Государство и рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание

Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.
Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения.

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 71.58 Кб (Скачать документ)

Введение.

Вопрос о месте и  роли государства в современной  экономике является одним из центральных  как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.

Особое место государства  в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Место и роль государства  в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя из его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов.

Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.

Следует отметить, что неэффективность  присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству  в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного  предела негативно сказывается  на экономической ситуации. К числу подобных “провалов” государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическим процессом; неполный учет общественных приоритетов и др.

Расширение государственного регулирования экономики оправдано  до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие “провалов” рынка. Размеры государственного сектора должны соответствовать  спросу на общественные блага, масштабам  внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики.

  1. История возникновения рыночной экономики и ее субъекты.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует  его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок - это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок - это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?

Первое условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд  крупных ступеней общественного  разделения труда. Первая из них –  отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Разделение труда неизбежно  требует обмена. Уже древние скотоводы  нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

Развитие обмена привело  к появлению денег, которое расширило  стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов.

Второе условие – это  экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности.

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие – самостоятельность  производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Таким образом, рынок –  это обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения, сфера обмена внутри страны и между странами. Для возникновения рынка нужны следующие условия: общественное разделение труда, экономическая обособленность производителей, свобода предпринимательства.

В России переход к рыночным отношениям пришелся в основном на 90-е годы и основывался на реализации следующих реформ:

1.Либерализация экономики.  В январе 1992 г. был сделан первый  шаг на пути к рыночной экономике:  цены на большинство товаров  и услуг стали свободными, была ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Контроль над 80 % оптовых и 90 % розничных цен был единовременно отменен 2 января 1992 г. Сохранялся контроль за ценами на ряд товаров первой необходимости (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и пр.), а также энергоносители и транспорт. Однако, оставаясь под контролем, эти цены были повышены в 3—5 раз. В марте были отпущены цены практически на все потребительские товары.

В эпоху плановой экономики  внешнеэкономическая деятельность была исключительно монополией государства. В ноябре 1991 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР». С 1 июля 1992 г. был введен единый рыночный курс рубля, определяемый по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. С сентября 1993 г. на основе свободного рыночного валютного курса в России начался переход к конвертируемости рубля. Кроме того, монополия государства на ведение внешнеторговых операций была ликвидирована, и всем хозяйственным субъектам было предоставлено право выхода на мировой рынок.

2. Разгосударствление. Первым  нормативным актом, знаменующим  начало преобразований собственности стал закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который легализовал мелкий частный бизнес и аренду на основе семейного подряда. В мае 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР». Термин «приватизация» появился в лексиконе российских реформаторов только в 1990 г. В декабре 1990 г. в РФ был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, в соответствии с которым в России разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой деятельности. Только 29 декабря 1991 г. были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в которых определялась процедура приватизации и даже общие суммы доходов от нее в государственный бюджет.

Приватизация в России проходила в три этапа:

• ваучерная приватизация (1992—1994 гг.). На данном этапе была создана  законодательная база приватизации, которая закрепляла права акционеров, коллективных и индивидуальных собственников. В августе 1992 г. был издан указ президента «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Все граждане России имели право на получение одного ваучера стоимостью 10 тыс. руб., которая определялась как стопятидесятимиллионная (1/150 млн) доля всего государственного имущества РФ. Выдача ваучеров производилась с октября 1992 г. до конца января 1993 г. Граждане России получили 146 064 млн ваучеров . Ваучеры не были персональными, их можно было продавать, передавать другому лицу, вкладывать в ценные бумаги. Население получило ваучеры и возможность приобретения на них акций предприятий. Ваучерный этап приватизации завершился к 8 июля 1994 г .

