уровень, включающий самую малочисленную  часть богатого населения, владеющего половиной российского богатства, представляют руководители семи финансово-промышленных групп. Сюда же включаются руководители 50 корпораций, в руках которых сосредоточено почти всё богатство страны.

     Вторая  группа – это правящая государственная  бюрократия, сконцентрированная преимущественно  в Москве и Санкт-Петербурге.

     Третья  группа включает средний слой, социально  разнородный, сконцентрированный в  небольшом числе крупных городов (преимущественно крупная и средняя  буржуазия, местная бюрократия, частично верхушечная прослойка интеллигенции).

     Четвёртую группу образует базовый слой населения, отчуждённого не только от собственности, но и от рабочих мест и оплаты за труд (большинство рабочих и  служащих государственных и муниципальных  предприятий, массовая интеллигенция, врачи, учителя, инженеры, учёные, низшая и средняя часть чиновничества).

     Пятую группу составляют бедняки, нуждающиеся  в социальной защите.

     Шестая  группа формируется из криминальных, и полукриминальных групп населения, рассредоточенных также преимущественно в крупных городах (прил.2)

     По  оценкам экспертов, региональный срез четвёртой и пятой групп населения (более трёх четвертей общей численности) распределяется по регионам страны примерно в следующих пропорциях: Северный и Северо–Западный регионы – 10%, Центральный – 18%, Волго-Вятский  – 7%, Центрально-Чернозёмный – 5%, Поволжский – 11%, Северокавказский – 12%, Уральский – 13%, Западносибирский – 11%, Восточносибирский – 7%, Дальневосточный – 6%.[14, 22]

     В России децильный коэффициент –  больше 13. Это означает, что  разрыв в доходах между наиболее обеспеченными  и наименее обеспеченными гражданами различается в 13 раз, хотя по международным  меркам он не должен превышать 7 – 8.

     Среди малообеспеченных наибольшую долю составляют многодетные семьи. В политике доходов  и заработной платы первостепенное внимание должно быть уделено социальной защите именно этого слоя населения. Рост бедности в значительной степени  связан с тем, что в современной  России инфляционное бремя распределяется неравномерно. Удорожание потребительских  товаров и услуг в первую очередь  и в большей мере распространяется на те из них, которые удовлетворяют  первичные жизненные потребности  и составляют основу потребления  малообеспеченных слоёв населения.

     Проблема  обнищания населения признается, но совершенно игнорируется при проведении социально-экономической политики. Хотя и официально декларировалась  «неприемлемость чрезмерной социальной цены реформ», недопустимость еще большего снижения жизненного уровня населения. Однако правительство не раз отказывалось от соблюдения социальных гарантий, произвольно секвестрировало установленные законом социальные расходы, допускало резкое ухудшение качества образования и здравоохранения, бросало на произвол судьбы нетрудоспособное население, включая миллионы детей из необеспеченных семей.

     Из  всех статей расходов федерального бюджета  неуклонный и быстрый рост наблюдается  лишь по одной  - расходам на обслуживание государственного долга, которые достигли четверти всего федерального бюджета.

     Как видим, сохранение сверхприбылей олигархических кланов, контролирующих часть банков и сырьевых монополий, доходов алкогольного производства представляется для правительства делом более важным, чем обеспечение национальной безопасности, минимальных социальных гарантий, спасение от голода и деградации детей, защита здоровье население и образование молодежи.

     5. Криминализация.

     Как угрозу экономической безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля (прил.3).

     Преступность  поразила практически все сферы  хозяйственной жизни: отношения собственности; производство и распределение произведенного продукта; финансовую и банковскую деятельность, сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность.

     Проблема  криминализации экономики страны остается сегодня проблемой номер один.

     В основе процессов криминализации хозяйственной  жизни в стране лежит теневая  экономика, то есть система экономических  отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности.

     Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой — уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.

     Решающую  роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов.

     Таким образом, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности.

     6. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.

     К наиболее вероятным угрозам развития экономической безопасности России относятся угрозы возрастания неравномерности  социально-экономического развития регионов России. Важнейшими факторами угроз  являются:

Информация о работе Экономическая безопасность РФ