Государственный долг и его экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание

Высокий государственный долг характерен на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

Содержание

Введение........................................................................................................................2

Глава 1. Государственный долг

1.1 Понятие государственного долга...........................................................................3

1.1.1 Классификация государственного долга.......................................................4

1.2 Государственный долг при отсутствии экономического роста и инфляции...........7

1.3 Государственный долг в условиях экономического роста при

отсутствии инфляции................................................................................................7

1.4 Государственный долг в условиях экономического роста и инфляции.................8

Глава 2. Последствия Государственного долга

2.1 Влияние государственного долга на развитие экономики

современной России.................................................................................................9

2.2 Долг Российской федерации...............................................................................11

2.3 Способы стабилизации государственного долга и методы управления им...........14

Заключение...................................................................................................................21

Список используемой литературы.................................................................................23

Приложение 1...............................................................................................................24

Приложение 2...............................................................................................................26

Приложение 3..........................................................................................................................27

Приложение 4..........................................................................................................................28

Работа состоит из  1 файл

самая чёткая.doc

— 276.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение........................................................................................................................2

Глава 1. Государственный долг

1.1 Понятие  государственного долга...........................................................................3

   1.1.1 Классификация государственного  долга.......................................................4

1.2 Государственный долг при отсутствии экономического роста и инфляции...........7

1.3 Государственный долг в условиях экономического роста при  

отсутствии инфляции................................................................................................7

1.4 Государственный долг в условиях экономического роста и инфляции.................8

Глава 2. Последствия Государственного долга

2.1 Влияние государственного долга на развитие экономики

современной России.................................................................................................9

2.2 Долг Российской федерации...............................................................................11

2.3 Способы стабилизации государственного долга и методы управления им...........14

Заключение...................................................................................................................21

Список  используемой литературы.................................................................................23

Приложение 1...............................................................................................................24

Приложение 2...............................................................................................................26

Приложение 3..........................................................................................................................27

Приложение 4..........................................................................................................................28 
Введение
 

Уже XXI век... Каким в него вошла Россия, что ее ждет в новом времени? Какие  ей нужно преодолеть трудности, какие  решить проблемы, чтобы в будущем занять достойное место в мире? Над этими вопросами ломают головы те, кому небезразлична судьба России, кто связывает свое будущее с ее будущим. Они задумываются о выборе путей экономического, социального, духовного и нравственного развития. Все эти проблемы взаимосвязаны и все нужно решать как можно скорее. Естественно, меня тоже интересуют накопившиеся проблемы экономического характера. Их огромное количество, но среди них можно выделить несколько наиболее актуальных и принципиальных: проблема экономического роста, поддержание спроса, финансирование и развитие социальной сферы, проблема занятости, проблема неплатежей в народном хозяйстве, проблема накопленных Россией долгов за последние годы в результате внешних и внутренних займов.

В своей работе я рассмотрю проблему государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.

Высокий государственный долг характерен на современном этапе для большинства  промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

Больше  всего меня привлекает проблема внешнего долга. Развитие любой страны зависит  и от её взаимоотношений с другими странами, а кредитные отношения занимают не самое последнее место среди них 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Государственный  долг

1.1 Понятие  Государственного долга

Государственный долг подразделяется на внутренний и  внешний. Государственным внутренним долгом является совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определённый момент государственных облигаций. Государственным внешним долгом являются обязательства перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заём на основе правительственных соглашений.

Государственный долг бывает капитальным, основным и  текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и  не погашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляет предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Бюджетный дефицит, если невозможно по тем или иным причинам его покрытие за счёт денежной эмиссии, приводит к созданию государственного долга. Если правительству не хватает средств, полученных от сбора налогов, для покрытия расходных статей бюджета, оно финансирует свои программы за счёт заимствований у экономических агентов путём продажи своих обязательств - ценных бумаг правительства.

Государственный долг - это общий размер задолженности  правительства владельцам государственных  ценных бумаг, равный сумме прошлых  бюджетных дефицитов (за вычетом  прошлых бюджетных излишков). Если правительство создаёт бюджетные дефициты в течение нескольких лет, оно ежегодно вынуждено делать новые займы  и увеличивать сумму долга. Таким образом, государственный долг выступает показателем запаса, а бюджетный дефицит – показателем потока.

Государственный долг, как и частный долг (общий  размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных ценных бумаг), выступают элементами кругооборота «доходы – расходы». Создание долга  представляет собой механизм, с помощью которого сбережения передаются тем экономическим агентам, в том числе и государству, которые осуществляют расходы. Если сбережения в неполной мере используются домашними хозяйствами и фирмами, государство может «поглотить» растущий объём сбережений за счёт прироста государственного долга.

Экономические агенты готовы одалживать правительству  средства, поскольку любая облигация, выпушенная Казначейством для заимствования  с целью покрытия дефицита государственного бюджета, гарантирует её владельцам получение дополнительного дохода в виде процентных выплат. Выплата процентов по государственному долгу и погашение части основной суммы долга в каждом конкретном периоде называется обслуживанием задолженности. Обычно для оценки величины задолженности используется такой показатель, как соотношение «долг/ВВП», оценивающий бремя долга. Для оценки обслуживания задолженности часто используется показатель, характеризующий соотношение «выплаты по обслуживанию долга/ВВП».

В отдельные  периоды времени, такие, например, как  войны или экономические кризисы, создание бюджетных дефицитов и рост государственного долга вполне оправданы. Однако факты свидетельствуют о том, что самые большие государственные долги в промышленно развитых странах, например в странах Западной Европы, выросли в мирное время. Их рост начался в 70-е гг. в период нефтяных кризисов и продолжался до конца 90-х гг. прошлого века. В отдельные годы государственный долг некоторых стран составлял более 100% (относительно ВВП): в 1996 г. он составил 136,4 % в Бельгии, 120,2 % - в Греции, 120,5% -в Италии, в то время как приемлемым показателем уровня государственном задолженности служит показатель, не превышающий 60 % ВВП.[10,87] 

1.1.1 Классификация  государственного долга 

Виды  государственного долга. 

Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный  и текущий.

Капитальный государственный долг - вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно  действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный  долг характерны на современном этапе  для большинства промышленно  развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Согласно  Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие  в иностранной валюте. Под государственным  внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных  биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно. 

Формы государственного долга. 

В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

кредитные соглашения и договоры, заключенные  от имени Российской Федерации, как  заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоры  и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоры  о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

соглашения  и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. 

Государственные и корпоративные ценные бумаги, как  источники покрытия государственного долга. 

Предлагаемые  для использования в операциях  по обслуживанию и погашению источники  покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим образом:

1. - наличные  денежные средства;

2. - государственные  ценные бумаги;

3. - корпоративные  ценные бумаги;

4. - товарные  поставки;

5. - долговые  обязательства третьих сторон  перед российским правительством;

6. - иные  государственные активы.

В реальной жизни, естественно, возможны их сочетания  в различных пропорциях.

Размещение  государственных ценных бумаг может  быть:

- Добровольным - размещение ценных бумаг на  свободном (или почти свободном)  рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;

- Вынужденным  квазирыночным - рыночное оформление  фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.

Информация о работе Государственный долг и его экономические последствия