Эффективность антимонопольной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:18, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследование эффективности антимонопольной политики государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
-дать понятие сущности монополии и необходимости регулирования монопольного рынка;
-рассмотреть причины возникновения и формы монополии;
-рассмотреть оценку монопольной политики;
-рассмотреть ценовую дискриминацию;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Теория экономии Антимон.политика.doc

— 282.00 Кб (Скачать документ)

В наше время во многих странах, включая Россию, разрабатываются новые подходы к этой проблеме, усовершенствуется антимонопольная политика.

Становление рыночной экономики  в России столкнулось с монополизмом особого рода. Монополизм в нашей  стране сложился как результат огосударствления экономики с присущей ему административно-командной системой управления.

К корням российского  монополизма относятся и его  характерные черты, которые связанны с хронической разбалансированностью  экономики.

Основными направлениями  антимонопольной политики в России являются: стимулирование предпринимательства, развитие конкурентных начал в экономике и организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.12

Речь идет не о непосредственном вмешательстве государственных  органов в экономику, а о корректировках в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов.

Выделяют прямые и  косвенные методы антимонопольного регулирования.

К методам прямого  воздействия относятся меры, устраняющие  или предупреждающие монопольное  положение отдельных субъектов  на рынке. К мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.13

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.14

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики  появился в России в 1991 году – закон  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.

В регулировании конкурентных отношений в РФ необходимо принимать во внимание характер отраслевой структуры экономики России, отличающийся высоким уровнем концентрации производства. В ряде отраслей , таких как авиакосмическая, судостроительная, элетротехническая и других отраслях высокотехнологического машиностроения, большинство предприятий представляет собой крупные целостные образования, в рамках которых обеспечивается воспроизводство и кооперация составляющих их производственных единиц, поэтому необходимо отнесение этих предприятий к сфере разрешенной монополии с соответствующей системой регулирования и контроля за деятельностью этих предприятий

Обеспечение открытой конкуренции рассматривается  как важнейший критерий рыночной экономики в большинстве стран мира. Необходимость государственного регулирования конкуренции связана с той позитивной ролью, которую она играет в развитии экономики. Поэтому из основных задач государства является создание условий для развития конкурентных отношений и противодействие тенденциям к ее ограничению. В связи с этим государственное регулирование конкуренции занимает важное место в макроэкономической политики любого государства. В России эта проблема особо актуальна из-за сформировавшейся административными методами монополизированной структуры экономики, деформированного характера конкуренции.

Таким образом, Основными направлениями антимонопольной политики в России являются: стимулирование предпринимательства, развитие конкурентных начал в экономике и организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики. Также выделяют прямые и косвенные методы антимонопольного регулирования.

2.3. Совершенствование  законодательства в области государственного  антимонопольного регулирования

 

Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП) выступает за усиление меры ответственности хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашениях и сделках, ограничивающих конкуренцию.

При этом необходимо учитывать  опыт антимонопольного законодательства зарубежных стран.

В Европе штраф за участие в картелях достигает 10% от годового оборота всех его участников, а в США участие  в картельных соглашениях является уголовным преступлением, которое  расследуется Министерством юстиции. Таким образом, необходимо отметить, что недопустимо, когда наказание за участие в антиконкурентных соглашениях приравнивается к наказанию за незначительные административные правонарушения.15

Российское антимонопольное  законодательство в целом сопоставимо  с конкурентным правом стран европейского сообщества, но требует некоторых изменений. Например, предлагается отказаться от антимонопольного регулирования на финансовом рынке, обосновывая  это невозможностью применения положений антимонопольного законодательства для участников рынка ценных бумаг, в силу открытости и прозрачности этого рынка.16

Взгляд на российское антимонопольное законодательство с позиции западного эксперта следующий:  российское антимонопольное  законодательство слишком часто  меняется, что не лучшим образом  сказывается на инвестиционном климате в стране. Кроме того, отметим излишнюю бюрократизацию антимонопольного регулирования в России,  свободный и открытый рынок во многом способен сам регулировать отношения между покупателями и продавцами.

Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции:17

А) наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для  государственных и муниципальных нужд;

Б) ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения  товаров и капитала по всей России;

В) совершенствовать правовое регулирование использования государственных  средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

Г) согласовать антимонопольное  законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным  принципам и правилам.

Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах  с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Так же российское антимонопольное  законодательство стремиться к запрету  заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:18

  1. соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;
  2. отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;
  3. соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой  продукции;
  4. ценовые соглашения.

В целях совершенствования антимонопольного регулирования в России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Российской Федерации в эффективный регулятор рыночных отношений. Выбор правильного регулирующего антимонопольного воздействия способствует получению позитивных социально-экономических результатов не только в краткосрочном, но и долгосрочном временном разрезе. Поэтому требуется непрерывное совершенствование антимонопольного законодательства, обусловленное комплексом причин как долговременного, так и конъюнктурно-оперативного характера, в том числе циклическими колебаниями не только в национальной экономике, но и в мировом хозяйстве.

В итоге, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного  материала в работе можно сделать  следующие выводы, что формирование принципиально новой экономической среды процесс достаточно длительный. При этом, несмотря на специфику развития экономики каждой страны, этот процесс должен учитывать логику и законы экономического развития, характерные для классических рыночных отношений. Механизм регулирования рынка может быть разнообразным, начиная от убеждений и рекомендаций и заканчивая принудительными мерами: налогообложение, квоты, штрафы, санкции, законы и так далее.

Монополия – это такая организация рынка, при которой свободная конкуренция затруднена или отсутствует. Монополии классифицируются в соответствии со степенью рыночного несовершенства и подразделяются на три основных типа: монополистическую конкуренцию, олигополию, чистую монополию.

 В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, эластичность последнего является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов: эластичность рыночного спроса, количества фирм на рынке, во введение фирм на рынке.

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях: покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать; существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.

В целом антимонопольное законодательство, основанное на законах Шермана и Клейтона (с поправками) совершенствуется в соответствии с развитием экономики.

Антимонопольная политика представляет собой способы защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.

Основными направлениями  антимонопольной политики в России являются: стимулирование предпринимательства, развитие конкурентных начал в экономике  и организационно-правовое обеспечение  антимонопольной политики. Также  выделяют прямые и косвенные методы антимонопольного регулирования.

Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Таким образом, суть любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики ,и нейтрализовать ее побочные последствия, связанные с ослаблением конкуренции на товарах и иных рынках.

Отметим так же, что для дальнейшего  развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. – М.; ЮНИТИ, 2009/256с.
  2. Делягин М. Государство делает первый шаг к разумной антимонопольной политике //Россия выбирает. – Еженедельник  номер 9(91) от 01.03.2007.
  3. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы. //Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – №4. – С. 11/262с.
  4. Макконел К., Брю С. Экономикс. В 2-х томах. Т.2. – М.: Республика, 2002./462с. 
  5. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии. //Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №7. – С. 110.
  6. Окрепилова И.Г. Монополии и антимонопольное регулирование в России. — СПб.: 2008 / 228 с.
  7. Опыт и задачи совершенствования законодательства в области государственного антимонопольного регулирования //Финансовый бизнес. – 2007. – № 5. – С. 16/272с.
  8. Основы экономической теории: Учебник /Под ред. П. Г. Ермишина. – М.: Дело, 2002/246.
  9. Основы экономической теории: Учебник /Под ред. Л. М. Куликовой. – М.: Финансы и статистика, 2002/416с.
  10. Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования экономики [текст]/Б.Плышевский //Экономист. – 2009. – № 6. – С. 14.
  11. Чуб Б.А., Курчакова Р.С. Корпоративное управление: учебное пособие. – Казань: ДАС, 2008/217с.
  12. Экономика: Учебник. /Под ред. А.С. Булатова.  – М.: Юристъ, 2007/896с.

1 Окрепилова И.Г. Монополии и антимонопольное регулирование в России. //— СПб.: 2008. — С. 23/256с.

Информация о работе Эффективность антимонопольной политики государства