Государственный бюджет: сущность, принципы формирования, методы компенсации дефицита бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение 4 1. Государственный бюджет и его роль в экономике 6

1.1. Понятие государственного бюджета, его структура 6

1.1.1. Доходы бюджета 9

1.1.2. Расходы бюджета 12

1.2. Принципы формирования бюджетной системы России 18

2. Дефицит государственного бюджета,

методы его финансирования 21

2.1. Понятие профицита и дефицита бюджета 21

2.2. Методы финансирования бюджетного дефицита 23

2.3. Государственный долг 25

Заключение 27

Список использованной литературы 31

Расчетная часть 32

Работа состоит из  1 файл

+++Курсовая по экономической теории.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

     2.3. Государственный долг

 

     Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем  путём государственных заимствований порождает государственный долг.

     Государственный долг - это долговые обязательства  государства перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права.

     Согласно  Бюджетному кодексу РФ в зависимости  от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.

     Внешний государственный долг – это долг данного государства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам. Внешний государственный долг обусловлен рядом макроэкономических факторов, действие которых обуславливает объективную природу такой задолженности:

  • факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых поступлений в бюджет и сокращением государственных расходов в условиях циклического спада деловой активности;
  • факторы, обуславливающие структурный дисбаланс, т.е., решение вопросов, связанных с налаживанием новых видов производства в стране, с техническим перевооружением имеющейся структуры основного капитала требует притока дополнительных финансовых ресурсов; одним из каналов получения являются внешние займы и кредиты.

     Внешний долг – это совокупная сумма долгов Центробанка, правительства, и отдельных  банков и компаний. Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идёт не на цели развития, а на погашение внешнего долга, что замедляет темп экономического роста и снижает уровень жизни.

     Внутренний  государственный долг – это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами: кредиты, полученные правительством, государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, гарантированные государством. Внутренний долг правильно оценивать как средство постоянного финансирования экономики государством. В зависимости от срока погашения и объёма обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам о по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил (2, с. 496).

     Долговые  обязательства РФ могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключённых от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  • соглашений и договоров, в том числе международных
  • э заключённых от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

     Возникновение и рост государственного долга обуславливают  управление им. Управление государственным  долгом включает следующие меры:

    1. эффективное использование средств заимствования;
    2. поиск средств для выплаты долга;
    3. нейтрализация негативных последствий государственного долга.

     Существует  несколько путей погашения обязательств по государственному долгу при недостаточности  доходов от его размещения:

      • отказ от долга или части его - считается неразумной мерой, т.к. подрывает репутацию государства;
      • использование новых заимствований для выплаты прежних долгов – к этому способу нельзя прибегать бесконечно, поскольку увеличение долга сокращает надежды кредитора вернуть свои долги;
      • пролонгирование долга – предполагает продление срока выплаты; в этом случае увеличатся суммы процентов, ибо процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента;
      • его конверсия – связана с превращением долга в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счёт долга странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале и т. д.;
      • продажа безнадёжных долгов – возможна, если страна в прошлом дала кредит другому государству, такие долги продаются со значительной «уценкой»; страна, продающая долги выигрывает время для получения необходимых средств.

       Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов  по ним выступают средства  бюджета, где ежегодно эти расходы  выделяются в отдельную строку (2, с. 469). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

 

     Изучив  экономический смысл таких понятий  как государственный бюджет, бюджетный  дефицит и государственный долг подытожим полученную информацию.  Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

  1. вмешательство в экономику;
  2. поддержание государственного аппарата управления;
  3. правоохранительные органы и судоустройство;
  4. медицина, здравоохранение и образование;
  5. оборона страны.

     Бюджет  является одновременно и правовой, и экономической категорией. В  современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования  экономики, играет активную роль в обеспечении  ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций.

     Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов  госбюджетов, накопленная за все  время существования страны.

     Оценка  состояния государственных финансов определяется соотношением доходов  и расходов государственного бюджета.

     В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

     1.  Экономическая теория: учеб. Для студентов вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 592с.: ил. – (Учебник для вузов).

     2.  Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. / под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 634с.

     3. Макроэкономика: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 319с.

     4. Е.Б. Коровкина «О доходах и расходах Федерального бюджета», журнал «Финансы» № 8 2004 год. (с.27-29)

     5. Носова С.С. «Экономическая теория» - М.: Гуманит. Изд. Центр ЛАДОС, 2003г.

     6. Под ред. М. И. Ткачук «Государственный бюджет» - Минск,

«Высшая школа», 1995г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Таблица 2. Исходные данные для расчета  макроэкономических

показателей системы национальных счетов по вариантам

 
Показатели
Значения  показателей в  миллиардах рублей

для варианта курсовой работы №10

Личные  потребительские расходы 735
Трансфертные  платежи 36
Арендная  плата 42
Амортизация 81
Единый  социальный налог 60
Ссудные проценты 39
Доход от собственности 93
Экспорт 29
Импорт 20
Дивиденды 48
Заработная  плата наемных работников 663
Косвенные налоги на бизнес 54
Нераспределенные  прибыли корпораций 63
Индивидуальные  налоги 78
Подоходные  налоги с корпораций 57
Прибыли корпораций 168
Государственные закупки товаров и услуг 216
Чистые  частные внутренние инвестиции 99
Совокупная  стоимость произведенных товаров  и услуг всеми отраслями экономики 1156
Совокупная  стоимость промежуточных продуктов 16
Доходы  резидентов страны за границей 67
Доходы нерезидентов внутри страны 58
Дефлятор  ВВП 3.8
 

     3.1. РАСЧЕТ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА (ВВП) 

     3.1.1. Расчет ВВП по  методу добавленной  стоимости

     ВВП = «Совокупная стоимость произведенных товаров и услуг всеми отраслями экономики» - «Совокупная стоимость промежуточных продуктов» = 1156 – 16 =  1140. 

     3.1.2. Расчет ВВП по  методу учета по  расходам или по  производству

      При расчете ВВП на основе расходов, или потока благ (этот метод называют также производственным методом) суммируются следующие величины:

  1. Потребительские расходы населения (С);
  2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (I);
  3. Государственные закупки товаров и услуг (G);

4.Чистый экспорт (X), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.

     ВВП = С + I + G + X = 735 + (99 + 81) + 216 + (29-20) = 1140 

     3.1.3. Расчет ВВП по  методу учета ВВП  по доходам или  распределительный метод

ВВП можно  представить как сумму факторных  доходов:

1. Заработная плата;

2. Ссудный процент;

3. Прибыль (в том числе корпораций);

4. Рента и арендная плата;

5. Амортизация;

6. Доходы от собственности;

7. Косвенные налоги на бизнес. 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

     3.2.  РАСЧЕТ ВАЛОВОГО  НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА

     Если  к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от услуг факторов производства (факторными доходами) резидентов из-за границы и факторными доходами, полученными нерезидентами в данной стране, то получим показатель ВНП.

     ВНП = ВВП + (67-58) = 1140 + (67-58) = 1149 

     3.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНОГО ВВП

      Реальный  ВВП - это фактический объем выпуска  продукции, рассчитанный в ценах базисного года.

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, принципы формирования, методы компенсации дефицита бюджета