Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:42, курсовая работа

Описание

Бюджет (англ. budget – «денежная сумка») – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года.

Содержание

Введение 3
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции 4
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета 9
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России 15
Практикум 22
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

 

      Содержание 

 

Введение

     Бюджет (англ. budget – «денежная сумка») – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опустошения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

     Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, находящийся в  распоряжении правительства и используемый для осуществления социально-экономических  функций, содержания государственного аппарата.

     Цель  курсовой работы – изучить государственный  бюджет как инструмент государственного регулирования и его особенности  в России.

     Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

     - изучить государственный бюджет, его структуру и основные макроэкономические функции

     - ознакомиться с профицитом и  дефицитом бюджета, мультипликатором  сбалансированного бюджета 

     - выявить балансирование бюджета  и его особенности в России.

 

1.  Государственный  бюджет, его структура  и основные макроэкономические функции

     Возникновение бюджета связано с зарождением  и формированием государства, использующего  его в качестве основного инструмента  обеспечения как непосредственно  своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

     Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения  различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных  существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

     Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а  соответственно, и экономической категории товарного хозяйствования позволяют реальные и объективные отношения, возникающие на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные необходимостью обеспечения непрерывности воспроизводства, как одного из способов функционирования финансов.

     Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию «бюджетные отношения».

     В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен  как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления.

     По  экономической сущности государственный  бюджет это денежные отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

     Структура бюджетной системы значительной мерой зависит от государственного устройства страны. Так страна с  федеральным устройством имеет  федеральный (государственный) бюджет составных частей федерации (штатов, земель, кантонов, республик), а также местные бюджеты (районов, городов, сел) – в зависимости от административного разделения. В государстве без федерального разделения есть только государственный и местные бюджеты. Государственный бюджет – наибольший централизованный денежный фонд государства, который находится в распоряжении правительства. Это годовой финансовый план расходов государства и источников их покрытия. В государственном бюджете концентрируется большая часть валового национального продукта. Он играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально – экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально – культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки. Государственный бюджет и местные бюджеты всех уровней составляют финансовую основу для объединения общегосударственных и региональных интересов.

     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

     Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

     Вторая  – контрольная функция позволяет  узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

     Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется       посредством       маневрирования  поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

     В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений  в структуре бюджетного механизма  выделяют три звена:

     - механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;

     - механизм расходования бюджетных средств;

     - механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

     В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном  механизме выделяют следующие блоки:

     - бюджетное планирование;

     - бюджетное прогнозирование;

     - бюджетный контроль и т.д.

     На  бюджетный механизм оказывает влияние  бюджетной устройства страны.

     Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм, отражающих отдельные этапы  перераспределения - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории различны по своим функциональным характеристикам и будут рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.

     Бюджет  играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном  процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

     При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.   Бюджет   широко   используется   для   межотраслевого   и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.

     В современных условиях наибольшим приоритетом  пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

     Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

     Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.

     В процессе бюджетного планирования устанавливается  рациональное соотношение между  централизованными и децентрализованными  фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

 

2.  Профицит и   дефицит бюджета.  Мультипликатор сбалансированного  бюджета

     Если  экономика находится в состоянии равновесия, то должно соблюдаться условие равенства сбережений S и инвестиций I: I=S. В более развернутом и приближенном к практике виде условие макроэкономического равновесия можно представить как S + T = I + G, поскольку к сбережениям домашних хозяйств S прибавляются доходы государства, состоящие в основном из налогов T, а к частным инвестициям добавляются государственные расходы G.

     Преобразовав  последнее уравнение, получим S – I = G – T. Согласно данной формуле разница  между сбережениями и инвестициями равна разнице между государственными расходами и доходами, то есть дефициту государственного бюджета, если текущие расходы, или профициту, когда текущие доходы государства превышают его расходы.

     Профицит  бюджета может возникнуть следующим  образом:

     - если бюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полеченные в процессе исполнения бюджета,

     - превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или

     - сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;

     - если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, при том что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;

     - если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;

     - если в целях получения профицита запланированная сумму доходов изначально превышает сумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны

     Превышение  сбережений над инвестициями идет на покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования