Функции и этапы развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:57, реферат

Описание

Экономическая теория – это не набор правил о том, как стать богатым. Она не даёт готовые решения всех проблем. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономической теории поможет каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

Работа состоит из  1 файл

функции экономики.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

       Впервые в немарксистской экономической  науке он признал наличие безработицы и кризисов, внутренне присущих капитализму, заявил о неспособности капитализма своими внутренними силами справиться с этими явлениями и необходимости вмешательства государства.

       Вплоть  до середины 70-х годов кейнсианство и неокейнсианство являлось определяющим в экономической мысли Запада. Большинство экономических школ разбилось на два крупных лагеря: неоклассиков, с одной стороны, и кейнсианцев – с другой. Между ними по сей день идёт острая теоретическая борьба по поводу роли государства в рыночной экономике.

       Монетаризм  – неоклассическая теория, базирующаяся на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении. Основателем  и лидером этой теории является М. Фридмен. Монетаризм глубоко исследует механизм обратного воздействия денежного мира на товарный мир, денежных инструментов и денежной политики на развитие экономики. Монетаристские концепции служат основой денежно-кредитной политики в качестве направления государственного регулирования. 
 
 

 

    2. Основные функции теории экономики.

     Экономическая теория в обществе выполняет несколько важных функций: познавательную, прогностическую, практическую, критическую, методологическую, воспитательную.

     1. Познавательная функция состоит  в том, чтобы всесторонне изучить  формы экономических явлений  и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, особенностей поведения хозяйствующих субъектов, что в западной экономической литературе обозначают термином «описательная наука». Затем проводится их обобщение, анализ и объяснение на этой основе сути экономических процессов и явлений. Анализируя действительность, оперируя фактами, положениями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает научные концепции (теории).

     2. Прогностическая функция экономической  теории состоит в определении  перспектив социально-экономического  развития на будущее. Изучая  и систематизируя факты экономической  действительности, раскрывая содержание  экономических категорий, законов, закономерностей, экономическая теория позволяет прогнозировать экономическое развитие, что дает возможность полнее учитывать потребности общества и более рационально использовать ограниченные ресурсы. Таким образом, прогностическая функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей и особое значение имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики.

     3. Практическая функция состоит  в научном обосновании экономической  политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики. Экономическая теория должна давать реальные результаты, стимулировать через свои концепции развитие общественного производства в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей людей. Таким образом, экономическая теория не только формулирует проблемы, но и указывает конкретные направления и способы их решения.

     4. Критическая функция экономической  теории позволяет выявлять достижения  и недостатки различных форм производства. Кроме того, она предполагает анализ, осмысление различных существующих точек зрения на предмет их соответствия достижениям теории и реальной хозяйственной практике. Формируя ту или иную концепцию, экономическая наука должна критически подходить к уже существующим положениям, доказывая их несостоятельность или общественную ценность.

     5. Методологическая функция экономической  теории заключается в том, что  она является основой, которая  позволяет определить направленность  экономического развития, в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.

     6. Воспитательная функция связана  с формированием определенного  мировоззрения, взглядов по различным  экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. Значимость этой функции особенно очевидна в условиях деидеологизации экономической науки и других сфер общественной жизнедеятельности. Ее реализация в новых условиях должна способствовать формированию экономического образа мышления.

 

      3. Основные тенденции развития экономической теории на современном этапе.

     К числу современных направлений  мировой экономической мысли  относится неоклассическая школа, представители которой формулируют  субъективную норию стоимости и  теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.

       В XIX в. экономическая наука всё больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы – Альфред Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

       Развивается и теория общего динамического равновесия (Леон Вальрас), с помощью которой  можно установить то, как спрос  на товары и услуги влияет на спрос  на факторы производства (труд, землю, капитал).

       В современной экономической теории следует выделить несколько крупных направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институциально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов  в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.)

       Особо следовало бы подчеркнуть роль и  течение экономической мысли  России. Развитие её начинается с образования  всероссийского рынка в XVII в. и трактовок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нащокина (1605-1680гг.) Его взгляды – проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими учёными, как И. Т. Посошков (1652-1726гг.), М. В. Ломоносов (1711-1765гг.), М. М. Сперанский (1772-1839гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герцена, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ.

       Особое  место в истории российской экономической мысли занимает марксистское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столетия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развивались. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938гг.), разработавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938гг.), обосновавшего организа-ционно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма».

       В период перестройки экономики в  России, демократии и гласности учёные интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ применительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этой школы – Е. Гайдар, С. Шаталин, Г.Явлинский и др., обосновывают необходимость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на основе использования монетаризма и разумного государственного регулирования.

       До 90-х годов в стране преобладающее  значение в форматировании экономического мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская политэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К.Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литература прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привёл к тому, что экономисты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие надуманные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т.д.

 

        Заключение.

         Как о самостоятельной научной дисциплине об экономической теории можно говорить лишь начиная с XVI-XVII вв. Развитие и усложнение хозяйственных связей внутри предприятий и между ними, формирование местных, национальных и международных рынков обусловили необходимость научного обобщения протекающих в них экономических процессов. На первых порах на поверхности оказались процессы в области торговли, обращения товаров и денег.

      Первой  теоретической школой был меркантилизм. Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото).

      Позже появляется теоретическое учение физиократов. Вслед за основателем учения Франсуа  Кенэ (1694 – 1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль – сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путём и представляется даром природы.

          Представители классической школы  Давид Рикардо (1772 – 1823 гг.), Адам Смит (1723 – 1790 гг.) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причём во всех его отраслях

Главное достижение классической политической экономии состоит в том, что она  заложила начала трудовой теории стоимости

       В современной экономической теории выделяется несколько крупных направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институциально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов  в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).

       Неоклассическая теория выработала язык, основные понятия, аналитический аппарат и метод  исследования в данной области научного знания.

       И в наше время экономическая  теория не стоит не месте,  она развивается. Российские и зарубежные учёные дискуссируют на темы наследия К.Маркса, путей обновления и развития экономической теории, вклада неоклассики в развитие экономической теории и т.д. Экономическая теория будет развиваться, совершенствоваться и улучшаться пока люди занимаются хозяйственной деятельностью.   

 

Список использованной литературы. 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М, 2001.
  2. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник – М, 2004.
  3. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории – М., 1994.
  4. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Процесс производства капитала - М., 1987.
  5. Экономическая теория. Микроэкономика - под ред. Журавлёвой Г.П. – М, 2004.
  6. Экономическая теория - под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С.– СПб, 2003.
  7. Ядгаров  Я.С. История экономических учений – М, 2005.

Информация о работе Функции и этапы развития экономической теории