Характеристика рынка несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:07, реферат

Описание

Конкуренция является совершенной, если ни один из производителей не может через объем своих продаж влиять на общий уровень цен. В условиях все усиливающейся концентрации производства ситуация меняется. Крупнейшие компании оказывают существенное влияние на рыночные цены. Поэтому подавляющее число рынков относятся к рынкам несовершенной конкуренции.

Работа состоит из  1 файл

Характеристика рынка несовершенной конкуренции.docx

— 14.15 Кб (Скачать документ)

Характеристика  рынка несовершенной  конкуренции

    Конкуренция является совершенной, если ни один из производителей не может через объем  своих продаж влиять на общий уровень  цен. В условиях все усиливающейся  концентрации производства ситуация меняется. Крупнейшие компании оказывают существенное влияние на рыночные цены. Поэтому  подавляющее число рынков относятся  к рынкам несовершенной конкуренции.

    Рынки несовершенной конкуренции подразделяются на рынки чистой монополии, олигополистической конкуренции, чистой конкуренции и  монополистической конкуренции.

    Чистая  монополия характеризует рынок  единственного продавца (государственная  организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства  организация). Только незначительное число  организаций можно отнести к  чистым монополистам, контролирующим 100% доли рынка определенного продукта. Если это условие выполняется  неполностью, используется термин “монополия”. Так, в России под антимонопольное законодательство попадают предприятия, доля рынка которых превышает 35%. Цена в каждом случае устанавливается по-разному. Например, государственная монополия может устанавливать цены ниже издержек на продукты, имеющие важное значение для бедных потребителей, а нерегулируемая организация-монополист может самостоятельно устанавливать предельно высокие цены. Деятельность чистых или почти чистых монополистов (например, РАО “ЕЭС Россия”) обычно регулируется государством. В этом случае государство стремится обеспечить установление цен, справедливых как для производителей, так и для потребителей. В случае отсутствия регулирования цен со стороны государства монополисты при установлении цен постараются извлечь для себя максимум выгоды.

    Олигополистическая  конкуренция (“олиго” на древнегреческом  языке означает “немного”, “несколько”) имеет место, когда в отрасли  действует несколько, обычно крупных, организаций, и подразделяется на чистую и дифференцированную олигополии. В  первом случае производятся и продаются  недифференцированные продукты, например нефть, газ, металлы; во втором случае - дифференцированные продукты, например автомобили. Олигополистические организации  стараются избежать ценовых войн, которые дорого обходятся и неэффективны. Они предлагают аналогичные цены и пытаются выделить свою продукцию  за счет товарной марки, дифференцированных потребительских свойств, условий  поставки, уровня сервиса и т.п. Поскольку  число предприятий-производителей в данном случае ограниченно, существует вероятность того, что даже вопреки  закону они договорятся о единых ценах и квотах продаж. Возможности  применения маркетинга ограничены вышеназванными факторами. Для чистой олигополии отсутствует  возможность манипулировать характеристиками продукта.

    Чистая  конкуренция имеет место, когда  большое число организаций производит и продает массовую продукцию  с однородными свойствами, например зерно, масло, сахарный песок и т.п. В условиях чистой конкуренции преимущества в конкурентной борьбе возникают прежде всего за счет создания надежной, устойчивой репутация организации, эффективных систем сбыта и сервиса, проведения активных кампаний по продвижению продуктов. Наличие множества производителей (продавцов) приводит к выравниванию цен, кроме того, товары являются практически одинаковыми. При данном виде конкуренции в отличие от чистой олигополии отсутствуют предпосылки для сговора и проведения согласованной рыночной политики в широких масштабах. Вследствие большого числа производителей (продавцов) действия одного из них вряд ли будет замечены другими и заметно повлияют на рыночную ситуацию.

    Монополистическая конкуренция предполагает поставки на рынок близкой, но не полностью  взаимозаменяемой продукции (в условиях монополистической конкуренции  работают, например, аптеки, рестораны, производители многих потребительских  товаров). Иногда говорят, что монополистическая  конкуренция - это совершенная конкуренция  плюс дифференциация продуктов. Все  сказанное выше относительно возможностей использования маркетинга в случае чистой конкуренции справедливо  также и для монополистической  конкуренции. Кроме того, в последнем  случае дополнительно возможно использование  продукта как инструмента маркетинговой  деятельности.

    В условиях монополистической конкуренции  в зависимости от уровня потребительских  свойств продукта и предоставляемых услуг цены могут варьироваться в широком диапазоне.

Информация о работе Характеристика рынка несовершенной конкуренции