Государственный бюджет и его структура. Бюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственный бюджет, его сущность, структура, функции, особенности формирования государственного бюджета России 2012-2014 гг.
Основными задачами курсовой работы являются:
 Охарактеризовать сущность бюджета как экономической категории
 Определить структуру и динамику доходов и расходов государственного бюджета

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические основы бюджетных отношений
1.1. Сущность бюджета как экономической категории……………...…...…..6
1.2. Структура и динамика доходов и расходов государственного бюджета………………….……………………………………………….…...….12
1.3. Виды бюджета и их характеристики………………………………...…..19
2. Механизм формирования бюджета РФ на 2012-2014 гг
2.1. Особенности федерального бюджета России на 2012-2014 гг.........…..30
2.2. Направления совершенствования системы межбюджетных отношений………………………………………………………………….…….36
Заключение…………………………………………………………..……..…….39

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_rabota_osnovnoe.docx

— 164.62 Кб (Скачать документ)

В материальном понимании  государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах  государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т. е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

 

1.2. Структура и динамика доходов и расходов государственного бюджета.

Государственный бюджет состоит  из 2-х дополняющих друг друга  взаимосвязанных частей: доходной и  расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих  доходов. Структура доходов непостоянна  и зависит от конкретных экономических  условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической  политикой. Любое изменение структуры  бюджетных доходов отражает изменения  в экономических процессах. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Доходы бюджета – это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня (Рис 2) [15].

Рисунок 1 – Структура доходов бюджета

 

Согласно   действующей   бюджетной   классификации   все   доходы бюджетов делятся на следующие виды:

1. Налоговые доходы, которые включают в себя:

    • прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
    • налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
    • налоги на товары и услуги;
    • налоги на имущество;
    • платежи за использование природных ресурсов;
    • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
    • прочие налоги, сборы и пошлины.

2. Неналоговые   доходы,   к   которым  относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

3. Безвозмездные перечисления  включают следующие поступления:

  • от нерезидентов;
  • от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
  • от государственных внебюджетных фондов;
  • от государственных предприятий и учреждений;
  • от наднациональных организаций [2].

Наибольшее практическое значение имеет классификация по порядку и условиям зачисления доходов. По этому основанию доходы бюджета можно разделить на закрепленные и регулирующие. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации, субвенции и ссуды.

Закрепленные доходы — это такие, которые в полном объеме или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке зачисляются в соответствующие бюджеты. Такой способ распределения доходов используется при формировании доходной части бюджетов всех уровней. Это повышает значение закрепленных доходов и делает их долговременной основой любого бюджета. Закрепление доходов за бюджетами различных уровней осуществляется бюджетным и налоговым законодательством. Вышестоящие бюджеты обладают правом передавать свои закрепленные доходы в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях обеспечения гарантированного уровня доходной части этих бюджетов.

Регулирующие доходы — это доходы, которые распределяются ежегодно в отличие от закрепленных.

Бюджетное регулирование  возможно в форме закрепления  за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе. Если распределение регулирующих источников доходов не привело к  сбалансированности бюджета, то применяются  такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды.

 Дотация — это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенция — это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

 Бюджетная ссуда — это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Бюджетная ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, на стадии исполнения бюджета [21].

В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности  по налогам и сборам в бюджетную систему (рис 2).

Рисунок 2 – Доходы федерального бюджета

 

Расходы бюджета, будучи компонентом бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального  хозяйства и социальные нужды  общества. Для финансирования бюджетных  расходов широко используются государственные  займы. Это особый вид кредита, при  котором государство одалживает деньги у предприятий и населения, как правило, путем выпуска облигаций [11].

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и  практике финансов существуют несколько  признаков классификации расходов бюджета.

Различаются бюджетные  расходы по следующим направлениям:

  1. Расходы федерального бюджета;
  2. Расходы бюджетов субъектов РФ;
  3. Расходы местных бюджетов.

Расходы бюджетов любого уровня по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.

Текущие расходы  связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

Расходы бюджета развития представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти.

Практическое значение этой классификации заключается в  следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Важный признак классификации  расходов бюджета – предметный.

При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов:

  1. финансирование промышленного производства;
  2. финансирование социально-культурных мероприятий;
  3. финансирование науки;
  4. финансирование обороны;
  5. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  6. расходы по внешнеэкономической деятельности;
  7. создание резервных фондов;
  8. расходы по обслуживанию государственного долга;
  9. прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни.

Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями  расходов государственного бюджета  являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. В этом проявляется главная  цель бюджетной политики вообще –  стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя  к меняющимся условиям.

В качестве основных приоритетов  бюджетных расходов определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное  выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением  адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.

При недостаточности бюджетных  средств для покрытия расходов, превышающих  минимальный бюджет, или в случаях  временных финансовых затруднений  в процессе исполнения утвержденного  бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также  выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей  суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его  расходов устанавливается законами Российской Федерации [12].

 

 1.3. Виды бюджета и их характеристики

  1. Федеральный бюджет

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Федеральный  бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно  федеральный бюджет является основным орудием перераспределения  национального дохода и ВВП, через  него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования  экономического развития стран и  реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной  социально-экономической стратегии. -Основными функциями федерального бюджета являются:

  • перераспределение национального дохода и ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение социальной политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств [8].

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы  доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей- налога с  оборота и платежей из прибыли.

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы  претерпели коренные изменения.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они  составляют 93,5%, а около 34% от них  составляет налог на добавленную  стоимость. Необходимо отметить, что  ряд федеральных налогов поступает  в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты  субъектов РФ и в местные бюджеты. Например, из налога на доходы физических лиц в  федеральный бюджет поступает  лишь 1% от общей суммы, из акцизов  на этиловый спирт, водку и ликероводочные изделия и спиртосодержащие растворы – 50% [4]. Полностью в федеральный бюджет поступают, например, налог на операции с ценными бумагами, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи.

Информация о работе Государственный бюджет и его структура. Бюджетные отношения