Государственный долг и его влияние на функционирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание

Государственный долг – достаточно сложный, во многом противоречивый экономический показатель. Он играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Квалифицированное управление государственным долгом отражает уровень цивилизованности и экономической грамотности правительства, его способность и умение обеспечивать своевременный выход государства из временных финансовых затруднений без серьезного ухудшения уровня жизни населения.

Содержание

Введение………………………………………………………..
Глава 1. Государственный долг.
1.1.Сущность и содержание государственного долга… 4
1.2.Влияние государственного долга на экономику страны………………………………………..9
Глава 2. Изменения государственного долга
2.1.История развития государственного долга РФ………………..20
2.2.Современное состояние государственного долга в РФ…………………………………………………………….26
2.3.Управление государственным долгом
Глава 3. Пути снижения государственного долга РФ
3.1. Перспективы погашения долга
Заключение …………………………………………………...……………….36
Список использованной литературы……………………………………………………….……………38

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг и его влияние на экономику.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию.

Байкальский государственный  университет экономики и права.

Кафедра экономической  теории.

 

 

 

 

Курсовая  работа на тему:

Государственный долг и его влияние на функционирование экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент:

группа Ф-09-08

Замбалова О.Б.

 

 

 

 

Иркутск, 2010

Содержание:

Введение………………………………………………………..   

Глава 1. Государственный долг.

1.1.Сущность и содержание государственного долга… 4

1.2.Влияние государственного долга на экономику страны………………………………………..9

Глава 2.  Изменения государственного долга

     2.1.История развития государственного долга РФ………………..20

    2.2.Современное состояние государственного долга в РФ…………………………………………………………….26

    2.3.Управление государственным долгом

Глава 3.    Пути снижения государственного долга РФ

    3.1. Перспективы погашения долга

Заключение …………………………………………………...……………….36

Список использованной литературы……………………………………………………….……………38

 

 

 

 

 

 

     Введение.

Государственный долг – достаточно сложный, во многом противоречивый экономический показатель. Он играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Квалифицированное управление государственным долгом отражает уровень цивилизованности и экономической грамотности правительства, его способность и умение обеспечивать своевременный выход государства из временных финансовых затруднений без серьезного ухудшения уровня жизни населения.

Проблема  государственного долга подробно обсуждается  в течение значительного числа  лет и на национальном, и на международном уровнях, потому что, помимо доходов от налогов, поступления от  заимствований являются для правительств самым важным источником доходов. Государственный долг в той или иной степени затрагивает все страны: и промышленно развитые, и слаборазвитые, и развивающиеся. Однако государственный долг может стать и причиной экономической нестабильности, что неоднократно подтверждалось на практике многих стран. Именно поэтому управление государственным долгом играет очень важную роль в обеспечении сбалансированного развития экономики страны и недопущении отрицательного эффекта заимствований как внутренних, так и внешних. В своей работе я хочу подробнее рассмотреть проблему управления государственным долгом ввиду ее актуальности в настоящее время.

 

                                                                                                   Глава 1. Государственный долг.

    1. Сущность и содержание государственного долга.

Государственный долг Российской Федерации - это долговые обязательства Российской Федерации  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией1. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

В соответствии с законодательством состав государственного долга РФ может включать долговые обязательства в форме:

    • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    • государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    • договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
    • заключенных от имени РФ соглашений и договоров, в том числе международных, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Долговые  обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями  займов и не могут превышать 30 лет.

В зависимости  от происхождения кредитных средств  государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

В соответствии с законодательством под внутренним государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ. Государственный внутренний долг обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет, вновь возникших задолженностей и долговых обязательств бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Он может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг и других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

В современных  условиях внутренний  государственный  долг все время растет. Наибольшее увеличение приходится на внутренний валютный долг и облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом.

Основную  долю во внутреннем долге РФ составляют: государственные краткосрочные  облигации (ГКО), облигации федеральных  займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ) и задолженность по внутреннему валютному долгу.

Верхний предел внутреннего государственного долга устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном  бюджете на соответствующий год.

Правительство имеет право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

 

Государственный внешний  долг формируется за счет государственных внешних заимствований. К их числу относятся привлекаемые из иностранных источников кредиты (займы). По которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика или гаранта.

