Глобальные проблемы человечества: экономические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:06, реферат

Описание

Большинство исследований сводится к тому, что эти проблемы обладают общей спецификой, выделяющей их на фоне других. Такая специфика глобальных проблем заключается в том, что они имеют ряд общих признаков:
Носят общемировой характер, то есть затрагивают интересы и судьбы всего (или, по крайней мере, большинства) человечества;
Угрожают человечеству серьёзным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человеческой цивилизации как таковой);
Нуждаются в срочном и неотложном решении;
Взаимосвязаны между собой;
Требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………………...3
Проблема безопасности и мира……………………………………….……………5
Демографическая проблема………………………………………………………...8
2.1. Проблема темпов роста мирового населения…………………………………...8
2.2. Концепция демографического перехода…………………………….………… 9
2.3. Демографический взрыв в развивающихся странах………………….…….… 10
2.4. Экономические последствия современного демографического взрыва. …….11
3. Продовольственная проблема……………………………………………………...13
3.1 Масштабы продовольственной проблемы…………………………………..13
3.2. Мировая торговля продовольствием………………………………………..14
3.3. Протекционизм в мировой торговле продовольствием. …………………..15
3.4. ВТО и мировая торговля продовольствием………………………………...16
3.5 Перспективы решения продовольственной проблемы. ……………………17
4. Глобальное изменение климата и его влияние на экономику. ……………… 18
5. Проблема обеспеченности топливно – сырьевыми и энергетическими
ресурсами……………....………………………………………………………….…….25
5.1 Минеральное сырьё. …………………………………………………….……25
5.2 Проблемы территориального соответствия минеральных…………….…..26
ресурсов и природных сил.
5.3 Политика промышленно- развитых и развивающихся стран. ………….…27
6. Проблемы НТП и проблемы образования в мире. ………………………….….29
Заключение………………………………………………………………………………32
Литература…………………………………………………………………………….…35

Работа состоит из  1 файл

Глобальные проблемы современности.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

    3.2. Мировая торговля продовольствием

    Несмотря  на то, что основная часть продовольствия потребляется там, где оно произведено, международная торговля продуктами питания ведется весьма интенсивно. Объем мирового экспорта продовольствия составляет более 300 млрд. долл. в год.

    Основные  участники международной торговли продовольствием – развитые страны, прежде всего США, Франция, Нидерланды, Германия. На долю этой группы стран  приходится порядка 60% мирового экспорта и импорта. Примерно треть закупок и продаж продовольствия приходится на страны Азии, Африки, и Латинской Америки. Доля стран с переходной экономикой незначительна и составляет менее 5%.

    Россия  является крупным нетто-импортером продовольствия и сырья для его  производства, ежегодно закупая этих товаров на сумму более 10 млрд. долл. (прежде всего мясо и мясные продукты, сахар, зерно, а также молоко и молочные продукты).

    Наиболее  активно ведется международная  торговля зерновой продукцией, а также (в меньшей степени) мясными и молочными товарами и сахаром. Главными поставщиками зерна являются США, Канада, ЕС (в основном Франция), Аргентина и Австралия. На их долю приходится 9/10 мирового экспорта пшеницы и кормового зерна (табл. 1). 

    Таблица 1. Мировой экспорт  зерна в 1996/97 – 1998/99 сельскохозяйственных годах (с июля по июнь), млн. т.1

       

Страны

 
    Пшеница
 
    Кормовое  зерно
1996/97 1997/98 1998/99 1996/97 1997/98 1998/99
США 

Канада 

ЕС 

Аргентина 

Австралия 

Всего пять экспортеров 

Мир в  целом 

Доля пяти экспортеров в мировом экспорте, %

    
27,0 

17,9 

16,9 

9,6 

18,4 
 

89,8 

97,2 
 

92,4

    
28,1 

21,1 

14,0 

9,2 

15,3 
 

87,7 

98,4 
 

89,1

29,0 

14,5 

16,0 

      7,0 

     14,5 
 

81,0 

93,3 
 

86,8

52,2 

5,0 

8,6 

11,4 

4,4 
 

81,6 

92,2 
 

88,5 

    
44,4 

3,5 

4,1 

13,1 

2,9 
 

68,0 

86,6 
 

78,5 

    
49,8 

3,5 

9,1 

12,5 

3,5 
 

78,4 

90,7 
 

86,4 

    

     

    Страны  – ведущие экспортеры продовольствия являются одновременно его крупными покупателями. Так, США, обеспечив себе, ключевые позиции в поставках стратегического продовольственного сырья, импортируют в больших количествах фрукты и овощи, кофе, какао, чай, специи и ряд других товаров. В 1996 г. экспорт продовольствия Соединенными Штатами составил 47 млрд. долл., а импорт – 22 млрд. долл. 