• денежная приватизация (1995—1997 гг.). Второй этап приватизации начался с момента вступления в силу Указа Президента РФ, утвердившего «Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» (22 июля 1994 г.). Этот этап приватизации, характеризовался переходом к продаже пакетов акций предприятий за деньги преимущественно на инвестиционных торгах. Для 1995—1997 гг. стало также характерным использование различных нестандартных методов приватизации: залоговые аукционы, передача федеральных акций регионам в качестве покрытия федерального долга, конвертация долгов в ценные бумаги и др. В результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 г. осталось менее 89 тыс. государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тыс. до начала приватизации;

• приватизация по индивидуальным проектам (1997 г.). Специфическая черта  третьего этапа приватизации — отказ  от фискальной направленности (пополнения бюджета) приватизации. Он осуществляется по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление приватизированными предприятиями.

Общая оценка проведенной  в России приватизации собственности  имеет негативный характер: в реальности произошло перераспределение накопленной  столетиями собственности в пользу относительно небольшой группы граждан  за счет ущемления интересов основной части населения. Приватизация в  России носила в основном номенклатурный характер с широким участием представителей теневой экономики.

Необходимо отметить, что  на протяжении всех рассмотренных периодов в России проходила и малая  приватизация, т. е. Продажа предприятий  розничной торговли, сферы услуг и общественного питания. Наряду с этим осуществлялась и приватизация жилья, начавшаяся еще в 1989 г. Наиболее сложной оказалась приватизация земли. В 1990 г. был принят Закон о фермерском хозяйстве и Закон о земельной реформе, в соответствии с которыми крестьяне могли выходить со своей долей общественной земли из колхозов и совхозов. В 1991 г. было принято постановление о реорганизации колхозов и совхозов в любую форму ассоциаций; В дальнейшем реформы на селе шли по пути создания семейных ферм, частных хозяйств, дальнейшего развития личных подсобных хозяйств.

3. Макроэкономическая   стабилизация. Макроэкономическая  стабилизация была достигнута в России в три этапа. Первый этап был реализован в 1992 г. и не дал ощутимых результатов. Именно на этом этапе правительство России прибегло к методам «шоковой терапии»: в первые пять месяцев проводилась жесткая финансовая и денежно-кредитная политика. Всплеск инфляции, резкое падение уровня жизни населения, значительный дефицит государственного бюджета явились итогом реформ 1992 г. Второй этап макроэкономической стабилизации был реализован в 1993—1994 гг. Здесь было принято решение о переходе к политике последовательного ограничения денежной массы. Этот курс выдерживался на протяжении всего 1993 г. и был ужесточен в 1994—1995 гг. Третий этап макроэкономической стабилизации пришелся на 1995—1997 гг. Здесь удалось сократить темпы инфляции до двухзначных показателей. В 1995 г. потребительские цены выросли примерно в 2 раза.

Российская экономика, как  и большинство переходных экономических  систем, пережила глубокий трансформационный  спад. Экономический кризис в России принял беспрецедентные для условий  мирного развития масштабы.

Падение производства за 1990—1998 гг. (кроме сельского хозяйства) произошло  более чем вдвое, а капитального строительства — более чем  втрое. Трансформационный кризис качественно  изменил наше положение в мире, отбросив российскую экономику далеко назад. Экономические потери страны от шокотерапевтических реформ весьма значительны. Однако потери в социальной сфере еще более ощутимы. Падение производства нанесло тяжелейший удар по качеству жизни населения. Такое положение в социальной сфере объясняется тем, что на начальной стадии экономических преобразований в стране основной задачей государства была макроэкономическая стабилизация экономики.

Можно сказать, что в 1992—1994 гг. в стране были проведены основные, наиболее болезненные преобразования. При этом необходимо отметить, что  никому и никогда в истории человечества не приходилось тотально перестраивать огосударствленную экономику такого масштаба. Результатом преобразований российской экономики стало создание основ рыночной экономики: функционируют субъекты рыночных отношений, государство создало инструменты экономического воздействия на национальное хозяйство. В стране сложилась двухуровневая банковская система, возникли элементы рынка ценных бумаг, определенное развитие получили финансовая инфраструктура и страховая индустрия. Реформаторам удалось снизить инфляцию, провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности.

При рассмотрении рынка как  системы экономических отношений  логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).

Информация о работе Государство и рыночная экономика