Предельные  объемы государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований  на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете с разбивкой долга  по формам обеспечения обязательств.

Предельный  объем государственных внешних  заимствований Российской Федерации  не должен превышать годовой объем  платежей по обслуживанию и погашению  государственного внешнего долга РФ.

Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования  в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

Перечень  внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году отражается в программе государственных внешних заимствований РФ.

В этой программе объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85% общего объема внешних заимствований.

В то же время Правительство РФ имеет  право на осуществление внешних  заимствований, не включенных в программу  государственных внешних заимствований  РФ, если указанные внешние заимствования  осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание в рамках установленного его предельного объема.

Формирование  внешнего долга является одним из элементов привлечения финансовых ресурсов от зарубежных инвесторов.

    1. Влияние государственного долга на экономику страны.

Согласно  общепринятому мнению, в зависимости  от цели заимствований, двумя основными  эффектами политики государственных  заимствований являются:

      1. отрицательный эффект, если целью займов является решение краткосрочных экономических проблем, как то: «латание» бюджетных дыр или покрытие расходов на функционирование экономики (поскольку полученные займы не направляются на модернизацию промышленности и, соответственно, не способствуют ускорению экономического роста);
      2. положительный эффект, если, напротив, политика заимствований направлена на инвестиционные цели.

В любом  случае, вне зависимости от поставленных целей, итоговое влияние государственного долга зависит от степени эффективности политики заимствований. Поскольку любой значительный долг требует немалых расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики. Другими словами, при отсутствии последовательной политики управления задолженностью, накопленный объем долга становится существенным препятствием для экономического роста вне зависимости от цели полученных займов.

Вопрос  влияния государственного долга, который  является количественным выражением отношений  государственных займов и кредитов государству, на национальную экономику всегда находился в центре внимания экономистов. На сегодняшний день накоплено весьма большое количество разнообразных трактовок влияния государственного долга, начиная с классиков политэкономии.

Наиболее  распространено мнение об отрицательном влиянии государственного долга, сформированное еще в период классической политической экономии. В качестве негативных моментов называются отвлечение капитала (фискального или финансового вытеснения) и необходимость будущим поколениям обслуживать и погашать данный долг.

Именно  финансовое вытеснение и бремя долга, возложенное на будущие поколения, принято считать наиболее негативными  проявлениями государственного долга  в экономике.

В ХХ в. при подходе к государственному долгу стали выделять краткосрочный и долгосрочный периоды. В краткосрочной перспективе влияние государственного долга на национальную экономику в основном оценивается как положительное, а влияние долга в долгосрочной перспективе по мнению большинства авторов, отрицательное.

Отдельно стоит подход эквивалентности Барро-Рикардо, который, основываясь на тезисе о нейтральном влиянии на экономику налогов и займов как инструментов аккумулирования финансов государством, фактически отрицает положительное влияние государственного долга в краткосрочном периоде.

Эффект финансового  вытеснения.

Вытеснение  государством остальных участников кредитного рынка  имеет различные  названия в литературе. А. Смит называл  его разрушением капитала, возникающим  в момент образования долга государства  и означающим потерю ресурсов, изымаемых государством из национального богатства. По А. Смиту, государственный долг не только сдерживает накопление нового капитала, но и разрушает уже существующий.

Для оценки вытеснения капитала необходимо отметить, что на этапе классической политической экономии система отношений в обществе несколько отличалась от современной. Во-первых, частично были распространены принудительные займы. Во-вторых, монарх даже в случае добровольного характера займа мог оказать определенное давление на крупных промышленников, банкиров и заставить дать ему в долг. В этом случае происходило искажение перетока капитала, а общий итог в краткосрочном периоде был равноценен эффекту повышения налогов. В-третьих, не стоит забывать о непопулярности ростовщичества в то время. Оно идет вразрез с христианской  религией, а покупка государственных облигаций в некотором роде является тем же ростовщичеством, только в более крупных размерах.

В настоящее  время государственные займы  размещаются на добровольной основе. В России это закреплено на уровне Конституции, в ст. 75. Государство вступает в конкурентную борьбу за инвестора на кредитном рынке наравне с остальными корпоративными заемщиками.

Информация о работе Государственный долг и его влияние на функционирование экономики