    3.3. Протекционизм в мировой торговле продовольствием.

    Система международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе и продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения. Необходимость осуществления реформ в указанной сфере была вызвана ростом государственной поддержки и протекционизма во многих странах, особенно развитых.

    Проводимая  политика поддержки высоких внутренних цен привела к перепроизводству ряда сельскохозяйственных товаров и широкому распространению экспортных субсидий и ограничений на импорт, что в свою очередь осложнило межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере. Отсутствие согласованных на международном уровне правил и процедур неоднократно являлось поводом для возникновения противоречий, чреватых порывом стабильности международной торговли и возникновением торговых войн.

    Основные  «битвы» развертывались между ЕС и США, которые вследствие проблем со сбытом практиковали широкомасштабное применение субсидий при поставках своего зерна на внешние рынки. Эти действия вызывали активное противодействие со стороны Канады, Австралии и других более мелких экспортеров, чье финансовое положение не позволяет применять субсидии в больших размерах. В целом по развитым странам уровень поддержки сельского хозяйства в период 1986-1991 гг. составлял от 42 до 47%. Совокупный денежный эквивалент субсидий производителям, рассчитанный по методике ОЭСР, приближался к 180 млрд. долл. (к настоящему времени он снизился на 30 млрд. долл.). 

    3.4. ВТО и мировая торговля продовольствием

    Вопрос  ослабления протекционизма во внешней  торговле сельскохозяйственной продукцией является одним из главных в деятельности Всемирной торговой организации. Важное место в основополагающих документах занимает соглашение по сельскому хозяйству, которое предполагает перевод всех нетарифных барьеров в тарифные эквиваленты и постепенное снижение тарифов (за шесть лет, начиная с 1995 г., - в среднем на 36% по сравнению с 1986-1988 гг.), снижение экспортных субсидий (бюджетных ассигнований на субсидирование экспорта – на 36% за шесть лет и его объема – на 21% по сравнению с периодом 1986-1990 гг.), сокращение уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства (агрегированный показатель предполагается снизить на 20% по сравнению с 1986-1988 гг.).

    При этом развивающиеся страны принимают  пониженные обязательства (2/3 от обязательств развитых стран), и они вводятся в действие на протяжении 10 лет. Наименее развитые страны вообще освобождаются от обязательств.

    В результате реализации этих мер можно  ожидать усиления позиций на мировом  продовольственном рынке тех стран, которые обладают наиболее развитым сельским хозяйством, ориентированным на потребности внешнего рынка (США, ЕС, Канада, Австралия, Аргентина и др.). В то же время производители сельскохозяйственной продукции в государствах – нетто-импортерах продовольствия, если не сумеют приспособиться к новым условиям, понесут значительные потери вследствие сокращения субсидирования их производства. Население этих стран может столкнуться со все возрастающим импортом всех видов сельскохозяйственной продукции, в первую очередь зерна, сахара, мясных и молочных продуктов, и соответственно с удорожанием продаваемого продовольствия, так как местные продукты не будут больше субсидироваться. 

    3.5 Перспективы решения продовольственной проблемы

    Многие  международные эксперты сходятся в  том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек. При этом спрос на продовольствие в развитых странах, где он и так достаточно высок, останется примерно на современном уровне (изменения коснутся главным образом структуры потребления и качества продуктов). В то же время усилие мирового сообщества по решению продовольственной проблемы приведут, как предполагается, к реальному росту потребления продовольствия в странах, где наблюдается его нехватка, т. е. в ряде государств Азии, Африки и Латинской Америки, а также Восточной Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Глобальное изменение климата и его влияние на экономику.

      Наблюдающееся в настоящее время глобальное потепление климата, по общепринятому мнению, связано в первую очередь с усилением так называемого "парникового эффекта" из-за антропогенного увеличения концентрации углекислого газа, метана и других атмосферных газов. При этом скорость возрастания концентрации СО2 не имеет аналогов в истории Земли. Возникают естественные вопросы: каким образом изменение климата будет сказываться на мировой экономике и какие меры следует принять для снижения его возможных негативных последствий? Сразу же необходимо отметить следующее: - Человечество отнюдь не бессильно в данной ситуации и в принципе может принять эффективные меры по сохранению существующего климата. Однако все эти меры весьма дорогостоящие - например, переход на источники энергии, альтернативные традиционным, основанным на сжигании ископаемого топлива. Применение таких мер может привести к большему экономическому ущербу, чем собственно от изменений климата.

      - "Излишки" углекислого газа  в отличие от метана и других  газов крайне медленно выводятся  из атмосферы (за многие столетия) . Поэтому эффективно стабилизировать климат можно лишь с помощью существенных и немедленных ограничений на антропогенные выбросы СО2.

      - Масштабные преобразования экономики  для стабилизации климата, скажем, переход от тепловых электростанций  к атомным, требуют достаточно длительного периода времени, измеряемого десятилетиями и сравнимого со временем наступления возможного качественного изменения климата.

      Вышеуказанные обстоятельства существенно сужают временные рамки даже для разработки соответствующих адекватных мер, не говоря об их осуществлении. Однако разработка таких мер крайне затруднена из-за большой неопределенности современных прогнозов изменения климата и, соответственно, оценок возможного экономического ущерба. Для решения возникшей глобальной проблемы требуется координация усилий политических деятелей и специалистов из самых разных отраслей знаний: экономистов, математиков, физиков, медиков, социологов и др. Поэтому при поддержке Программы ООН по окружающей среде UNEP (United Nations Enviroment Programme) и Всемирной Метеорологической Организации WMO (World Meteorological Organization) в 1988 г. была создана авторитетная Межправительственная комиссия по изменениям климата IPCC (The Intergovernmental Panel on Climate Change) . Основные цели этой комиссии таковы: - оценить доступную научную информацию по изменениям климата; - оценить социально-экономические последствия климатических изменений и их воздействий на окружающую среду; - сформулировать стратегию реагирования на эти изменения.

      За  истекшее десятилетие IPCC проделала большую работу по накоплению и анализу информации и подготовила серию отчетов, содержащих рекомендации, уже послужившие основой для принятия ряда важнейших международных соглашений ("Рамочная конвенция по изменениям климата", 1992 г., Рио-де-Жанейро; "Соглашения по ограничениям выбросов СО2", 1997 , Япония) .

      В выпуске каждого отчета обычно участвовали  один-два десятка ведущих авторов  и около сотни соавторов из 10-15 стран. Кроме того, каждый отчет рецензировался несколькими сотнями ведущих специалистов соответствующих областей знаний из нескольких десятков стран. Таким образом, уникальные исследования IPCC достаточно полно отражают коллективное мнение специалистов и только они служат основой разработки соответствующих межгосударственных соглашений по стабилизации климата.

      К сожалению, эти исследования недостаточно хорошо известны в России, а в отечественной литературе экономические аспекты потепления климата практически не рассматривались.

      Из-за отмеченной выше существенной неопределенности климатических прогнозов все оценки возможных экономических последствий потепления климата также крайне неопределенны, но, все же полезны при достаточно осторожном с ними обращении. Здесь мы будем опираться в основном на результаты исследований IPCC.

      Для упрощения анализа обычно рассматриваются  гипотетические ситуации при среднеглобальном увеличении температуры на 2.5 и 4°, что  отвечает изменению климата при  удвоении СО2 и реализации "наиболее вероятного" и "близкого к наиболее неблагоприятному" прогнозу климата соответственно. (Напомним, что такой климат может быть уже в ближайшие десятилетия.) Кратко опишем возможные последствия потепления на различные секторы экономики.

      Сельское  хозяйство: IPCC отмечает, что вследствие потепления возможный ущерб может возникнуть из-за уменьшения увлажнения почвы, увеличения количества вредителей растений и животных, а также вследствие стрессовых воздействий жары. Кроме того, в одних регионах может возрасти эрозия почвы по причине увеличения дождей, тогда как в других усилятся засухи.

      Модели  предсказывают, что в ряде регионов средних широт (например США) число  засушливых лет может возрасти с 5% в настоящее время до 50 к 2050 г. Однако отмечаются и возможные положительные  эффекты для экономики. Так, станет больше период времени, благоприятный для роста растений. Кроме того, ожидается увеличение урожаев при росте концентрации СО2 из-за известного стимулирующего действия углекислого газа на фотосинтез растений. Согласно лабораторным экспериментам, удвоение концентрации СО2 может на 1/3 увеличить урожайность риса, сои и других культур.

      При сравнительно небольшом падении  валового продукта ожидаются существенные изменения на рынке продовольственных  товаров. Так, даже при "очень неблагоприятных" сценариях (когда в большинстве развивающихся стран и бывшем СССР урожай уменьшится на 5-40%) валовой продукт может уменьшиться всего на 0.5%, но цены возрастут на 40%! По причине этого роста цен только в США потребители будут ежегодно тратить на продовольствие на 40 млрд. долл. больше, тогда как доходы фермеров возрастут всего на 19 млрд. долл. по сравнению с 1986 г.

Информация о работе Глобальные проблемы человечества: экономические аспекты