Государственное регулирование трудовой миграции в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание

Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах предусматривает наличие в разных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию - основанной на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

Содержание

Ведение 4
1 Миграция трудовых ресурсов 5
1.1 Классификация миграции трудовых ресурсов 7
1.2 Экономические последствия миграции трудовых ресурсов,
Понятие «утечка мозгов» 9
1.3 Экономические эффекты миграции трудовых ресурсов 11
2 Масштабы и направления международной трудовой миграции 12
2.1 Масштабы трудовой миграции по миру 14
2.2 Масштабы трудовой миграции по России 17
2.3 Последствия миграции для рынка труда РФ 22
2.4 Что нужно сделать для выхода из кризиса 24
3 Государственное регулирование трудовой миграции в РФ 27
Заключение 29
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая моя.docx

— 62.21 Кб (Скачать документ)

         «Утечка умов» началась с оттока мигрантов из стран Западной Европы в США, но затем главными поставщиками таких иммигрантов-интеллектуалов стали развивающиеся страны. Этот процесс крайне отрицательно сказывается на экономике и культуре этих стран, где прослойка интеллигенции и так еще малочисленна. В конце 80-х - начале 90-х гг. в связи с экономическим и политическим кризисом усилилась «утечка умов» из России, Украины, других стран, входящих ранее в СССР. Ученые пришли к выводу о том, что основная причина интеллектуальной миграции - как одной из разновидностей трудовой миграции в условиях особого внимания к качеству трудовых ресурсов - заключается в экономических преимуществах, которые приобретают мигранты - интеллектуалы в новой стране их пребывания по сравнению со страной - донором.  В 1990-х гг. была принята специальная поправка к иммиграционному закону, увеличившая квоту для специалистов высшей и высокой квалификации из бывшего СССР до 50 тыс. человек в год. В результате доля иммигрантов среди всех квалифицированных специалистов составляет в США около 1/5, а среди инженеров - даже 2/5. Поскольку в США затраты на подготовку одного специалиста обычно значительно выше, чем в других странах, такой приток интеллектуалов позволяет им экономить многие миллиарды долларов.  
 
 
 
 

         1.3  Экономические  эффекты миграции трудовых ресурсов

          Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. В число последних включается политические и религиозные причины, объединения и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера. Каждая из этих и многие другие неэкономические причины способны привести, и приводят к крупным государственным перемещениям рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная миграция рабочей силы, по экономическим причинам, под которыми понимаются главным образом межстрановые различия в оплате труда. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней труда в различных странах.

          В результате международной миграции  трудовых ресурсов за рубеж  перемещается товар особого свойства  – рабочая сила. Его принципиальное  отличие от других товаров  заключается в том, что сама  рабочая сила является фактором  производства других товаров.  Страна, экспортирующая рабочую  силу, то есть откуда эмигрируют  работники, обычно получает своеобразную  оплату за та5кой экспорт в  виде перевода обратно на родину  части доходов эмигрантов. В условиях  относительной избыточности трудовых  ресурсов во многих странах  вывоз рабочей силы помогает  снизить безработицу, обеспечить  приток денежных поступлений  из-за рубежа. Но с, другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.  
 
 
 
 

    2 МАСШТАБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ 

    Исторически, как засвидетельствовал в своем  наставлении Михаил Ломоносов, международная  миграция - явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки международных мигрантов на протяжении нескольких столетий вообще не фиксировались  государственными органами.

      Наиболее приемлемыми количественными  показателями межстрано-вого  перемещения   трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе.  Нерезидентом в этом случае  считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты.  В статистике платежного баланса показатели, связанные и миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:

    1. Трудовой доход, выплаты занятым - зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами - нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включается также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К числу частных лиц нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, рабочие из приграничных стран, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств.

    2. Частные неоплаченные переводы - это оценочный денежный экви-валент  имуществ, перемещаемого мигрантами  в момент их отъезда за границу  и последующих посылок товаров  на родину. Человек изначально  может поехать за рубеж просто  на временные заработки, а затем  по каким - либо причинам задержаться  там более чем на год, став  мигрантом. И наоборот, люди, намеревавшиеся  эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было зарегистрировано как переводы работников, вдруг решаются вернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в данном случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент пересечения границы.

    3. Перемещение мигрантов – оценочный  денежный эквивалент стоимости  имущества мигрантов, которые  они перевозят с собой, перемещаясь  в другую страну. При этом вывоз  имущества эмигрантов в натуре  показывается как экспорт товаров  из страны, а его оценочный  денежный эквивалент (как бы оплата  за экспорт) - по данной статье.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.1 масштабы трудовой миграции по миру

         По приблизительным оценкам, ежегодное  миграционное сальдо к середине 90 - х гг. составляло примерно 1 млн.человек,  т.е в принимающие страны приезжало  в среднем на 1 млн.человек больше, чем уезжало. В ближайшие годы, в связи со стабилизацией мировой  экономики миграционное сальдо  будет сокращаться. 

         Объемы ежегодных денежных потоков,  связанных с международной миграцией,  измеряются сотнями миллиардов  долларов и вполне сопоставимы  по масштабам с ежегодными  прямыми зарубежными инвестициями. 

          На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода иностранным рабочим - нерезидентам и 2/3 всех частных неопла-ченных  переводов, тогда как на все развивающиеся страны - только, соответственно, 1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредо-точина основная доля временных рабочих - мигрантов, и что именно туда эмигрируют трудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамках денежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы работников занимают около 62 %, трудовые доходы - около 31 % и перемещение мигрантов - около 7 %. 

         Наиболее крупные выплаты трудового  дохода частным лицам - нерезидентам  осуществляют Швейцария, ФРГ,  Италия, Япония, США, Канада. В развивающемся  мире наиболее активно иностранную  рабочую силу используют Кувейт, Израиль, ЮАР, Малайзия. Наиболее крупные переводы частного характера осуществляются из основных развитых стран (США, Япония, Германия, Великобритания) и новых индустриальных и нефтедобывающих развивающихся стран (Кореи, Венесуэлы, Саудовской Аравии). Основными получателями перевода из-за рубежа являются развитые страны, в основном за счет перевода части зарплат работников иностранных подразделений ТНК, военнослужащих, размещенных за рубежом, сотрудников загранаппарата.  Во многих развивающихся странах масштабы переводов частного характера составляют 25 - 50 % доходов от товарного экспорта (Бангладеш, Буркина - Фасо, Турция, Египет, Греция и др). В Лесото, Иордании, Йемене переводы достигают 10 - 50 % ВНП.

         С теоретической точки зрения  доходы страны - экспортера рабочей  силы далеко не ограничиваются  переводами эмигрантов из - за рубежа, хотя они и составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают совокупный ВНП и благоприятно сказываются на платежном балансе, - налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами. Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, привозят с собой еще столько же накоплений, сколько ими было передано через банки. Более того, приобретая опыт работы за рубежом и повысив квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалификационные кадры.

         Эмиграция оказывает весьма ощутимое  положительное воздействие на  экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так, в 70 - е годы египетское прави-тельство, принимая программы по борьбе с безработицей, специально закладывало в них стимулирование эмиграции в страны  Персидского залива.                  Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описываются как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения.  Не отрицая существования  такой проблемы, необходимо, однако, отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада, Австралия - страны, возникшие в результате  иммиграции. В других странах  иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ, Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие, в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров - горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции, которые в развитых странах связаны, прежде всего, с понижением в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы. Например, в США один из каждых четырех занятых с образованием менее 12 классов - иммигрант. Иммигранты занимают места в секторах, производящих неторгуемые товары, которые в противном случае могли бы перейти к местным рабочим, в результате торговли оказавшимся вытесненными из секторов, производящих торгуемые товары.  
 
 
 
 
 
 

         2.2 Масштабы трудовой миграции по России  

          До 90-х годов внешняя  миграция для России не имела существенного значения. Более важна была миграция внутренняя: из центральных - в восточные и северные районы страны (в  целях освоения их огромных приро-дных богатств), из села – в город.

         Внешняя миграция усилилась в 1993 г.  в связи с распадом СССР и свободным въездом в Россию граждан из бывших союзных республик, где экономическое и социальное положение большинства населения было гораздо хуже. Но это лишь одна причина. Другая состоит в дискриминации русскоязычного населения в постсоветских государствах.         

         Наибольший прирост населения России произошел за счет мигра-ционных потоков из Казахстана и Украины. В составе мигрантов  преобла-дали вынужденные переселенцы и беженцы: в конце 2000 г. их численность (имеются в виду зарегистрированные) составляла около 1 млн. человек. Фактически же их было значительно больше. Основными местами поселения стали Оренбургская, Белгородская, Новосибирская области, Ставропольский и Алтайский края, республики Ингушетия и Северная Осетия - Алания. Большинство вынужденных переселенцев и беженцев испытывают значительные трудности материального и морального характера, для многих не хватает рабочих мест, жилья. Средств для осуществления федеральной миграционной программы хронически недостает.       

         Ежегодно в Россию из дальнего и ближнего зарубежья прибывают значительные контингенты работников главным образом на временные работы. Чаще всего это рабочие высокой квалификации: рабочие-строители, специалисты сельского и лесного хозяйства, промышленности, торговли. Главные страны - экспортеры рабочей силы в ближнем зарубежье - Украина, Молдавия, Грузия и Армения; в дальнем зарубежье - Турция, Китай, страны бывшей Югославии, Вьетнам. Вообще же в Россию едут  в поисках работы граждане более чем 100 стран.

          Россия стала крупнейшим центром  миграции в Восточном полушарии  и уступает по величине миграционных  потоков только США. В Россию  ежегодно прибывают более 12 млн.  и одновременно выезжают около  11 млн. мигрантов.  При этом  гастарбайтеры ежегодно отправляют  домой из России более 11,4 млрд. долл. По мнению ученых, зависимость  России от труда мигрантов  в ближайшие десятилетия будет  нарастать, поскольку потери собственных  трудовых ресурсов к  2025 году  превысят 18–19 млн. человек. По  данным ВБ, в 2006 году гастарбайтеры  отправили домой из России 11,4 млрд. долл. Это пятый по величине  показатель в мире после США  (42,2 млрд.), Саудовской Аравии (15,6), Швейцарии  (13,8) и Германии (12,3). В то же  время по сумме полученных  переводов Россия не вошла  даже в первую двадцатку стран - получателей. Здесь лидируют Индия (27 млрд. долл.), Китай (25,7 млрд.) и Мексика (25 млрд.). Денежные переводы гастарбайте-ров наиболее значимы для Таджикистана и Молдавии (по 36% ВВП), а также Киргизии (27% ВВП).

Информация о работе Государственное регулирование трудовой миграции в РФ