Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:54, реферат

Описание

Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д.

Работа состоит из  1 файл

реферат хоз право!!!.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

- условия и  источники  накопления капитала

- денежное обращение

- цены антиинфляционные  процессы

- конкурентная  среда

- предпринимательство

- инвестиции  НИОКР

- социальная  сфера  трудовые отношения механизм  защиты населения

- занятость кадры

- платежный баланс

- внешнеэкономическая   деятельность страны

- окружающая  среда. 

       Определяя  объекты своего воздействия, государство  формулирует и цели которые  оно ставит перед собой Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей разнообразных по своему характеру

Совокупность  целей  представляет собой определенную систему  включающую основную генеральную цель а также конкретные цели связанные  с реализацией того или иного экономического или социального процесса и способствующие достижению главной цели

Основной главной целью  государственного регулирования экономики  является обеспечение социально-экономической  стабильности в обществе Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста а на этой основе повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель

Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»:

1) Обеспечение экономической   стабильности выравнивание долгосрочных  циклических и краткосрочных  конъюнктурных колебаний

- регулирование отраслевой  и региональной структуры национальной  экономики

- обеспечение экономического роста

- поддержка устойчивости  национальной валюты;

- обеспечение  полной  занятости

- внешнеэкономическое   равновесие 

2) Обеспечение рамочных  условий функционирования  народного  хозяйства

- обеспечение территориальной  целостности

- обеспечение правовой  основы функционирования экономики

- поддержка внутреннего  порядка 

3) Обеспечение социальной  стабильности

- социальная обеспеченность  различных слоев населения

- предоставление социальных  услуг

- обеспеченность населения  общественными благами

4) Координация хозяйственной   деятельности

- обеспечение информацией  о конъюнктуре рынка перспективах  развития народного хозяйства

- разработка мотивационного  механизма системы поощрения  и санкций 

5) Поддержка конкурентной  среды

- создание экономических правовых условий правил системы конкурентных отношений защита конкурентной среды

- борьба против недобросовестной  конкуренции

- борьба с монополизмом

- разработка  стратегических  и тактических  мер развития  предпринимательской  активности (финансовых ,налоговых, таможенных и др.)

- поддержка мелкого  и среднего предпринимательства 

6) Управление государственным   сектором в экономике

- управление государственными  предприятиями

- управление государственной  собственностью (разведанными полезными  ископаемыми , государственными ценными бумагами , пакетными акциями , государственными кредитными средствами).[4; с. 36]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Формы и  методы  государственного  регулирования

      Государственное  регулирование экономики непосредственно  связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

    Государство  использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

     Особенностью  административных средств регулирования  экономики является то, что они: [17; с. 238]

- не связаны  с  созданием дополнительных материальных  стимулов для их реализации;

- базируются  на силе  и авторитете государственной   власти;

- включают меры  запрещения, разрешения и принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение  - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство  дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение  установленных норм. Например, при  несвоевременной уплате налогов  взимаются штрафы.

- предусматривают   организацию управления предприятиями  государственного сектора экономики,  государственной собственностью.

      Экономические  средства воздействия на хозяйственные  процессы предполагают использование  следующих регулирующих инструментов:

- государственного  экономического  прогнозирования;

- государственного  экономического  программирования;

- бюджетно - налоговой  системы;

- денежно - кредитной   политики;

- валютной политики;

- таможенной  политики.

Рассмотрим основные инструменты и их роль в регулировании  экономики государством. В целом  инструментарий государственного регулирования  экономики представлен в таблице 2 . (см. приложение).

 

4.1 Государственное  экономическое прогнозирование

Государственное экономическое  прогнозирование  основано на результатах  анализа  реального положения дел в  экономике существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов на учете тенденций развития науки  техники интеллектуального потенциала позволяет получить достоверные  знания о том что может произойти в экономике в тех или иных условиях Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику определять совокупность рычагов обеспечивающих ее эффективную реализацию

Экономическая наука  выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность  прогнозов. [1; с. 89]

- поэтапность процесса  прогнозирования: составление поискового  прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;

- разработка  конкретных  рекомендаций по использованию   экономических регуляторов хозяйственной  деятельности;

- корректировка  нормативного  прогноза с учетом  механизма  регулирования;

- составления  сценария  и вариантов прогноза;

- сведение разного   рода прогнозов в систему.

Формирование  системы  прогнозов складывается из прогнозов  последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов  производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических  прогнозов, прогнозов внешнеэкономической  деятельности.

 

4.2 Государственное   экономическое программирование

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено  тем, что социально - экономические  программы, базируясь на экономических  прогнозах, используют весь комплекс элементов  государственного регулирования экономики  и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и  определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в  глобальных целях всех элементов  государственного регулирования экономики.

В зависимости  от использования  различных критериев  государственные  программы можно  подразделить на несколько видов.

По срокам государственного программирования различают:

- краткосрочные  программы,  разрабатываемые на  срок от  одного года до трех  лет;

- среднесрочные  программы,  рассчитанные на 3 - 5 лет;

- долгосрочные  программы,  которые составляются  на срок  от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы  подразделяются на:

- Общегосударственные   программы. Они содержат основные  и значимые для общества в   целом ориентиры экономического  и социального развития. Эти программы   направлены на регулирование   деятельности государственного  сектора и частных фирм;

- Региональные  программы,  охватывающие деятельность  отдельных  частей экономики. В  некоторых  странах для социально-экономического  развития регионов используют  региональное планирование;

- Целевые программы.  Они предусматривают развитие  конкретных направлений, например, научных исследований, а также  поддержку отдельных групп населения;

- Отраслевые  программы, направленные  на развитие  отдельных отраслей;

- Чрезвычайные  программы, которые  разрабатываются  в тех случаях,  когда экономика  находится в кризисном состоянии  вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения  военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

     Субъектами экономического  программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В большинстве  стран, где применяется экономическое  программирование, подобные программы  носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую  направленность.[18; с. 37]

 

4.3 Бюджетно-налоговая   система

Бюджетно-налоговая  система - один из существенных рычагов реального  экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП, создают реальные возможности влияния на социально - экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально - экономического развития страны. [19; с. 93]

     Переход к рыночным  отношениям, разгосударствления и  приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства - увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

      Влияние налоговой  системы на экономику связано  с совершенствованием размеров  налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения  объектов льготного налогообложения.

     Для оплаты государственных  расходов и различных выплат  населению государству нужно  иметь деньги. Необходимые для  покрытия расходов суммы можно  получить от государственного  сектора экономики, а также  путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом, и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды. [10; с. 422]

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики