Государственное регулирование рынка (микроэкономический аспект):формы и оценка последствий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 01:45, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить и проанализировать роль государства и степень его вмешательства в рыночную экономику, а так же механизмы, помогающие справляться задачами перераспределения доходов граждан, хозяйственных организаций, ресурсов страны в интересах общества в целом, а также организации производства общественных товаров и услуг.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
o Определить методы, пути и формы государственного регулирования экономики с точки зрения теории.
o Описать роль государства в современной экономике.
o Рассмотреть причины вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.
o Анализировать некоторые последствия такого вмешательства.

Содержание

Введение
Глава 1. Формы и оценка последствий государственного регулирования рынка
Глава 2. Микроэкономический анализ государственного регулирования рынка в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач 2.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

     Вторая. Невозможность воспрепятствовать  потреблению общественных благ. Например, не существует технических средств, которые могли бы не допустить  использование света маяка одними кораблями в то время, как его могут использовать другие. Опять же технически невозможно (или, во всяком случае, очень дорого) воспрепятствовать приему радиопередачи одним радиослушателем тогда, когда ее может принимать его сосед.

     Определим оптимальный объем производства общественного блага. Для примера рассмотрим уличное освещение. Оно является общественным благом. Действительно, если данная улица освещена, то использование ее освещенности одним пешеходом не лишает такой же возможности других. Кроме того, невозможно устроить так, чтобы для одних пешеходов свет горел, а для других - нет. Допустим, что на данной улице проживают только два жителя: Трифон и Федор. Они же являются единственными пользователями уличного освещения. На рис. 10,а изображена кривая индивидуального спроса Федора на уличное освещение. По оси абсцисс откладывается число уличных фонарей (Q). По оси ординат откладывается оплата Федором содержания одного уличного фонаря (PФ). Например, если бы содержание одного фонаря обходилось Федору в 20 р. в год, то он был бы готов финансировать два уличных фонаря. В данном случае линию индивидуального спроса Федора на освещение удобно интерпретировать как линию его предельной выгоды (MBФ). Скажем, выгода, приносимая Федору вторым фонарем, равна 20 р. в год. Именно поэтому при числе фонарей, равном двум, он готов платить по 20 р. на содержание каждого. На рис. 10,б изображена линия индивидуального спроса, она же линия предельной выгоды Трифона. На рис. 10,б представлена линия суммарной предельной выгоды (MB). Ее же можно назвать линией совокупного спроса на уличное освещение. Напомним, что для обычных товаров и услуг кривую рыночного спроса можно получить как горизонтальную сумму кривых индивидуального спроса. Линию же совокупного спроса на общественное благо можно получить путем вертикального суммирования линий индивидуального спроса. На рис. 10,е наклонные прерывистые линии представляют собой линии индивидуального спроса Федора и Трифона. Наклонная сплошная линия MB есть их вертикальная сумма. Действительно, при числе фонарей, скажем, равном двум, предельная выгода Федора MBT = 20 р., предельная выгода Трифона MBФ = 40 р., суммарная предельная выгода MB = 60 р. Именно такую сумму они вместе готовы заплатить на содержание каждого фонаря. 

     

     Рис. 10. Определение оптимального объема производства общественного блага. 

     Допустим  теперь, что предельные затраты МС на содержание одного фонаря равны 40 р. и не зависят от числа фонарей. Тогда, как это видно из рис. 10,в, оптимальное число фонарей равно трем, при котором МС = MB.

     Если  их число меньше трех, то МС < MB и совокупную выгоду (с учетом затрат) можно повысить, увеличивая число фонарей. Если их число больше трех, то МС > MB и совокупную выгоду (с учетом затрат) можно увеличить, сокращая число фонарей. При числе фонарей, равном трем, естественным образом складывается участие потребителей в финансировании уличного освещения. Каждый платит в соответствии со своей предельной выгодой: Трифон - 30 р., Федор - 10 р. на содержание каждого фонаря. При отсутствии постоянных затрат этих средств как раз достаточно, чтобы финансировать освещение.

     Основная  трудность с определением оптимального объема производства общественного  блага заключается в том, что  предельные выгоды от его использования  MBФ, MBT и MB на рынке никак не проявляются. В отличие от спроса на обычный товар спрос на общественное благо непосредственно измерить невозможно.

     Таким образом, в ситуациях с общественными  благами чисто рыночные механизмы  оказываются неэффективными. Общественные блага либо вообще не производятся, либо производятся в недостаточном количестве. Поэтому общественные блага обычно производятся при участии государства за счет принудительного обложения налогами их потребителей.

     Общественные  блага отличаются по своим географическим рамкам. Например, результаты фундаментальных научных исследований можно отнести к мировым общественным благам. Национальная оборона - это, естественно, национальное общественное благо. Очень многие общественные блага имеют локальный характер: уличное освещение, охрана общественного порядка, пожарная охрана, уборка мусора, охрана окружающей среды, строительство и содержание местных дорог и т. д. Организацию их производства и финансирование принимают на себя местные органы государственной власти.

     Конкуренция между регионами за налогоплательщиков способствует оптимизации "ассортимента" и объемов предоставляемых местными правительствами общественных благ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 

     Дифференциация  доходов населения

     С целью предотвращения социально неприемлемой дифференциации доходов государство может использовать различные финансовые и ценовые инструменты. Прежде всего к их числу следует отнести прогрессивный подоходный налог, при котором с ростом дохода его доля, изымаемая в госбюджет в форме налога, увеличивается. Прогрессия налогообложения задается так называемыми предельными ставками. Каждая предельная ставка применяется к вполне определенной части дохода.

     Приведем  условный пример. Сравним пропорциональный налог, ставка которого не зависит от размера дохода и равна, предположим, 20 %, и прогрессивный налог с предельными ставками:

     0 % с части дохода от 0 до 1000 р.  в месяц,

     20 % с части дохода от 1000 до 2000 р.  в месяц,

     40 % с части дохода от 2000 до 3000 р.  в месяц,

     60 % с части дохода свыше 3000 р. в месяц.

     Если, например, общий доход равен 3500 р. в месяц, то при пропорциональном налогообложении сумма налога составляет 

                                                            

     При прогрессивном налогообложении  сумма дохода 3500 р. разбивается на несколько частей, к каждой части применяется своя предельная ставка налога. В нашем примере сумма прогрессивного налога составляет 

                           

      

          В таблице приведены результаты  расчета сумм налога для некоторых  величин общего дохода. Приведены также суммы располагаемого дохода, т. е. общего дохода за вычетом налога. 

     На  рис. 11 изображена зависимость располагаемого дохода от общего дохода при различных  предположениях о подоходном налогообложении.

     Прямая  А характеризует зависимость располагаемого дохода от общего дохода при отсутствии налогообложения. Прямая В характеризует эту зависимость при пропорциональном налоге со ставкой 20 %. Ломаная линия С показывает .эту зависимость при прогрессивном налоге с приведенными выше предельными ставками. 

     

     Рис. 11. Зависимость располагаемого дохода от общего дохода. 

     Прогрессивный налог - мощное средство перераспределения  доходов населения. Но он не лишен  и недостатков. Наиболее существенным недостатком прогрессивного налога является то, что он оказывает сильное дестимулирующее воздействие на экономическую (прежде всего трудовую) деятельность. В нашем примере каждый рубль, заработанный сверх суммы 3000 р., облагается налогом в 60 %, в то время как при пропорциональном налогообложении ставка налога постоянная - 20 %. Много зарабатывать становится невыгодным. В результате многие люди могут сократить масштабы своей экономической деятельности.

     Обычно  наблюдается следующая закономерность: чем сильнее прогрессия налогообложения, тем слабее дифференциация в располагаемых доходах населения, но тем ниже эффективность экономики.

     Другой  недостаток прогрессивного налогообложения  заключается в том, что оно, заметно  сокращая доходы (и стимулы) у высокодоходных групп населения, оказывает незначительное воздействие на материальное положение малообеспеченных. Поэтому прогрессивное налогообложение должно сочетаться с государственными программами помощи малоимущим в форме различного рода пособий, дотаций и т. д.

     С целью предотвращения социально  неприемлемой дифференциации реальных доходов государство может использовать и другие средства. Например, на товары, приобретаемые в основном состоятельными людьми (скажем, виллы), государство может установить повышенные ставки потоварного налога. На товары, потребляемые в основном малоимущими людьми (например, детские товары), могут быть установлены потоварные дотации.

     Правда, в нашей стране, где существуют огромные межрегиональные различия в среднедушевых доходах, возложение функции перераспределения доходов  только на центральные органы власти может привести к усилению сепаратистских тенденций в развитых регионах. 
 

     Границы государственного вмешательства  в рыночный механизм

     Не  следует думать, что всякий раз, когда  чисто рыночные механизмы оказываются  неэффективными, государство должно вмешиваться в экономические процессы. В ряде случаев государственное вмешательство может привести не к повышению, а, наоборот, к понижению экономической эффективности.

     Например, борьба с монополизмом в экономике  может превратиться в борьбу с  крупным производством.

     Большие информационные трудности возникают  в ситуациях с внешними эффектами  и затратами. Оценить их количественно  в большинстве случаев очень  сложно. Вследствие неизбежных ошибок при таком оценивании государственное  вмешательство в рыночный механизм может оказаться чрезмерным: размеры штрафов, налоговых ставок и ставок нетоварных дотаций могут быть сильно завышены. И в этом случае государственное вмешательство может привести к снижению экономической эффективности.

     Но  самая важная причина возможной неэффективности государственного вмешательства в экономические процессы заключается в следующем. Лица, осуществляющие государственное регулирование экономики (как избранные, так и назначенные на свои должности), в своих действиях могут руководствоваться личными интересами, которые нередко отличаются от общественных. Например, руководители государственного ведомства, отвечающего за предоставление определенного общественного блага (скажем, строительство водохозяйственных сооружений, фундаментальные научные исследования, национальная оборона), могут быть лично заинтересованы в расширении масштабов деятельности своего ведомства, в увеличении его финансирования из государственного бюджета. Действительно, рост финансирования, как правило, вызывает увеличение числа подчиненных, повышение окладов, расширение возможностей продвижения по службе, повышение престижа и т. д. По этим причинам руководители ведомства могут прибегнуть к искажению информации об эффективности его деятельности. При отсутствии действенного общественного контроля за деятельностью ведомств объемы их финансирования могут оказаться чрезмерными с общественной точки зрения.

     Следует признать, что рынок и государственное  управление экономикой - два несовершенных  механизма организации хозяйственной  жизни. Найти их оптимальное сочетание - очень непростая задача. 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Микроэкономический анализ государственного регулирования рынка  в  России. 

           Говоря о механизме государственного  регулирования экономики, нельзя  не обратить внимания на  различные  уровни  государственного  регулирования.  В условиях федеративного государства,  каковым  является  Россия, это  прежде всего регулирование на уровне федерации и отдельных субъектов федерации.

     В этой главе рассматриваются основные недостатки, или «провалы» российского рынка.

Информация о работе Государственное регулирование рынка (микроэкономический аспект):формы и оценка последствий